Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Как развивается зрение ребенка? — Детская клиника Kinder Klinik

После долгожданного рождения малыша у родителей возникает множество вопросов и волнений, в частности относительно глаз младенца. Родители ожидают увидеть голубые или карие глаза своего ребенка, которые с любовью и теплом будут смотреть на маму и папу. Вместо этого ребенок бОльшую часть времени проводит с закрытыми глазами, недовольно щурясь при появлении солнечного света. А темно-серый цвет радужки, набухшие и покрасневшие веки откровенно пугают родителей. Но всегда ли стоит беспокоиться? Что для малыша является нормальным, а что требует обследования и лечения офтальмолога? Давайте проследим сложный путь развития зрительного анализатора ребенка вместе с детским врачом-офтальмологом KinderKlinik Еленой Владимировной Филатовой.

Как развивается зрительная система ребенка? Формирование глаз начинается на третьей неделе внутриутробного развития, когда длина зародыша составляет не более 3 миллиметров. В последующие месяцы глаза ребенка проходят сложный процесс развития, который продолжается после рождения малыша в течение 10-12 лет. При рождении ребенка глаза внешне имеют сформированный вид, но этого недостаточно для полноценного зрительного восприятия. Глаз малыша воспринимает изображение и преобразует его в электрические импульсы, которые направляются к коре головного мозга. Там происходит процесс формирования зрительного образа с участием других органов чувств. На момент рождения сетчатка глаза — наша чрезвычайно чувствительна «фотопленка», а также кора головного мозга функционально и структурно не готовы формировать высококачественное изображение. Ребенок учится четко видеть так же, как ходить и говорить, и этот процесс продолжается годы жизни малышей.

Как выглядят глаза ребенка при рождении? Итак, малыш родился! БОльшую часть времени глаза новорожденного ребенка закрыты. Веки умеренно отечны, их движения замедленные, вялые. Кожа на веках очень тонкая и нежная, часто можно увидеть розовые «пятна» за счет расширенных кровеносных сосудов. Глазные щели узкие, часто одна глазная щель кажется уже другой. Во время сна может не происходить полного смыкания век. Появление света заставляет новорожденного ребенка жмуриться. Может вызвать вздрагивания и хаотические движения ножками и ручками. Движения глаз не скоординированы, хаотичны, взгляд блуждающий. Это связано не с потребностями зрительного анализатора, а с диффузным возбуждением центральной нервной системы. Радужка новорожденных детей имеет темный серо-синий цвет, поэтому сразу прогнозировать, какого цвета будут глаза малыша невозможно. Пигментные клетки, хроматофоры, будут постепенно накапливать соответствующий пигмент в течение первого года жизни. Окончательное формирование цвета глаз может происходить до десятилетнего возраста. Мамы новорожденных малышей часто волнуются из-за отсутствия слез во время плача ребенка. Эта особенность связана с незрелостью центральной нервной системы и присуща малышам до 4-6 недель.

1-й месяц

В течение первого года жизни отмечается быстрый рост глаз малыша, что заставляет родителей своевременно подстраиваться под потребности ребенка в познании окружающего мира. В конце первого месяца жизни папа и мама замечают значительные изменения во взгляде своей малышей: ребенок может устойчиво фиксировать взгляд обеими глазами (бинокулярно) на источнике света или на лице наклоненного над ним взрослого, но еще не может следить за ним. Острота зрения ребенка в этом возрасте очень низкая, по разным данным составляет около 1-2% от «взрослой». Малыш видит контуры предметов и лица людей расплывчато.

2 месяца

В возрасте двух месяцев ребенок уверенно фиксирует взгляд на ярких или контрастных игрушках, с удовольствием рассматривает лицо родного человека, которое приблизилось к малышу. Ребенок начинает следить за перемещением ярких предметов в горизонтальной плоскости. При этом задействовано не только зрение, но и слух, осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга.

3-й месяц

На третьем месяце дети радуют своих родителей новыми достижениями. Малыши уже умеют продолжительно фиксировать взгляд и следить обеими глазами за перемещением ярких игрушек и людей, преимущественно в горизонтальной плоскости. Глаза стабильно удерживаются в правильном положении, одновременно фиксируются на предмете, который привлек внимание. Ребенок узнает и улыбается, увидев лицо мамы или папы, искренне радуется ярким подвижным игрушкам. Малыш сразу поворачивает голову и глаза на звук, рассматривает свои руки и предметы, которые держит. В этом возрасте дети еще не умеют правильно оценивать расстояния между предметами и их объем, воспринимают окружающее пространство как плоский рисунок, поэтому легко промахиваются при попытке схватить игрушку.

А что дальше? Пройдет еще несколько месяцев, и малыш откроет для себя третье измерение окружающего пространства, научится правильно оценивать расстояние и уверенно хватать любимые игрушки, чтобы тщательно рассмотреть их или положить в рот. Дети быстро научатся следить за яркими предметами не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, наблюдать за взглядом родителей и выражением их лица. Начиная с 8-9 месяцев, ребенок будет с интересом рассматривать отражение в зеркале, узнавать себя и родных, получая при этом массу положительных эмоций. Острота зрения малыша будет постепенно увеличиваться, что позволит не только исследовать любимые игрушки, но и даст возможность активно знакомиться с окружающим пространством. Процесс развития зрительных функций у малышей длительный и постепенный. В возрасте 1 года острота зрения ребенка достигнет 10% от «взрослой» нормы, в 3 года — 50-70%. И только в возрасте 5-8 лет сформируется 100% зрение. Постепенно будет развиваться восприятие цветов и формироваться объемное (бинокулярное) зрение.

Как можно способствовать развитию зрения ребенка? Главными стимуляторами зрительных функций малышей являются свет и цвет. Можно утверждать, что содействие формированию зрения ребенка начинается с обустройства детской комнаты, организации достаточного уровня естественного и искусственного освещения. При этом следует отдавать предпочтение мягкому, спокойному желтому свету. При декорировании стен выбирайте светлые пастельные оттенки желтого, розового, голубого, зеленого, цвета «кофе с молоком» или лаванды. В оформлении комнаты для малыша не рекомендуется использование, как основного, белого цвета. Яркие мебель, аппликации, пеленки, шторы, игрушки не только будут способствовать уютной атмосфере в детской, но и создадут цветные пятна, необходимые для стимуляции развития зрения. Следует помнить, что дети имеют суженное по периферии поле зрения, поэтому игрушечные гирлянды и погремушки целесообразно размещать в центре, на расстоянии 30-50 см над животиком ребенка. Также важную роль для развития зрения играют прогулки на свежем воздухе, когда ребенок имеет возможность рассматривать яркие цветы, листья на деревьях, следить за птицами, играть с мячом.

Каким образом можно помешать снижению остроты зрения у ребенка? В процессе развития зрительная система малышей очень чувствительна к действию различных неблагоприятных факторов. Даже незначительные зрительные перегрузки, недостаточный уровень освещения в детской комнате, нерациональное питание могут не только тормозить развитие зрения, но и вызвать его снижение. Чтобы предотвратить развитие патологии, следует отказаться от многочасовых сеансов перед телевизором, ограничить и тщательно контролировать использование различных гаджетов. Очень важны активный образ жизни и занятия спортом. Когда ребенок бегает, плавает, катается на велосипеде, он уже не сидит в мобильном телефоне или за компьютером. Особенно полезными для улучшения зрительных функций являются занятия большим и малым теннисом, баскетболом, бадминтоном и другие игры с мячами. Для поддержания здоровья глаз рацион ребенка должен содержать достаточное количество овощей и фруктов, мясо рыбы и птицы, яйца, крупы, орехи. Не стоит забывать о рациональной организации естественного и искусственного освещения рабочего места ребенка и его жилого пространства.

Какими могут быть первые проявления заболеваний зрительной системы у малыша? К сожалению, в современном мире заболевания зрительного анализатора у детей возникают все чаще. Многие нарушения в наше время подлежат эффективному лечению при своевременной диагностике. Родителям следует как можно быстрее обратиться к детскому офтальмологу, если ребенок не фиксирует, или неустойчиво фиксирует взгляд, не интересуется яркими игрушками, жалуется на головные боли или имеет проявления косоглазия. При развитии косоглазия у ребенка отмечается постоянное или периодическое отклонение одного глаза по отношению к другому. При закисании и покраснении глаз, слезотечении, отеке век также необходимо обращаться за квалифицированной медицинской помощью. Своевременность — это главный фактор, который будет определять бытовой, профессиональный и психологический комфорт ребенка в дальнейшей жизни, поэтому будьте внимательны к своему ребенку, при подозрении на нарушение зрения своевременно обращайтесь к детскому офтальмологу для проведения диагностики и лечения! И будьте здоровы!

Читайте также: Конъюнктивит: как защитить ребенка

Этапы развития зрения у новорожденных | Детское Зрение

Развитие зрительных органов ребенка во время беременности

Зрительные органы и зрительная область мозга начинают развиваться в утробе матери задолго до рождения малыша. У эмбриона формирование глазных органов начинается в 8-10 недель беременности. Уже в возрасте шестнадцати недель плод реагирует на свет. Конец второго триместра знаменуется полным формированием глаз. В конце срока беременности плод может открывать глаза, моргать и следить за ярким светом вокруг матери.

Для правильного развития зрительной системы важно сбалансированное питание мамы во время беременности. Неоспорима ценность витамина А. Овощи, фрукты, молочные продукты в рационе мамы помогут правильному формированию органов зрения.

Специалисты установили также, что глазам не родившегося еще малыша нужен солнечный свет. Хотя в утробе матери темно, определенные фотоны света проникают в матку, если женщина находится в лучах солнца.

Зрение ребенка в первый месяц жизни

Зрение новорожденного значительно отличается от зрения взрослого человека. Это объясняется тем, что глаза малыша разнятся физиологически  с  глазами взрослого.

Глазные яблоки младенца меньше, чем глазные яблоки взрослого. Изображение возникает не на сетчатке, а за ней. Поэтому все новорожденные страдают нормальной дальнозоркостью.

Груднички не могут различать очертания мелких предметов. Картинка окружающего мира, которую видим мы, для новорожденного представляется набором пятен, имеющих разную степень интенсивности и освещенности. Глаза продолжают формироваться для нормального видения.

Окружающий мир для малыша в первый месяц жизни предстает в черно-белых тонах, яркие краски он не различает. Поэтому разноцветные погремушки в этом возрасте совершенно не к чему. Лицо мамы, на расстоянии не больше 20-30 сантиметров, малыш различает. 

Тьма и свет младенцу понятны. Яркий свет заставляет его усиленно моргать, зажмуриваться. Ребенок может вздрагивать, чересчур яркий свет может вызвать плач. Такое поведение относится к безусловным зрительным рефлексам, которые проверяют еще в роддоме.

Приблизительно в три недели после рождения младенец начинает различать что-то, кроме света. В этот период начинается формирование цветового и предметного зрения.

Второй и третий месяц жизни ребенка

В возрасте двух месяцев младенец начинает видеть цвета, пока только яркие. Близкие тона пока не различает, например, синий и голубой. Малыш уже замечает и удерживает взгляд на предметах, расположенных на расстоянии до 60 сантиметров. Он улавливает движение предметов (в горизонтальном направлении), может следить за ними глазами. Предметы предстают перед ребенком уже не в таком размытом виде, как прежде. Зрение приобретает резкость. Малыш различает лица людей, которые находятся с ним в одном пространстве.

К трем месяцам младенец следит за передвижением предметов вниз-вверх и вправо-влево. Он повторяет движение глазными яблоками и поворачивая головку на яркие интересующие его предметы.

Малышу четыре месяца

В этом возрасте малыш уже может определять расстояние до предметов, хватать их. Для развития этих навыков родители должны давать ребенку игрушки, развивая зрение и хватательные навыки.

Возраст – 5 месяцев

В этом возрасте ребенок гораздо лучше различает движущиеся предметы. Он распознает объект по его частям. Развивается способность различать оттенки, малышу уже подвластно цветное восприятие мира.

Возраст ребенка от шести месяцев до года

В шесть месяцев у ребенка уже развито стереоскопическое зрение, что дает возможность видеть окружающий мир объемным. Ребенок учится сидеть и ползать, что способствует развитию корковой части головного мозга, отвечающей, в том числе, за сохранение в памяти зрительных образов. Совершенствуется хватательный рефлекс – обычно малышу дают палец, который он уже держит в своей ручке.

Ребенок обладает в этом возрасте глубиной и остротой зрения, которая уже приближается к этим же характеристикам взрослого человека.

В восемь месяцев малыш хорошо различает облик предметов, лица взрослых на расстоянии нескольких метров. К этому возрасту окраска радужной оболочки уже становится постоянной, может лишь несколько измениться её оттенок.

Зрение годовалого ребенка

Малыш в возрасте одного года уже способен с интересом рассматривать книги с цветными картинками. Можно ему читать книжки, показывая иллюстрации. Ребенок, двигаясь по полу ползком или уже ногами, собирает мелкие предметы, с радостью и интересом двигается к яркой игрушке.

Следует помнить, что этапы развития зрения у малышей происходят по-разному. Если что-то в развитии ребенка не совпадает с выше указанными, нет основания бить тревогу. Иногда какие-то навыки и умения запаздывают на несколько недель.

Обследования новорожденного офтальмологом

Первое обследование глаз проводится врачом-неонатологом в родильном доме. Затем – плановые проверки в возрасте одного месяца, трех (для недоношенных детей), шести месяцев  и года. Если родители заметили какие-либо отклонения в зрительных органах, к врачу следует обратиться в любой срок.

Проверка в роддоме позволяет диагностировать некоторые врожденные патологии зрительной системы. Врач может распознать врожденные катаракту и глаукому, ретинопатию, атрофию зрительного нерва и другие недуги глаз. Болезни характеризуются внешними признаками: подергивание и подрагивание зрачков (нистагм), опущением век (птоз). Тем не менее, осмотр в роддоме не дает полной гарантии отсутствия зрительных недугов, поскольку многие из них развиваются со временем.

Поэтому важны последующие посещения детского офтальмолога.

Первый осмотр – в возрасте одного месяца. Врач оценивает зрительные рефлексы (световой тест), производит общий осмотр глаз. Исследуется размер и форма глазных яблок, зрачков, чистота хрусталика.

Посещение офтальмолога в шесть месяцев может дать более полную картину о состоянии зрительных органов ребенка. Они оцениваются визуально и с использованием приборов. Проверяется:

  • двигательная активность глаз;
  • фокусировка на предметах;
  • аккомодация;
  • рефракция;
  • синхронность реакции.

Врач уже может с полной определенностью сказать — является ли имеющиеся косоглазие безвредным или это недуг, нуждающийся в коррекции.

В этом возрасте возможна проверка зрения с использованием специальной таблицы. Она представляет собой лист бумаги, на котором одна половина – белая, а вторая – в черно-белых полосках. Малыш с нормальным развитием глаз начинает рассматривать часть полосатую.

В каких случаях требуется внеплановое посещение офтальмолога

Родители должны отвести ребенка на прием к детскому офтальмологу при обнаружении некоторых симптомов и ситуаций:

  • если у родителей или близких родственников имеются проблемы со зрением, то врача следует посещать чаще, чем предусмотрено;
  • если ребенок недоношенный;
  • глаза младенца не чувствительны к свету — в возрасте одного месяца он не реагирует на луч света, направленный ему в лицо;
  • малыш после трех месяцев реагирует только на игрушки, издающие звуки, не фокусируя взгляд на ярких цветных предметах беззвучных;
  • в возрасте четырех месяцев не следит обоими глазами за движущимися предметами;
  • в пять-семь месяцев ребенок не различает лица родных, не пытается взять близко расположенную игрушку;
  • у малыша различные размеры зрачков;
  • глазки слезятся или появились какие-либо выделения из них;
  • веки опухшие, красные;
  • зрачки мелко подрагивают, мигают, двигаются непроизвольно влево-вправо, вверх-вниз, дергаются;
  • замечается «выпуклость» глаз;
  • к возрасту одного года малыш не замечает удаленных предметов, например, не реагирует на взлетающих птиц.

Эти признаки должны насторожить родителей и явиться неоспоримым поводом посещения детского офтальмолога.

Профилактика возникновения зрительных недугов

Травмы глаз у детей – достаточно частое явление. Родители должны тщательно следить за малышами. Ногти у грудничков становятся острыми, даже когда они совсем немного отросли. Потому важно следить, чтобы малыш не оцарапался, в том числе, не повредил глаза. В арсенале маленьких детей должны быть только игрушки без острых краев, которыми можно повредить глаза. Недопустимо нахождение малыша, в пыльном, задымленном помещении. Такая обстановка плохо влияет не только на дыхательные органы, но и на органы зрения.

Некоторые мамы, не дожидаясь посещения врача, начинают что-то закапывать в глазки ребенка при появлении гноя или других выделений. Этого ни в коем случае делать нельзя. Только детский офтальмолог способен определить причину и назначить адекватное лечение.

Ребенок до года не способен нормально воспринимать картинки на экране телевизора или различных гаджетов. Пользы от такого просмотра нет, но нагрузка на органы зрения возникает.

Воспалительные процессы часто возникают у малышей после игры в песочнице или пускании мыльных пузырей. Маленькие дети трут глаза грязными руками, что приводит к воспалению глаз. Такие недуги в дальнейшем могут привести к ухудшению зрения.

Развитие зрительных органов у детей до года является одним из важных процессов в жизни малыша. Родители должны быть внимательны к этому явлению, поскольку хорошее зрение является важным фактором для дальнейшей полноценной и насыщенной жизни своего ребенка.

Как развивается зрение новорождённого — Детям Глаукома.ру

В первую неделю жизни младенцы видят окружающий мир размыто и в сероватых оттенках. На становление зрительной системы уходят месяцы, и это совершенно нормально. Вот несколько основных этапов развития зрения новорождённого:

Первые дни после рождения

В первые дни малыша обязательно осматривает офтальмолог, чтобы исключить серьёзные врождённые патологии. Кроме того, обычно на глаза ребёнка наносится антибиотическая мазь, которая поможет предотвратить глазную инфекцию от бактерий, присутствующих в родовом канале.

  • При рождении ваш малыш видит только оттенки серого. Нервные клетки сетчатки и головного мозга пока ещё недостаточно развиты и не могут различать цвета.
  • Глаза новорождённого не способны фокусироваться на близких предметах. На это нужно время.
  • Большие глаза у младенца — это нормально. Здоровое развитие ребенка начинается как раз с головы. При рождении размер глаз составляет 65 % от их «взрослого» состояния!

1 месяц: знакомство с цветами

Глаза ребенка не очень чувствительны к свету в первый месяц после рождения. Зато у малыша быстро развивается способность различать цвета. 

  • Через неделю после рождения дети могут видеть красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета. А вот на знакомство с синим и его оттенками уйдёт больше времени: на сетчатке человека меньше цветовых рецепторов синего света.
  • Не беспокойтесь, если глаза вашего ребенка иногда двигаются не синхронно. Но если один из глаз начинает «косить» постоянно, немедленно запишитесь на приём к доктору!

2-3 месяц: острота зрения

В этот период у детей повышается острота зрения, и движения глаз становятся всё более синхронными.

  • Ребенок на этом этапе должен следить за движущимися объектами и начинать тянуться к вещам, которые он видит.
  • Младенцы в 2-3 месяца учатся переводить взгляд с одного объекта на другой, не двигая головой.
  • Глаза становятся всё более чувствительными к свету. Поэтому обязательно приглушайте свет ночью, чтобы не нарушать ритмы дня и ночи.

4-6 месяцев: развитие зрительных центров

С 4 по 6 месяц жизни в зрительных центрах головного мозга происходят значительные улучшения: ребёнок видит отчетливее, его глаза двигаются достаточно быстро, чтобы следить за движущимися объектами.

  • Острота зрения улучшается с 20/400 при рождении до 20/25 в возрасте 6 месяцев. 
  • Цветовое зрение становится таким же, как у взрослого: ребёнок может видеть все цвета радуги.
  • 6 месяцев — это время для первого основательного осмотра офтальмолога. Врач оценит остроту зрения и состояние глаз в целом: важно не пропустить этот приём, чтобы убедиться, что развитию зрения ничего не мешает.

7-12 месяцев: координация

Ребёнок становится всё более подвижным, начинает изучать мир вокруг себя. На этом этапе дети лучше осознают свое тело и учатся координировать зрение с движениями. 

  • Ребёнок лучше оценивает расстояния и точнее схватывает и бросает предметы.
  • Глаза малыша могут поменять цвет в этом возрасте. Большинство детей рождаются с голубыми глазами, потому что более темные пигменты в радужной оболочке не полностью развиты.

Источник

Детское зрение требует особенной заботы и внимания. Но в то же время лучше не торопить события: дайте организму малыша развиваться в своём темпе. Обратитесь к врачу при появлении поводов для беспокойства: он подробнее расскажет о пределах нормы и о том, как меняется детский организм.

Проверка зрения у детей: нормы и отклонения

Оглавление

Детское зрение: особенности

Особенности детского зрения обусловлены несовершенством зрительного аппарата:

  • Пластичность – при несоблюдении гигиены зрения в младенчестве легко спровоцировать развитие косоглазия, миопии, астигматизма и др., но при этом многие врожденные патологии лечатся консервативно
  • Физиологическая дальнозоркость – глазное яблоко укорочено по переднезаднему размеру, по мере роста гиперметропия (дальнозоркость) уменьшается и полностью исчезает к 7 годам

Как проверить?

Диагностика зрения у детей проводится в плановом порядке в роддоме, затем в 1 и 12 месяцев.

  • Первый осмотр направлен на исключение грубых врожденных патологий: катаракты, глаукомы, атрофии глазного нерва, ретинобластомы, экзофтальма
  • В месяц офтальмолог проверяет зрительные рефлексы и органические изменения в сетчатке, камерах глаза, хрусталике, так как некоторые патологии проявляются не сразу
  • В год уже возможна диагностика с использованием аппаратов
  • После 2 лет используют таблицы: Орловой (с рисунками разной величины), Сивцева (с буквами) или Головиной (с разомкнутыми кольцами)

Самостоятельная проверка

  • Насторожить родителей должны несинхронные движения глазных яблок малыша – это симптомы нистагма, косоглазия и др.
  • Экзофтальм (выбухание глазного яблока) – возможный симптом повышенного внутричерепного давления, гидроцефалии, опухолей
  • Поможет знание зрительных особенностей детей до года – к 3 месяцам младенец уже выделяет лицо матери из прочих, фокусирует на нем взгляд, способен проследить за игрушкой, если игрушка находится на расстоянии 50 см от лица

При подозрении на любую из патологий требуется немедленная консультация врача.

Заболевания у детей

  • Катаракта (помутнение хрусталика) – часто бывает врожденной, ведет к нарушению светового и цветового восприятия, постепенной утрате зрения
  • Глаукома (скопление лишней жидкости в камерах глаза, повышающее глазное давление) – приводит к нарушению кровообращения, атрофии зрительного нерва, слепоте
  • Ретинобластома (опухоль сетчатки из эмбриональных тканей) – проявляется до 2 лет, часто приводит к удалению глаза
  • Амблиопия («ленивый глаз») – снижение зрения, не связанное с органическими заболеваниями, например в результате нарушения проводимости зрительного нерва
  • Миопия (близорукость) – может быть истинной (из-за вытянутой формы глазных яблок) и ложной (в результате спазма аккомодации)
  • Гиперметропия – дальнозоркость, сохранившаяся после 7 лет

Классификация нарушений

В зависимости от возможности коррекции нарушения могут быть обратимыми и необратимыми. В соответствии со способностью видеть выделяют несколько степеней зрительной недостаточности:

  • Полная, или тотальная, слепота – полностью отсутствует способность воспринимать зрительные раздражители, в том числе яркий свет и темноту
  • Частичная слепота – способность к различению света и темноты сохраняется
  • Слабовидение – 5–20% от нормального зрения, возможность использования зрительного анализатора для обучения, познания мира

Причины нарушений

Диагностика зрения у детей до года чаще выявляет нарушения, ставшие результатом порока развития, однако существуют и другие причины:

  • Воспалительные и инфекционные заболевания, приводящие к помутнению глазных сред, изменению кровоснабжения сетчатки
  • Патологические процессы в нервном аппарате глаза, поражение головного мозга
  • Травмы

У детей более старшего возраста на зрение влияет чрезмерная увлеченность гаджетами, несоблюдение зрительного режима.

Симптомы и признаки

  • Ребенок не фокусирует на предмете оба глаза – один отстает или косит
  • Глазные яблоки совершают неконтролируемые движения
  • Проблемы с координацией – не может захватить предмет, спотыкается
  • Не реагирует на движение, если не сопроводить его звуком
  • Не видит указанные вдали объекты
  • Прищуривается или наклоняет голову на один бок, когда всматривается в картинки в книге, буквы

Появление этих симптомов – повод для внеплановой консультации у детского офтальмолога.

Методы лечения

  • Фотостимуляция – аппаратная стимуляция сетчатки ритмичными цветовыми сигналами
  • Электростимуляция – воздействие импульсным током на глазные нервы
  • Гимнастика (метод Жданова) – тренировка глазных мышц, эффективна при спазмах аккомодации, миопии
  • Ношение корректирующей оптики – очков (с 2–3 лет), контактных линз (с 8 лет), специальных ночных линз (с 7 лет), которые надеваются только на время сна

Профилактика

  • С первых дней – правильное оформление детской: светлые тона, много естественного света, симметричное размещение ярких предметов на расстоянии 30–50 см от лица малыша поочередно справа и слева, использование мобиля
  • Поздняя – чередование зрительных нагрузок с отдыхом через каждые 20 минут, ограничение просмотров видео до 15 минут в день
  • Организация рабочего места школьника – окно слева (для левшей – наоборот), дополнительный источник освещения, мебель, обеспечивающая правильную осанку и расстояние до тетради не менее 30 см
  • Регулярная проверка зрения – особенно до 2 лет, в начальной школе не реже раза в год

Преимущества проведения процедуры в МЕДСИ

  • Диагностика зрения у детей безопасными аппаратными методами
  • Консультация детского офтальмолога сразу после обследования
  • Наблюдение после коррекции и в процессе лечения

Плановые осмотры специалистами, комиссии перед поступлением в сад, школу, вуз в удобное для вас время; для записи звоните по круглосуточному телефону 8 (495) 7-800-500.

Слух и зрение у новорожденных

Многие уверены, что малыш, который только появился на свет, ничего не слышит и не видит. Это не так. Ребенок слышит и видит — только по-своему.

Научиться и забыть

Слышать малыш начинает еще…  у мамы в животе. Сначала только низкие звуки, вскоре после рождения он начинает слышать и высокие звуки. Самый родной голос — мамочкин — младенец  узнает уже в возрасте 5 недель.

Зрение у новорожденных не такое, как у взрослых: он видит лишь очертания предметов; когда закрывает глаза – значит реагирует на яркий свет. Мир крохи представлен черно-бело гаммой. Узнавать маму по зрительному образу малыш начинает в возрасте от 3 до 5 месяцев, а по запаху — в возрасте 10 дней.

Первые реакции на внешние раздражители формируются у каждого ребенка сугубо индивидуально. Некоторые детки в первый месяц реагируют на все яркое, на звук погремушки, но при этом они не очень активно работают ручками и ножками. Другие — наоборот — очень активны в движениях, но плохо реагируют на звуки и находящиеся рядом игрушки. Если вы не заметили этих реакций, не переживайте: со временем каждый малыш научится реагировать на посторонние звуки, на  яркие игрушки.

Доказано, что ребенок 2 – 3 дней отроду умеет улыбаться. Просто спустя какое-то время эту способность он утрачивает и вновь начинает улыбаться приблизительно через месяц после рождения. У крохи также проявляется рефлекс  ходьбы: попробуйте (поддерживая его) сделать так, чтобы маленькие ступни коснулись любой поверхности. Малыш сразу начнет дергать ножками, но быстро разучится своей «походке» — лишь через 10-12 месяцев снова вспомнит эти движения.

Зрение как результат кормления

Самым главным человеком в жизни новорожденного ребенка является мама. Именно ее лицо он начинает узнавать первым. Немаловажную роль в этом играет грудное кормление. Малыш чувствует мамино тепло, мамины эмоции. Во время кормления лицо родительницы  всегда перед его глазами, постепенно он начинает реагировать на то, что она говорит. Совсем скоро ребенок научится фокусировать свой взгляд, управлять зрением.

Развитие слуха

Следующим этапом  в развитии малыша в первый месяц жизни будет то, что он начнет отыскать взглядом предмет, издающий звуки (погремушку, музыкальную игрушку, телевизор, радио). Так происходит развитие слуха. Этот процесс ускорится, если вы будете помогать ребенку, создавать ему все необходимые условия.

Признание в любви

Каждому малышу, даже самому маленькому, необходимо наше внимание и общение. Ведь, общаясь с нами, он очень многому учится. С грудничком надо чаще разговаривать, петь ему песни, рассказывать сказки. Он непросто нас слушает, он еще и запоминает! Не стоит игнорировать его плач, не бойтесь лишний раз взять кроху на руки, покачайте, расскажите ему, как вы его любите. Не надо стесняться своих чувств и эмоций. Если малыш чувствует, что вы его любите, у него раньше начнут развиваться навыки общения, что принесет вам, в свою очередь, большую радость.

В 2-3 месяца ребенок уже способен  внимательно рассматривать подвешенные над ним (в кроватке, коляске) мягкие игрушки,  поднимать головку и грудь, улыбаться вам, достаточно хорошо реагирует на звуки. Он уже поворачивается на бок и на живот, при помощи взрослых «стоит» на ногах. После еды ребенок радуется: весело вскрикивает. Но развитие каждого ребенка происходит по-разному, поэтому не стоит очень переживать, если малыш в этом возрасте не умеет переворачиваться на бок или реагирует на игрушки и другие предметы не так бурно, как соседский малыш. Он обязательно всему научиться, только немного позже!  В этом возрасте дети очень чувствительны: если они начинают беспокоиться, кричат, важно вовремя понять причину волнения и суметь успокоить ребенка.

Чтобы малыш потихоньку начинал общаться, а в дальнейшем не замыкался в себе, нужно чаще разговаривать с ним. Вы можете просто читать ему или что-то рассказывать как полноценному собеседнику. Во время общения с крохой у вас обязательно должно быть хорошее настроение, потому что малыши чувствуют нас, взрослых. Если вы в плохом настроении, ребенок будет очень беспокойным и капризным, поэтому оставляйте все свои неприятности за порогом.

Хвалите своего пупса за каждое небольшое достижение: даже его первая улыбка заслуживает поощрения! Называйте малыша ласковыми словами, почаще прижимайте к себе — больше тактильного контакта, он должен чувствовать связь с вами.

Любите своих малышей! И помните: ваш ребенок — уникален, он не похож на других и поэтому развиваться кроха будет по-своему.

Зрение, слух, обоняние. Что видит и слышит ваш грудничок


Каковы его ощущения, что он видит, появляясь на свет, что чувствует? Реагирует ли он на множество действующих на него раздражителей?


 

Зрение


 

В первые две недели новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы — под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают независимо друг от друга. В этот период зрение пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека и находится в пределах до 0,015 и постепенно возрастает до 0,01-0,03. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т. е. 100%) еще вообще не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное – это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь, бутылочка с соской. Поле зрения равно примерно 300, поэтому папа стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.


 

Через две — пять недель после рождения младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике (пламя свечи, свет фонарика в темноте). На 10-й день ребенок уже следит глазами за крупной яркой игрушкой (больше 15 см), которая движется в поле его зрения на расстоянии 20 — 75 см. Тем не менее, до двух — четырех месяцев зрение новорожденного все равно считается слаборазвитым. Младенцы в основном смотрят по горизонтали, а со временем — по вертикали. При этом многие родители пугаются, когда замечают, что глаза у малыша направлены в разные стороны, т.е. каждый глаз как бы блуждает сам по себе. Пока такие беспокойства излишни — это вполне нормально. Только через четыре, а иногда и восемь недель у новорожденных согласуются движения обоих глаз. Если же косоглазие сохраняется более восьми недель, малыша необходимо показать врачу.


 

К 3-4 месяцу моторика глаз развита достаточно хорошо. Родителям малыша следует помнить: чем больше и разнообразнее движения при игре с ним они производят, тем быстрее развивается зрительная функция ребенка. Также хороши в этом возрасте игры на хватательный рефлекс различных предметов. Делают детки, как правило, это неуклюже, потому как еще не способны оценить ни расстояния до предмета, ни его объема.


 

Начиная с полугода, малыш начинает активно осматриваться и обследовать “близлежащую территорию”. Хватательный рефлекс уже более точен и отработан, благодаря чему формируется зрительное представление расстояния, что ведет к началу трехмерного восприятия мира.


 

В период от 8 до 12 месяцев малыш воспринимает предметы не только целиком, а и по частям. Он активно пытается найти предметы, которые внезапно пропадают с его поля зрения, так как уже понимает, что предмет никуда не делся, а просто находится в другом месте. Другими словами, малыш четко фиксирует связи между предметами и начинает видеть “по-взрослому”.


 

Слух


 


У ребенка он развит больше, чем зрение, и это нормально, поскольку новорожденный ребенок много слышал в течение своей внутриутробной жизни. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что младенец не вздрагивает, когда хлопает дверь или раздается сильный шум; поскольку его ухо уже натренировано, он может различать близкие и далекие шумы. Даже когда малыш спит со сжатыми кулачками, а рядом с ним шепчутся, он начинает ворочаться и моргать. Если же тихий разговор продолжается, ребенок начинает возиться и просыпаться.


 


Новорожденные предпочитают более высокий материнский голос отцовскому, они также любят низкие звуки – с “утробными” нотками (ведь это та музыка, к которой они привыкли в материнском чреве). Они быстрее успокаиваются, слушая музыку с медленно ускоряющимся и замедляющимся ритмом. Чаще это классическая музыка. Громкая рок-музыка с ее беспорядочными ритмами нарушает спокойствие новорожденных.


 


Вам вовсе не следует ходить на цыпочках и говорить шепотом в комнате, где находится новорожденный ребенок. У малышей есть удивительная способность не воспринимать раздражающие их шумы. Эти барьеры действуют даже тогда, когда ребенок бодрствует. Иногда вы долго не можете дозваться заигравшегося малыша и вы беспокоитесь, а слышит ли он вообще? Все в порядке, просто он не замечает вашего зова. Дело в том, что дети очень избирательно относятся к информации из внешнего мира. Когда вы обращаетесь к ребенку, заинтересовавшемуся подвешенными погремушками, внимание к ним подавит все другие чувства, и он не настроится на ваш голос. Попробуйте позвать его еще раз, но когда он отвлечется от своего занятия. Эта особенность поведения сохранится, и когда ребенку исполнится 2 года.


 


Слишком громкие звуки (рок-концерт, например) могут вредить слуху. Громкость музыки должна быть такой, чтобы не мешать разговору. Если приходится напрягать голос, значит, она чрезмерна.


 

Вкус


 

Новорожденному 12 ч от роду; если капнуть ему на губы сладкой воды, то он выглядит весьма довольным, а если лимонного сока, то он сделает гримасу. Ребенок с рождения различает сладкое, соленое, кислое, горькое. Сахар его успокаивает, горечь и кислота возбуждают.


 


С давних пор известно, что у детей очень рано появляются вкусовые ощущения. Кормилицы всегда знали, что некоторые продукты, такие как тмин, укроп, зеленый анис, улучшают вкус молока. Ребенок с удовольствием сосет такое молоко, а секреция молока при этом усиливается. Ребенок, которого кормят молоком промышленного производства, получает пресную пищу без всяких “сюрпризов”.


 

Обоняние


 


Обоняние у новорождённого также развито в определённой мере с первых дней жизни. При воздействии на его слизистые оболочки верхних дыхательных путей раздражающих газообразных веществ ребёнок становится беспокойным. Он может отказываться от груди, если она обработана каким-либо ароматическим лекарственным препаратом (например, в случае трещин сосков и т. д.)


Уже с рождения дитя способно по запаху узнавать маму.


 


Пример, ставший классическим: если новорожденному дают понюхать две салфетки, одна из которых была в контакте с материнской грудью, а другая – нет, то ребенок повернется к первой салфетке. Этот эксперимент проделан американским исследователем с 10-дневным младенцем. Но рекорд был побит группой исследователей, которые провели тот же эксперимент с 3-дневным новорожденным. И неудивительно, ведь благодаря обонянию ребенок узнает о близости материнской груди.


 

Осязание


 


Развито хорошо, но неравномерно, поскольку у новорожденного неравномерно распределены нервные окончания. Прикосновения к лицу и конечностям он воспринимает более активно, чем поглаживание спины. Ну а реагирует вполне цивилизованно — плачет от холодного и твердого, успокаивается от мягкого и теплого.


 


Если новорожденному становится жарко, его беспорядочные движения усиливаются. Если малышу холодно, он сморщит личико, быстро-быстро задергает ручками и ножками, как бы пытаясь согреться, расплачется.


 


 


 


 

Полезна: 1 голос
Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Близорукость у детей — Кругозор Тула

Проблема прогрессирующей близорукости не нова, однако за последние десятилетия актуальность данного вопроса набирает обороты. Это обусловлено ростом заболеваемости с одной стороны, и масштабными изменениями в подходах к методам профилактики и лечения, с другой.

  • Что такое близорукость?
  • В чем ее коварство?
  • Что нужно знать о факторах риска развития прогрессирующей близорукости?
  • Могут ли родители заподозрить у ребенка близорукость?
  • На приеме у офтальмолога.
  • Какие существуют эффективные методы коррекции и контроля прогрессирующей близорукости?

Вот основной список вопросов, на которые Вы сможете найти ответы в этой статье.

Итак, что же такое близорукость?

Близорукость (миопия) — это нарушение определенного соответствия в оптической системе глаза, обусловленное несоответствием между длиной глаза и его рефракцией.

Обязательным условием для хорошего зрения является способность оптической системы глаза проецировать окружающий мир на сетчатку глаза. Далее зрительная информация передается в головной мозг. Таким образом, глаз является посредником между окружающей нас визуальной информацией и мозгом. Именно благодаря сложнейшим слаженным механизмам, работающим в системе глаз — мозг, вы зрительно воспринимаете окружающий мир.

При близорукости этого не происходит, изображение удаленных объектов формируется перед сетчаткой. Как результат, отсутствие четкого изображения на сетчатке, а в жизни нечеткое зрение вдаль.
Другим нарушением в оптической системе глаза, является дальнозоркость (гиперметропия) — формирование изображения за сетчаткой. В норме, при рождении глаз ребенка всегда дальнозорок! И лишь постепенно, по мере роста глазного яблока, в среднем к восьми годам, оптическая система глаза формируется таким образом, чтобы у человека было четкое зрение на любых расстояниях.

В подавляющем большинстве основной причиной самой распространенной формы близорукости — приобретенной, является избыточный или слишком быстрый рост глазного яблока в длину. В среднем рост глазного яблока продолжается до двадцати лет. Самый опасный период для интенсивного прогрессирования близорукости младший дошкольный и школьный период, т.е. период интенсивной зрительной нагрузки и активного роста организма.

Темпы распространенности прогрессирующей близорукости в настоящее время вызывают настороженность врачей офтальмологов в России, а в международном профессиональном сообществе все чаще говорят об эпидемии миопии. Среди первоклассников в Российских школах в среднем 2% детей с близорукостью, к пятому классу эта цифра увеличивается в пять раз, каждый четвертый выпускник близорук.
Возможно, вы считаете, что близорукость у ребенка не опасна. Существуют очки, контактные линзы, и современные хирургические технологии, которые позволят в определенном возрасте забыть о близорукости навсегда. Действительно, это самый благоприятный вариант развития событий. Однако, реальность далеко не всегда так оптимистична.

Дело в том, что с увеличением степени близорукости на каждую диоптрию сегодня, у ребенка значительно возрастает риск осложнений в будущем. Реальность такова, что сама по себе близорукость всего лишь оптическая неточность, которую легко исправить с помощью очковой или контактной коррекции. В то время как осложнения, сопутствующие высокой степени близорукости, могут стать причиной необратимого снижения зрения.

  • Катаракта — помутнение одной из линз в оптической системе глаза (хрусталика). Обратимое снижение или потеря зрения, которое восстанавливается хирургическим методом.
  • Глаукома — повышение внутриглазного давления, в результате которого происходят необратимые изменения на сетчатке глаза. Коварность заболевания в том, что пациента может долгое время ничего не беспокоить. Потеря зрения при глаукоме не восстанавливается.
  • Отслойка сетчатки — состояние, при котором нарушается естественное анатомическое соотношение между внутренними оболочками глаза. Грозное осложнение, которое требует немедленного хирургического вмешательства. Прогноз зависит от локализации, распространенности и скорости проводимых хирургических мероприятий.
  • Миопическая макулопатия — необратимые изменения в центральной зоне сетчатки. Пациент по центру видимого изображения видит пятно или искажения.

    За здоровье и качество жизни ребенка, всегда отвечает взрослый. Ваш ребенок по факту своего рождения имеет право видеть хорошо. Чем выше ваша осведомленность в вопросе, тем больше у вас инструментов управления процессом. Во многом и от вас зависит, как будет видеть ваш ребенок и что вы можете предпринять для того, чтобы в будущем качество жизни ваших детей оставалось на высоком уровне.

Что нужно знать о факторах риска развития близорукости?

  • Возраст возникновения близорукости. Чем раньше у ребенка появилась близорукость, тем выше риск быстрого прогрессирования и развития высокой степени.
  • Наследственность имеет значение. Если один из родителей близорукий, риск возникновения миопии у ребенка увеличивается в три раза. Если близоруки оба родителя, в шесть раз.
  • Время, проводимое на улице. Чем больше количество времени ребенок проводит на прогулках, тем меньше шансов у близорукости. Уместно сказать об образе жизни в целом. Чем больше времени вы инвестируете в активный образ жизни ребенка до школы, тем больше у него шансов на хорошее зрение в дальнейшем.
  • Увеличение время зрительных нагрузок на близком расстоянии. Жизнь наших детей очень сильно изменилась за последнее десятилетие. Представить ее без гаджетов практически невозможно и это факт. Важно, что от вас зависит сколько времени ребенок занят со смартфоном и планшетом. Длительные зрительные нагрузки вблизи как вариант раннего развития детей хорош в строго дозированных по времени пределах.

Как я могу определить, что у ребенка близорукость??

Ребенок не знает, как он должен видеть. У вас нет представления как на самом деле видит ребенок. Поэтому единственным надежный способ выявить снижение зрения, или убедиться, что все в порядке  это обследование и консультация офтальмолога.

Диагноз всегда устанавливает специалист на основании результатов полного офтальмологического обследования.  Первичное офтальмологический прием ребенка дошкольного возраста — это большой комплекс специальных обследований, в процессе которых врач исследует состояние и функции зрительной системы. Как вы уже знаете, глаза и их слаженная работа являются частью нервной системы всего организма. Поэтому обследование может быть достаточно длительным по времени. Часто оно занимает больше часа. Этому стоит уделить время.

В нашей стране не принято считаться с мнением и чувствами детей. Как правило, родители ставят их перед фактом необходимости. Никто не знает особенностей вашего ребенка лучше чем вы, поэтому от вас, вашего настроя и поддержки во многом зависит в какой обстановке пройдет врачебный прием.

Врач перед началом приема расскажет, как будет проходить обследование. Если доктор не сделал этого, стоит попросить его об этом, чтобы помочь развеять детскую неуверенность и опасения. Налаженная коммуникация сначала приема, это залог доброжелательной и доверительной обстановки и важная часть успешного диагностического и лечебного процесса.

У ребенка близорукость. Очки, мягкие контактные линзы, ночные линзы…?

Если на приеме у офтальмолога ребенку был поставлен диагноз близорукость, то дальнейшая врачебная стратегия сводится к решению двух основных задач: коррекция близорукости и контроль за ее прогрессией. Диагноз автоматически предполагает динамическое наблюдения у специалиста. Это значит, что как минимум один раз в полгода, а иногда 1 раз в три месяца, вам с ребенком нужно будет посещать лечебное учреждение. На динамических осмотрах врачи анализируют, насколько эффективен тот или иной метод в отношении прогрессии близорукости.

До недавнего времени самым доступным, популярным и единственным методом оптической коррекции и одновременно профилактики прогрессирования близорукости были очки с обычными минусовыми линзами. Результаты многолетних клинических исследований позволяют сегодня специалистам говорить о неэффективности, как обычной очковой коррекции, так и стандартных дизайнов мягких контактных линз.

Что делать?

На текущий момент два варианта контактной коррекции достоверно могут замедлить процесс прогрессирования. Это ортокератология или ночные линзы, и мягкие контактные линзы специального дизайна (далее дефокусусные МКЛ).

Важно понимать, что на сегодняшний день, не существует ни одного метода, который бы позволил остановить прогрессирование на 100%. Эффективность упомянутых  выше возможностей коррекции по данным исследований составляет приблизительно 50% в зависимости от авторов, дизайна исследования и т.д.

50% — это много или мало? В школьном возрасте глаз будет расти в любом случае, будет  ребенок носить обычные очки, дефокусные МКЛ или пользоваться ортокератологическими линзами. Другой вопрос насколько быстро. Например, если у ребенка в возрасте семи лет манифестировала близорукость в одну диоптрию и средняя скорость прогрессирования составляет 0,75D в год, то через семь лет велика вероятность, что значение близорукости достигнет значения -6,25 D при условии отсутствия активных мер профилактики. Если вовремя вмешаться в процесс, то есть шанс замедлить скорость прогрессирования в два раза. Риск развития осложнений увеличивается на 17 % на каждую диоптрию.  Много или мало 50 % — решать вам.

Принцип терапевтического воздействия ортокератологии и дефокусных МКЛ один и тот же. А вот подбор, режим ношения, показания и противопоказания, средства по уходу совсем разные. Дать рекомендации, и объяснить, какой метод показан именно вашему ребенку и почему может только врач.

В качестве резюме, еще раз обозначим ключевые моменты, о которых важно помнить:

  • Прогрессирующая близорукость  —  это не просто досадная ошибка природы в оптической системе глаза.
  • Главная рекомендация для профилактики развития близорукости у ребенка это систематические, ежедневные прогулки на открытом воздухе.
  • Самые эффективные оптические методы коррекции и профилактики прогрессирующей миопии это индивидуальные ортокератолоические линзы и мягкие контактные линзы с наведенным периферическим дефокусом.
  • Поставить диагноз, выявить нарушения зрения, дать рекомендации и назначить лечение может только офтальмолог.
  • Залог успешного терапевтического альянса — это всегда сотрудничество врача, родителя и ребенка.
  • Каждый ребенок имеет право видеть 100%!

Новорожденное зрение — HealthyChildren.org

Новорожденные обычно имеют плохое зрение и небольшую способность фокусироваться на расстоянии более 6 или 10 дюймов. Степень цветового зрения доподлинно неизвестна, но младенцы, вероятно, не замечают тонких различий в цвете до возраста 2–3 месяцев.

Где лучше всего видеть младенец

Первоначально ваш ребенок может не смотреть на вас и следить за вашим лицом, но по мере роста и бодрствования в течение более длительного периода времени его зрение улучшится.Расположите ребенка лицом к лицу на расстоянии 6-10 дюймов. Здесь ваш ребенок может видеть лучше всего, а лица — его любимая визуальная стимуляция.

Узоры и цвета

Младенцам также нравятся предметы с высокой контрастностью, такие как черно-белые узоры в виде яблочка, шахматные доски и концентрические круги контрастных цветов. Вашему ребенку хорошо, когда есть на что смотреть, и ему нравится, когда вы время от времени меняете предметы в его окружении. До рождения ваш ребенок привык к темной, приглушенной обстановке.

Preemie Eyesight

Веки плода срастаются ( закрываются, ) в течение 10 недели беременности и остаются закрытыми примерно до 26 недель беременности.

  • Если ваш ребенок родился с закрытыми веками , никаких специальных мер предосторожности или лечения не требуется. Крышки откроются сами по себе в течение короткого времени, примерно через 26 недель.
  • Если ваш ребенок родился с сросшимися веками , ожидание открытия век может быть неприятным. Хотя это может занять совсем немного времени, это может показаться вечностью, когда вы с нетерпением ждете, чтобы посмотреть в глаза своему ребенку.

Дополнительная информация

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать лечение по-разному, исходя из индивидуальных фактов и обстоятельств.

Что может видеть мой ребенок? Руководство для родителей по зрению новорожденного

В первые 3 месяца глазные мышцы вашего ребенка обычно развиваются до:

  • удерживать постоянный взгляд (вместо того, чтобы бегать глазами по сторонам)

  • держать глаза работающими вместе (вместо того, чтобы скрещивать или скрещивать глаза)

  • сфокусируйте глаза на объектах, находящихся на разном расстоянии

  • следите за движущимися объектами глазами

Помимо развития глазных мышц, мозг зрячего ребенка получает чувство и значение от всех визуальных ввод получен из глаз.Такие ботаники, как я, называют это зрительной сенсорной обработкой.

Пройдя стадию новорожденности, дети в возрасте 3–6 месяцев обычно развивают восприятие глубины по мере того, как они достигают, перекатываются и обычно становятся более способными взаимодействовать с объектами вокруг них. Цветовое зрение также обычно значительно улучшается в этом возрастном диапазоне.

ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ ДЛЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИГРЫ НОВОРОЖДЕННЫХ

Пока вы полностью не поймете, как ваш ребенок видит и почему визуальная игра так важна, можно легко предложить игрушки, которые не подходят для зрения новорожденного, расположите игрушки слишком далеко ребенок действительно видит или не замечает, как ребенок работает над зрительными навыками во время бодрствования.

Лучшие игрушки для визуальных игр новорожденных с простыми, высококонтрастными изображениями и могут быть размещены в пределах 12 дюймов от ребенка. Если игрушки двигаются, они двигаются очень медленно (как мобильный телефон). И это особенно полезно, если ребенок может взаимодействовать с игрушкой в ​​разных положениях тела (лежа на спине, время на животике, сидя на боку) и в разных местах дома и / или на ходу.

Игрушки с мигающим светом могут привлекать визуальное внимание ребенка, но не поддерживать визуальные навыки, над которыми они работают.Они также могут чрезмерно стимулировать новорожденного, поэтому я не рекомендую их детям в первые 3 месяца. Если у вас есть игрушки с мигающим светом, выключите их или используйте умеренно, наблюдая за ребенком на предмет признаков чрезмерной стимуляции, таких как суетливость и избегание зрительного восприятия.

Бюджет и образ жизни у всех разные, поэтому я делюсь черными и белыми игрушками для дома, для путешествий и по разным ценам, включая бесплатные. Приведенные ниже ссылки на игрушки являются партнерскими ссылками, что означает, что любая покупка, которую вы совершаете, поддерживает создание ресурсов CanDo Kiddo без каких-либо дополнительных затрат с вашей стороны.

Моя любимая коллекция игрушек для малышей, подходящих для развития, — это The Play Kits от Lovevery . Набор для игр Looker (от рождения до 8 недель) включает 5 черно-белых высококонтрастных игровых элементов. И Charmer Play Kit (месяцы 3 и 4) включает еще несколько! Купите индивидуальные комплекты или подпишитесь, и каждые 2 месяца получайте игрушки, разработанные экспертами, и развивающее игровое руководство.

Развитие зрения у младенцев от рождения до 2 месяцев

У вашего ребенка появилось несколько рефлексов новорожденного — сосание, хватание и шаг — чтобы помочь ему выжить в жизни.Постепенно эти рефлексы заменяются новыми навыками, по мере того, как она растет и развивается. Вот что происходит в первые пару месяцев жизни вашего ребенка, когда дело касается развития зрения.

Если у вашего ребенка светлая кожа, его глаза, вероятно, все еще голубые, и он будет в постоянном движении примерно от шести месяцев до одного года. Если у вашего ребенка более темная кожа, его глаза, вероятно, будут карими и останутся таковыми, хотя в первый год они могут потемнеть или светлее. Их зрение не так хорошо, как их слух (который почти идеален при рождении), но это примерно 20/200.

Они могут очень ясно видеть на расстоянии около 8-10 дюймов от ее лица, что как раз подходит для того, чтобы видеть ваше лицо, пока они едят.

В конце периода новорожденности она начнет отслеживать объекты и сможет видеть на несколько футов впереди себя.

Основные этапы развития видения

Важные этапы развития зрения включают следующее:

  • В конце этого периода вид объекта вне ее досягаемости может побудить ее потянуться за ним.
  • В конце этого периода она может интенсивно сосредоточиться на небольшом объекте рядом с ней (например, на листе бумаги или ворсинке на ковре или на пуговице на вашем свитере).
  • В конце этого периода они могут начать изучать ее руки или ноги.
  • Изначально их глаза могут фокусироваться на неподвижных объектах рядом с их лицом. Позже они будут фокусироваться на объектах, расположенных близко к их лицу, когда их перемещают с одной стороны на другую.
  • Они могут реагировать на изменение света.
  • Они могут изучать ваше лицо (или другие лица) через 7 недель и, вероятно, предпочтут этот вид просмотру других объектов.

Как стимулировать развитие видения

Используйте следующие методы, чтобы способствовать развитию зрения.

  • Проводите много времени лицом к лицу со взрослыми, братьями и сестрами и часто смотрите ребенку в глаза. Измените выражение лица (счастливое, удивленное) или сделайте глупые рожи.
  • Альтернативные стороны при кормлении ребенка, даже если вы кормите его из бутылочки.
  • Оденьте ее в красочные носки с интересными узорами.
  • Во время отдыха на животе предложите игровой коврик или тренажерный зал.
  • Поэкспериментируйте с разным освещением. Откройте жалюзи и впустите естественный свет или предложите время с тусклым освещением, например, при свечах для кормления грудью.
  • Предложите красочный мобильный телефон над ее кроваткой или люлькой.
  • Предлагайте яркие или черно-белые игрушки с хорошим контрастом и интересными узорами.
  • Обеспечьте защиту глаз при выходе на улицу. Защищайте ребенка от солнца, используйте козырек или детские солнцезащитные очки (например, ParkerG или Frubi), которые блокируют солнечные лучи.
  • Поставьте рядом небьющееся зеркало, чтобы она могла смотреть в собственное лицо.
  • Читайте красочные книги и не забывайте держать их близко к лицу, чтобы она могла отчетливо видеть изображения.

Предупреждающие знаки

Все младенцы развиваются по-своему и безотносительно к расписанию, которое им нравится устанавливать взрослые. Имейте в виду, что даже если ваш ребенок на отстает от по любому из вышеперечисленных этапов, вероятно, все в порядке.

Однако, если в конце периода новорожденности вы обнаружите, что ваш ребенок не реагирует на яркий свет, не фокусируется на вашем лице или других объектах или один или оба глаза кажутся мутными, обратитесь к своему врачу для тестирования. .

Слушайте и свою интуицию. Хотя некоторые проблемы со зрением являются нормальными (например, это нормально, если глаза вашего ребенка пересекаются снова и снова, пока ему не исполнится около шести месяцев), другие — нет, и всегда стоит упомянуть или узнать второе мнение.

Я заметил, что один из глаз моего сына выглядел иначе, чем другой, буквально через несколько мгновений после его рождения, но медсестры и врачи, которые смотрели ему в глаза, сказали, что проблем нет. Самостоятельно, когда ему было всего 4 дня, я отвела его к детскому офтальмологу, и ему поставили диагноз врожденная односторонняя катаракта, а также другие проблемы со зрением.

Согласно InfantSEE, программе общественного здравоохранения для младенцев, «педиатры проводят важный базовый скрининг глаз, предназначенный для выявления грубых глазных аномалий. Всесторонняя оценка глаз оптометристом предназначена для выявления гораздо большего и является важной частью вашей ну уход за ребенком «.

Они рекомендуют назначить вашему ребенку первую встречу с профессиональным глазным врачом в возрасте 6 месяцев. Вы можете использовать их инструмент поиска врача, чтобы найти участвующего врача и пройти бесплатное обследование для вашего ребенка (независимо от вашего дохода).

Что видит мой ребенок? — Йельская детская школа

Вы когда-нибудь задумывались, как выглядит мир глазами вашего ребенка? С самого рождения ваш младенец может исследовать чудеса света через зрение. Но на данный момент зрение вашего ребенка довольно нечеткое. Он или она могут видеть достаточно далеко, чтобы различить ваше лицо, когда вы их держите.

Gif развития глаз ребенка от рождения до года // источник: Clinic Compare

Хотя глаза вашего ребенка способны видеть при рождении, его или ее мозг еще не готов обрабатывать и интерпретировать эту информацию.В первые несколько лет жизни вашего ребенка они гораздо более чувствительны к визуальным воздействиям и воздействиям окружающей среды. Это известно как критический период , . Это важное время для вашего ребенка, потому что, если эту способность не стимулировать, она будет потеряна. По мере того, как ваш новорожденный начинает видеть, ему постоянно предоставляется новая и интересная информация. Глаза вашего ребенка передают эту новую информацию своему мозгу, и между клетками мозга, или нейронами , в той области мозга, которая отвечает за зрение, начинают формироваться связи.Со временем и постоянным визуальным вводом ваш ребенок учится преобразовывать эту информацию в изображения.

Хотя каждый ребенок индивидуален и достигает этапов развития в разное время, вы можете заметить, что зрение вашего ребенка начинает развиваться в течение первых нескольких месяцев его жизни. Примерно через один-два месяца глаза вашего ребенка должны начать работать вместе, как одна команда. Они должны лучше фокусировать оба глаза на объектах, и вы сможете начать зрительный контакт с вашим ребенком. Он или она также сможет отслеживать движущийся объект, где, например, ваш ребенок может смотреть на погремушку, перемещающуюся через его или ее поле зрения.

Несмотря на распространенное заблуждение, ваш ребенок может видеть цвета с рождения, но не так ярко, как взрослые. Новорожденным трудно различать похожие тона, поэтому они предпочитают черно-белый или высококонтрастный рисунок. Примерно через два-четыре месяца цветовое зрение вашего ребенка значительно улучшится. Они начинают различать цвета схожих оттенков, например красный и оранжевый. Ваш ребенок, вероятно, будет отдавать предпочтение более ярким оттенкам цветов, поэтому вы можете заметить, что детские игрушки такие яркие!

По мере того, как ваш ребенок учится отслеживать объекты и развивает лучшую чувствительность к цвету, он может быть очень увлечен игрушками, такими как мобильный телефон, которые ярко окрашены и вращаются по кругу // source: flickr

По мере развития вашего ребенка он начнет видеть и узнавайте свои лица, их игрушки и все замечательные моменты и переживания, которыми вы делитесь вместе.Ваш ребенок будет очарован визуальной стимуляцией, поэтому вам будет полезно поощрять это! Ваш ребенок научится использовать визуальную информацию вокруг себя, чтобы направлять свое дальнейшее развитие.

Дополнительные материалы

Для получения дополнительной информации и ресурсов обратите внимание на следующее.

1. Хотите узнать больше о том, как ваш ребенок учится видеть? Вот полезная статья Американской оптометрической ассоциации, в которой обсуждаются некоторые этапы развития зрения вашего ребенка и способы, которыми вы могли бы помочь его зрению развиваться должным образом.

2. Babysee — это приложение, которое позволяет вам видеть, как ваш младенец! Ученые из Бостонской детской больницы разработали этот тренажер детского зрения, который поможет вам понять, как видит ваш ребенок и как его зрение развивается с течением времени. Узнайте больше здесь.

3. Со временем ваш ребенок учится фокусировать взгляд и начинает лучше различать цвета. Чтобы помочь вашему ребенку развить зрение, ознакомьтесь с этой статьей Американской оптометрической ассоциации, где вы найдете интересные идеи для игрушек и игр!

4.Паван Синха выступил с очень интересным выступлением на TED Talk о том, как развивается зрительная система мозга. Он описывает свои исследования в области лечения слепорожденных детей, восстанавливающих зрение, а также его значение для инженерной и клинической практики.

Список литературы

Аслин Р.Н. (1977). Развитие бинокулярной фиксации у младенцев. Журнал экспериментальной детской психологии, 23, 133-150.

Aslin, R. N., & Banks, M. S., (1978). Ранний визуальный опыт у людей: свидетельства критического периода в развитии бинокулярного зрения. В психологии от исследования к практике (стр. 227-239). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Plenum Press.

Браун А. М. (1990). Развитие зрительной чувствительности к свету и цветному зрению у младенцев: критический обзор. Vision Res, 30 (8), 1159-1188.

Джонсон, С. П. (2013). Развитие визуальной системы. В комплексной нейробиологии развития: развитие и функции нервной цепи в мозге (Vol.3. С. 249-269). Elsevier Inc.

Mayes, L.C. и Cohen, D.J. (2002). Руководство Йельского детского учебного центра по пониманию вашего ребенка: здоровое развитие от рождения до подросткового возраста. Бостон: Литтл, Браун и компания.

Вернуться к модулям

от рождения младенцев до одного года

Что видит мой ребенок? Это очень частый вопрос для родителей. В «Руке помощи» будет рассказано, что видит ваш ребенок от рождения до одного года, и как вы можете помочь ему развить зрение.

От рождения до одного месяца

При рождении ваш ребенок видит только черно-белое изображение и оттенки серого. Нервные клетки головного мозга и сетчатки глаза развиты не полностью. У них также проблемы с фокусировкой, и они еще не очень светочувствительны. Глаза младенцев большие по сравнению с их телом. Когда ребенок рождается, его или ее глаза составляют около 65% от взрослого размера. Через неделю после рождения ребенок может видеть цвета и видеть на расстоянии 8-10 дюймов. В возрасте шести недель ребенок может видеть на расстоянии около 12 дюймов.

Вы можете улучшить зрение вашего ребенка, держа его или ее с каждой стороны, слева и справа (Рисунок 1). Поместите ребенка в кроватку лицом к разному, чтобы увидеть разные виды. Поставьте мобильный телефон, чтобы ребенок мог его смотреть.

От двух месяцев до трех месяцев

Ваш ребенок должен следовать за объектами или «отслеживать» и начать тянуться к вещам. Ребенок узнает ваше лицо и запоминает то, что он видит.

Вы можете улучшить зрение вашего ребенка, используя мобильный телефон или подняв перед ним яркие предметы, чтобы ребенок мог дотянуться до них.Твое лицо — одна из ее любимых вещей, на которую можно смотреть.

В течение первых двух месяцев жизни глаза младенца плохо скоординированы, могут перекрещиваться или блуждать. Обычно это проходит, но если это продолжается или если глаз постоянно вывернут или вывернут, ребенок должен быть осмотрен врачом.

Четыре месяца

Зрение ясное, и теперь ваш ребенок может видеть дальше. Он по-прежнему предпочитает смотреть на вас крупным планом и должен часто просыпаться. Поощряйте время игр и тягу к ярким предметам и игрушкам.

шесть месяцев

Глаза вашего ребенка должны постоянно работать вместе. Ваш ребенок видит цвета, как взрослые. Играйте в прятки и используйте зеркала, чтобы развить зрение.

от семи месяцев до двенадцати месяцев

Ваш ребенок теперь больше двигается. Он или она лучше определяет расстояния и точнее схватывает предметы. Младенцы учатся согласовывать свое зрение с движениями своего тела. Цвет глаз может измениться. Многие дети рождаются с голубыми глазами.Со временем образуется темный пигмент, который может сделать глаза ребенка темнее.

Вы можете улучшить зрение вашего ребенка, много с ним разговаривая. Поместите предметы перед ребенком и произносите название предмета, когда вы передаете его ему или ей. Поощряйте малыша ползать или ходить к игрушкам (рис. 2).

Когда звонить врачу

Все младенцы должны проходить регулярные осмотры у своего врача, который может выявить проблемы.

Недоношенные дети имеют высокий риск проблем со зрением.Все недоношенные дети должны быть осмотрены детским офтальмологом до 3 лет.

Если вы видите что-либо из следующего, позвоните врачу вашего ребенка:

  • Глаза, которые не работают вместе
  • Глаза с сильными слезами или корками
  • Ребенок большую часть времени поворачивает или наклоняет голову в сторону или закрывает один глаз.
  • В любое время, когда вы беспокоитесь о глазах или зрении вашего ребенка, или если вас беспокоит постоянный врач.

Если есть какие-либо проблемы со зрением у вашего ребенка, гораздо лучше обнаружить их пораньше.Чем раньше будут обнаружены проблемы, тем раньше их можно будет решить.

Дополнительная информация

Американская ассоциация детской офтальмологии и косоглазия (Aapos.org)

Preventblindness.org

Американская академия педиатрии (www.aap.org)

Infant Vison от рождения до одного года (PDF)

HH-IV-108 14.07, Редакция 19.06 | Авторское право, 2014 г., Национальная детская больница

Вехи развития

Vision | Johns Hopkins Medicine

Вехи, связанные со зрением или видением

Рождение:

  • Плохое зрение
  • Младенец мигает при ярком свете или прикосновении к глазам
  • Глаза иногда не скоординированы, могут выглядеть косоглазыми
  • Способен смотреть на объект, если находится на расстоянии 8-10 дюймов
  • Первоначально фиксирует взгляд на лице или свет, затем начинает следовать за движущимся объектом

1 месяц:

  • Смотрит на лица и картинки с контрастными черно-белыми изображениями
  • Может следовать за объектом под углом до 90 градусов
  • Смотрит на родителей внимательно
  • Слезы начинают формироваться

От 2 до 3 месяцев:

  • Позволяет увидеть объект как одно изображение
  • Смотрит на руки
  • Следит за светом, лицами и объектами

от 4 до 5 месяцев:

  • Начинает дотягиваться руками до предметов, может бить руками по подвешенному предмету
  • Может смотреть на блок
  • Распознает бутылку
  • Посмотрит на себя в зеркало
  • Посмотрю собственными руками

от 5 до 7 месяцев:

  • Обладает полным цветным зрением и способностью видеть на больших расстояниях
  • Можно подобрать выпавшую игрушку
  • Повернет голову, чтобы увидеть объект
  • Нравится определенные цвета
  • Прикоснется к изображению себя в зеркале

от 7 до 11 месяцев:

  • Может смотреть на мелкие предметы
  • Начинает воспринимать глубину
  • Пьесы подглядывать

от 11 до 12 месяцев:

  • Может наблюдать за быстро движущимися объектами
от 12 до 14 месяцев:
  • Может помещать формы в соответствующие отверстия
  • Интересуется картинками
  • Узнает знакомые предметы и изображения в книгах и может указывать на некоторые предметы, когда их спрашивают: «Где находится…? «
  • Очки и жесты для предметов и действий
  • Узнает собственное лицо в зеркале

От 18 до 24 месяцев:

  • Может фокусироваться на ближних и дальних объектах
  • Рисует мелком или карандашом и может имитировать рисование прямой линии или круга
  • Может указывать на части тела (нос, волосы и глаза) по запросу

от 36 до 48 месяцев:

  • Может копировать формы
  • Видение приближается к 20/20
  • Названия цветов

от 48 до 72 месяцев (от 4 до 6 лет):

  • Распознает и читает алфавит
  • Готов к чтению
  • Имеет полное восприятие глубины
  • Использует ножницы
  • Можно назвать монеты и деньги

Почему важен зрительный контакт?

Развитие зрения ребенка очень важно и влияет даже на другие органы чувств.В течение первого года ребенок будет много смотреть на вас, поэтому обязательно смотрите на них, уделяйте им много внимания и смотрите в глаза! Узнайте, чего вы можете ожидать в ближайшие месяцы.

На первые несколько месяцев…
Глаза ребенка могут фокусироваться только на объектах, которые находятся на расстоянии от 8 до 15 дюймов — ровно настолько, чтобы видеть лицо человека, который их держит — и они обычно начинают поддерживать зрительный контакт примерно в возрасте 1 месяца . 1 Вначале ребенку необходимо сохранять спокойствие и бдительность, чтобы поддерживать зрительный контакт, поэтому не пытайтесь проверить этот этап, пока он голоден, расстроен или устал.Глаза ребенка блуждают или двигаются беспорядочно в течение первых двух месяцев жизни — это нормально, потому что они учатся использовать свои глаза вместе.

К 3 месяцам…
Ребенок начнет сосредотачиваться на лицах и близких предметах. Ребенок также начнет следить глазами за движущимися объектами и может даже протянуть руку, чтобы провести или коснуться объекта, по мере развития координации рук и глаз. 1 К 4 месяцам ребенок сможет видеть всю цветовую гамму.

Около 7 месяцев…
Зрение ребенка станет полностью зрелым.В это время ребенок сможет следить глазами за более быстрыми движениями. Ребенок также может проявлять больше интереса к игрушкам со сложными узорами и формами. По мере того, как ребенок подрастает, ему становится удобнее использовать свое зрение для изучения своего окружения. Указывайте на предметы и называйте их так, как видит их ребенок, чтобы помочь ребенку установить связь между предметами и их именами.

Если вас беспокоит зрение / зрение вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка о назначении обследования.Есть много разных типов офтальмологов, поэтому убедитесь, что вы выбираете подходящего для своего ребенка. Зрение является частью развития ребенка, так же как сенсорные, моторные и коммуникативные навыки, и важно отслеживать эти вехи в течение первого года его жизни.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *