Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Творчество детей 2-3 лет — Центр детского творчества Город талантов (г. Москва)

В возрасте 2-3 лет ребенок переходит из младенчества в детство. Развитие ребенка 3 лет идет стремительными темпами. Трехлетние дети начинают учиться взаимодействовать с другими людьми, и учатся контролировать свои эмоции, хотя порою у них случаются неожиданные истерики. 3 года – возраст развития воображения, появления различных страхов и многочисленных «почему». Ребенок 3 лет очень энергичен. Он легко бегает, лазит по мебели, довольно ловко спускается и поднимается по лесенке. Немало проблем родителям создают истерики и капризы, характерные для кризиса 3 лет. Тем не менее, это чудесный возраст, ведь трехлетние малыши с каждым днем становятся интереснее, и радуют родителей своими достижениями.

Малыши трех лет с удовольствием занимаются любым видом творчества – рисованием (карандашами, мелками или краской), лепкой, аппликацией, составлением композиций и изготовлением поделок из бумаги или природного материала. Поощряйте стремление ребенка к творческим занятиям — они способствуют всестороннему развитию малыша, закрепляют многие полезные навыки и просто доставляют ему радость. Рисуйте и лепите вместе с ребенком. Польза совместного творчества с детьми не вызывает сомнения – это и развитие детской фантазии, креативности, и эмоциональное единение во время совместных занятий. Многие творческие задания требуют выполнения тонких действий (рисование, лепка или нанизывание бусин), а стало быть, они стимулирует развитие мелкой моторики. А когда ребенок видит результат своего творчества, это дает ему сразу множество положительных эмоций – гордость своими достижениями, уверенность в себе, желание дальше заниматься творчеством. К тому же красивая поделка может стать прекрасным украшением дома или подарком для родственников. Помогайте ребенку, но не ограничивайте его фантазию и не делайте за него. Конечно, детские работы не похожи на произведения искусства, но в этом возрасте творческий процесс намного важнее конечного результата.
По материалам сайта 3-years.ru

Все статьи

Детское творчество. Что важнее: процесс или результат?

Невозможно представить развитие ребенка без занятий творчеством: рисунки, поделки из пластилина и глины, новогодние игрушки, аппликации, браслеты из бусин, открытки и множество других детских самоделок радуют глаз родителей и вызывают умиление у друзей и родственников. Нам всем хочется, чтобы именно у нашего малыша получались самые оригинальные и красивые работы, поэтому нередко используем интересные идеи с пошаговыми инструкциями из книг и интернета и предлагаем их своим детям. Можно ли считать такие занятия детским творчеством? Детский Монтессори клуб «Созвездие» спешит разобраться в разных способах проведения занятий по рисованию и лепке для дошкольников.

Не все занятия творчеством похожи друг на друга

Представьте себе, что вы пришли в детскую изостудию и видите две комнаты, где идут занятия. В одной комнате на доске висит образец работы, а учитель ходит по классу и поправляет работы учеников, в другой комнате на столе разложены разноцветные вырезки из журналов, а малыши делают мозаики, каждый со своим сюжетом, учитель же подходит к детям и скорее задаёт вопросы, чем вносит свои коррективы. Вы увидели два разных подхода к детскому творчеству: один ориентирован скорее на результат, а другой на процесс.

Давайте разберемся поподробнее, чем различаются творчество ради процесса и творчество ради результата.

Творчество ради результата

На таких занятиях у детей обычно есть чёткий образец (рисунок, аппликация, другая поделка), выполненный самим учителем, а также чёткое количество шагов для выполнения задания (взять, приклеить, провести линию и т.д.) Дети часто задают вопросы про «правильно» и «неправильно», сравнивают работы друг друга, а учитель исправляет ошибки и хвалит за успехи. В результате у всех получается очень аккуратная, милая работа, которую хочется повесить на стенку или подарить бабушке на Восьмое Марта.

Такие занятия выглядят очень правильно и безопасно: ни один ребенок не нарисует Халка вместо котёнка, у всех получится работа, которая растрогает родителей, все дети закончат в одно время. Нельзя сказать, что эта схема не способствует детскому развитию: малыши тренируют мелкую моторику, развивают пространственное восприятие, учат формы и цвета, тренируют произвольное внимание и учатся следить за учителем.

Обратите внимание на этих пингвинчиков с группового занятия для дошкольников:

Можно заметить, что дети работали с заготовками разных форм (обратите внимание, что размер деталей абсолютно одинаковый) и были четко проинструктированы, как и куда необходимо приклеить элементы. Урок явно был хорошо продуман и рассчитан по времени, а малыши справились с заданием и получили прекрасный опыт.

Теперь, перед тем, как мы перейдём к творчеству ради процесса, рассмотрите другой пример с пингвинчиками и поразмышляйте, какие различия в этих проектах бросились вам в глаза в первую очередь:

Творчество ради процесса

Творчество ради процесса никогда не имеет чётко выверенных инструкций и, тем более, образца для выполнения. У занятия может быть тематика (как в примере с пингвинчиками), могут быть даже заданы материалы (краски, мозайка, лепка), но у детей всегда есть возможность выбора и самовыражения. Учитель не исправляет ошибки и не оценивает работу ребенка, а помогает ему описать свою задумку и при необходимости даёт попробовать ту или иную технику. В итоге работы получаются очень разные, а родители, как правило, быстро узнают шедевр своего ребенка, так как у каждого было место для самовыражения. В занятиях, ориентированных на процесс, не важны качества конечной работы (насколько она красивая, милая, насколько её можно повесить на стенку), здесь акцент делается на том, чему научился ребенок в процессе её выполнения.

Такой способ организации творческих занятий способствует самовыражению ребенка, развивая его креативность и воображение, а сам процесс недирективного творчества действует расслабляюще, снижает тревожность и успокаивает малыша. Кроме того, дети часто стремятся рассказать задумку своей работы, что безусловно развивает их речь сильнее, чем короткие ответы в духе: «Это пингвин, у него 2 ноги, 2 глаза, 2 крыла». Более глубокое развитие получает и мелкая моторика, ведь самостоятельные эксперименты с различными материалами требует гораздо лучшего владение рукой, чем механическое выполнение последовательности действий. Каждый, кто хоть раз пытался срисовать что-то, а затем нарисовать это сам, сможет рассказать, насколько по-разному работает пространственное мышление в этих с виду похожих задачах. К тому же, свободное творчество учит ребенка переходить от задумки к воплощению, планируя свою деятельность и работая, не отвлекаясь на посторонние раздражители и не отступая перед трудностями.

Творчество ради процесса и творчество ради результата – это абсолютно разные для малыша занятия. Оба благотворно влияют на развитие ребенка, но лишь творчество ради результата позволяет малышу заниматься самовыражением и принимать самостоятельные решения на пути воплощения собственной задумки.

С одной стороны, кажется очевидным, что творчество ради процесса делает гораздо больший вклад в развитие ребенка, чем изготовление поделок из «100 идей для детского творчества». Но, с другой стороны, мы понимаем, что, как и в любой другой области, ребенку нужно показывать, как использовать краску и карандаш, как скатать шарик из пластилина, и без образца и инструкции это сделать не получится.

Безусловно, по-настоящему вовлеченный педагог всегда использует комбинации, выбирая лучшее из двух подходов. Малышам предлагается пробовать разные материалы, демонстрируются разные способы работы с ними, а, главное, диалог с ребенком на занятиях строится не для исправления ошибок и указания правильного пути, а для помощи ребенку в воплощении его идеи. Ведь, скорее всего, именно этого мы и ждём, записывая малыша на подобные занятия.

Посмотрите сюжет о свободном рисовании для маленьких детей: