Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Доброго времени суток, дорогие родители! Четыре месяца назад ваш малыш появился на свет. Он уже подрос, приобрёл так много новых навыков. А сейчас я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца.

Физиология малыша

Вес вашего ребёнка заметно изменился. За этот месяц карапуз набирает в среднем 700 грамм. В этом возрасте вес мальчиков колеблется от 5400 грамм до 7800 грамм, а девочек – от 4900 до 7200.

Рост увеличивается в среднем на три сантиметра. У четырёхмесячных девочек рост 58,3 см-64,2 см, а у мальчиков от 58,5 см до 64,7 см.

Но не стоит забывать про индивидуальные особенности организма крохи и внешние факторы. Не нужно сразу расстраиваться и паниковать, если вес или рост ребёнка не входит в эти рамки.

Мой малыш в четырёхмесячном возрасте уже весил 6,6 кг, при этом его рост был уже 66 см.

Четырехмесячный ребенок. Фото1

Рефлексы

  1. Ребёнок с лёгкостью берёт разные предметы, задерживает их в руках и кладёт на место.
  2. Малыш из положения «на животике» ползёт, если ножки, согнутые в коленках, упираются во что-то твёрдое.
  3. Практически исчезает рефлекс Моро.
  4. А этот рефлекс уже должен отсутствовать. Если ребёнку провести пальцем слева и справа возле позвоночника (вдоль всей его длины), то карапуз начнёт изгибать свою спинку.

Развитие органов чувств

В этот период малышу свойственно следующее:

  1. Ребёнок с лёгкостью узнаёт предметы, может концентрировать своё внимание и разглядывать понравившийся объект.
  2. Смотрит на один предмет, потом переводит свой взгляд на другой.
  3. У малыша начинает формироваться зрительная память.
  4. Реагирует на звуки, поворачивает головку в ту сторону, где он прозвучал.
  5. Слушает внимательно, когда с ним говорят. Распознаёт, с какой интонацией к нему обращаются.
  6. Можно заметить, что ребёнок слышит разницу в быстрых и медленных мелодиях.
  7. Ребёнок широко открывает глаза, если рядом с ним появляется резкий звук.
  8. Кроха всё больше разговаривает.
  9. Уже вы можете слышать от него не только звуки, но и слоги, особенно «ма», «па». «Когда ребенок начинает агукать»
  10. Малыш может смеяться.

Четырехмесячный ребенок. Фото2

Эмоции крохи

В четыре месяца карапуз всё больше проявляет свои чувства.

  1. Малыш улыбается, когда вас видит, когда радуется.
  2. Вы даже можете услышать смех ребёнка.
  3. Кроха проявляет свои эмоции движениями рук и ног.
  4. Ребёнок уже умеет возмущаться, при этом издаёт разные звуки с характерной интонацией.
  5. Уже с лёгкостью узнает родителей и близких родственников, и даже их голоса.

Как ребёнок двигается

Ребёнок уже владеет многими двигательными навыками:

  1. Самостоятельно удерживает голову. «Когда дети начинают держать голову»
  2. Когда он лежит на животе, может поднимать голову и удерживать её довольно длительное время, при этом умудряясь смотреть по сторонам.
  3. Умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. «Когда дети начинают переворачиваться»
  4. Может отталкиваться, как лягушонок, если когда он лежит на животе, ему подставить свою ладонь под стопы.
  5. Самостоятельно берёт погремушку и играется ей, кладёт на место.

Здоровый сон ребёнка

За сутки ребёнок в среднем спит 15 часов, 10 из которых приходятся на ночное время. Дневной сон делится на три раза, может длиться приблизительно по полтора часа. Ночью малыш практически не просыпается, исключения могут составлять желание покушать и смена подгузника, но после этих процедур ребёнок быстро засыпает.

Питание малыша

Для деток на грудном вскармливании ничего особо не изменяется в этом возрасте. Разве что у карапузов растёт аппетит, и они за одно кормление съедают больший объём маминого молока.

Что касается детей на искусственном вскармливании, то для них в четыре месяца происходят перемены. Именно в это время в их рацион питания добавляется прикорм. Первыми вводят овощные пюре. Дают по пол чайной ложки и смотрят за реакцией организма ребёнка. Если аллергия не возникает, постепенно повышайте порцию. «Когда вводить прикорм ребенку»

Четырехмесячный ребенок. Фото3

Патологии четырёхмесячного возраста

У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.

Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:

  1. У малыша лезут зубки.
  2. Тепловой удар.
  3. Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
  4. Гиперактивность малыша.
  5. Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
  6. Вирусные и бактериальные заболевания.

Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:

  1. Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
  2. ОРВИ, бронхит.
  3. В дыхательные пути попало чужеродное тело.
  4. Инфекционный процесс в органах пищеварения.

Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:

  1. Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
  2. Не исчезает дольше трёх недель.
  3. Резко появляется на пару с высокой температурой.

Отклонения в развитии

Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:

  1. Совершать двигательные движения.
  2. В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
  3. Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
  4. Уметь переворачиваться.
  5. Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
  6. Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
  7. Произносить звуки.
  8. Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
  9. Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
  10. Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
  11. Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.

Причины слёз малыша

В этом возрасте маме всё проще распознать, почему плачет её кроха. Это обусловлено тем, что малыш льёт слёзки с разной интонацией, с разной громкостью, при этом может совершать какие-то движения или хвататься за больное место.

Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие плач:

  1. Ребёнок замёрз или вспотел.
  2. Повышенная или сниженная влажность в помещении.
  3. Малыш голоден.
  4. Карапуз может плакать от усталости.
  5. Нужно сменить подгузник.
  6. У ребёнка что-то вызывает неудобства.
  7. Малыша напугал громкий шум или резкий стук.
  8. Если плач сопровождается резкими дёрганьями ножек, поджиманием коленок к животику – у вашего карапуза колики или метеоризм.
  9. Ребёнок заболел.

Стимулируем развитие ребёнка

Четырехмесячный ребенок. Фото4

Не забывайте принимать участие в развитии ребёнка. Полезным будет совершать ряд действий:

  1. Следите, чтоб рядом с малышом не возникали никакие скандалы и ссоры. И тем более не кричите на ребёнка. Так вы ломаете ему психику и рождаете фобии.
  2. Разговаривайте с малышом в разных интонациях, передавайте ему свои чувства, но только положительные.
  3. Общайтесь с ребёнком как можно чаще, проводите с ним время, потанцуйте с ним на руках. Причём ещё лучше, если это будут делать не только родители, но и другие родственники малыша.
  4. Важно называть кроху по имени. И конечно делать это нежно.
  5. Рассказывайте ребёнку сказки перед сном, читайте стихотворения.

Я сыночку иногда рассказывала известные произведения, а иногда придумывала свои истории. Он лежал тихонько и слушал каждое моё слово. И до сих пор очень любит сказки.

  1. Радуйте ребёнка новыми подарками. Пусть игрушки будут разной формы, цвета, но желательно яркие.
  2. Обязательно включайте крохе музыку, но только что-то нежное, спокойное (уж точно не рок), пойте ему колыбельные. Так будет развиваться слух крохи.

Я пела своему сыну, и знаете, со временем, он начал «подпевать». На своём, понятном только ему языке, но всё же.

  1. Устраивайте с ребёнком диалог. Можете начинать с простых звуков, особенно с тех, которые вы слышали от своего карапуза. Увидите, крохе это понравится, он начнёт вам отвечать.

Рекомендуем к прочтению статьи:

Вот мы и разобрались, какими навыками, умениями и достижениями должен владеть малыш в четыре месяца. Он ещё такой маленький, а уже так много достиг. А это только первые его победы, дальше будет больше. Счастья и здоровья вашей крохе!

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: правильное развитие младенца

Четырехмесячный малыш переходит на новый этап развития. У него стремительно развиваются органы чувств, повышается уровень осознанности и тактильных ощущений. Он начинает живо реагировать на близких людей и окружающий мир. Родители понимают, что настало время развивать кроху и интересуются, что должен уметь ребенок в 4 месяца и как правильно сформировать его игры и режим дня.

Содержание статьи

Внешние и внутренние перемены

В возрасте 4 месяцев малыш становится оживленным как эмоционально, так и физически. Мышцы спины уже довольно крепкие, чтобы попробовать перевернуться, ручками он машет во все стороны и радостно гулит при виде знакомых лиц.

Рефлекторная улыбка новорожденного становится осмысленной и появляется при виде любимых погремушек и приятных ему людей. Рассказывая, что должен уметь делать ребенок 4 месяцев, врачи выделяют несколько пунктов. Принимая во внимание эти данные, родители могут понять, по какому направлению малыш развивается хорошо, а какое необходимо скорректировать.

Двигательная активность

Иногда дети стараются сесть из положения лежа, но эта позиция слишком опасна для позвоночника на четвертом месяце жизни. Лучше отвлечь кроху на другие упражнения, например, перевороты, а заодно проверить, способен ли он:

  • самостоятельно держать головку вертикально на руках у мамы или лежа на животе;
  • переворачиваться без помощи взрослого со спины на бочок;
  • находясь на животе, приподниматься, отталкиваясь руками перед собой;
  • махать ручками и ножками в период бодрствования;
  • хлопать в ладоши или складывать ручки вместе;
  • активно реагировать мимикой, движениями рук, ног и головы на совместные действия с родителем — смену памперса, переодевание, купание;
  • реагировать на незнакомца настороженным выражением лица и снижением двигательной активности;
  • стараться дотянуться до ярких игрушек и даже попытаться их взять;
  • держать бутылочку или мамину грудь обеими руками.

Средняя прибавка веса в этом возрасте составляет 700 грамм, а рост увеличивается на 2,5 см.

Физиология и эмоции

В 4 месяца активно развиваются нервная система, зрение и слух. Младенец показывает, что ему нравится, а что вызывает антипатию. Он может подолгу слушать музыку, предпочитая ритмичные низкие тона и показывая выражением лица переживаемые чувства.

Он способен отвечать улыбкой или смехом на ласковые слова и объятия родителей и делать испуганную гримасу в случае приближения незнакомцев. Если старший ребенок резко заберет у грудничка игрушку, тот может обидеться, показав это мимикой. В наборе чувств присутствуют также страх и разочарование. Все это показывает нормальное развитие сенсорной системы организма. Кроме того, к физиологическим переменам можно отнести следующие способности:

  • появление слез во время плача — правильная работа слезных желез;
  • умение различать цвета и оживление при виде желтых, синих, зеленых и алых оттенков;
  • исчезновение гипертонуса и возможного физиологического косоглазия;
  • слуховая заинтересованность в звуках — покачивание телом в такт музыки, поворот головы на резкий стук или голос незнакомца;
  • усиливается слюноотделение, проходят колики;
  • ускорение роста волос и ногтей.

В эмоциональном плане грудничок очень тесно привязан к маме, вот почему именно ей придется развивать его умения в дальнейшем.

Общительность — признак здоровья

Новые нейронные соединения в мозге проявляются в осознанных социальных реакциях. Ребенок стремится к общению, ищет глазами маму, гулит и пытается выразить свои эмоции первыми звуками: «а», «бу» «гу», «му», «ма». Некоторые малыши уже начинают произносить «агу».

В этот период очень важно разговаривать с ними, давать открытый эмоциональный отклик и активно поддерживать беседу многократным повторением простых слов, стремясь получить ответ. Помимо этого, малыш в 4 месяца должен уметь:

  • фиксировать взгляд на собеседнике и следить за проходящими мимо людьми;
  • реагировать на свое имя и оклик взрослого;
  • узнавать голос мамы среди других разговаривающих с ним людей;
  • оживляться при звуках любимой мелодии;
  • подпевать пению мамы;
  • привлекать к себе внимание движениями, звуками и криками;
  • возмущаться при отсутствии реакции взрослого;
  • улыбаться собственному отражению в зеркале;
  • «поддерживать» разговор разнообразным гулением;
  • «разговаривать» в одиночестве или во время пробуждения ночью.

Информацию об окружающем мире малыш получает через вкусовые ощущения, поэтому именно сейчас он стремится засунуть любой новый предмет в ротик. Родителям нужно быть очень внимательными и не оставлять его наедине с мелкими предметами.

Крохе нравится играть с бумагой и игрушками с сенсорными наполнителями.

Таким образом у него развиваются навыки мелкой моторики, что положительно скажется на его дальнейшем умственном развитии.

Основные направления домашнего развития

Даже если ребенок физически активен и общителен, не нужно думать, что он будет развиваться и совершенствовать новые навыки самостоятельно. Лучший способ поддержать его на этом пути — разнообразные совместные игры, гимнастика и общение. Заниматься нужно ежедневно, когда малыш сытый, сухой и выспавшийся.

В качестве основы необходимо присутствие в ежедневном распорядке дня утреннего и вечернего массажа, купания и прогулок. Для улучшения двигательной активности нужно расширить пространство для движений и класть малыша на пол или в широкий манеж, чтобы ему было где переворачиваться и готовиться к ползанию.

Ранняя физкультура

Развивать физическую форму лучше всего разными играми, которые полезны и для эмоциональной сферы, поскольку вызывают положительные эмоции. Чтобы сделать их интереснее, необходимо задействовать дополнительные предметы:

  1. Надувной яркий мяч. Упражнения с ним помогут укрепить руки, ноги и пресс. Малыш может вращать мячик руками и ногами, стучать по нему, отталкиваться стопами и просто рассматривать интересные рисунки.
  2. Фитбол. На нем удобно раскачиваться на животе и спине, но при условии, что мама крепко придерживает за ножки и спинку. Это способствует развитию координации и равновесия.
  3. Яркая погремушка. Игра «Потягушки за игрушкой» начинается с потрясывания погремушками перед ребенком. Он обязательно заинтересуется и захочет их схватить. Вначале можно ему это позволить, а затем отвести игрушку в сторону, побуждая его тянуться за ней до поворота на бок. Упражнение полезно выполнять деткам, у которых наблюдаются трудности с переворачиванием. Если кроха уверенно держит головку в положении лежа на животе, то игрушку кладут перед ним в отдалении, чтобы побудить его раскачивать корпус и тянуться за ней.
  4. Резиновая пищащая игрушка. Она должна быть мягкой, чтобы малыш научился сжимать ее руками и получать звуковой эффект. Это занятие развивает силу пальцев, хватательный рефлекс и очень нравится детям.

Развивающую гимнастику для ребенка в 4 месяца должна делать мама, поскольку она проведёт упражнения мягче и бережнее, чем папа. Утренняя и вечерняя зарядка должна проходить в игровой форме и сопровождаться веселыми песенками, стишками и потешками. Упражнения довольно легкие, при ежедневном выполнении по 5—10 раз их польза будет очевидна:

  • ручки вверх-вниз, одновременно и по очереди;
  • обнимашки — развести ручки и обхватить корпус малыша;
  • приподнять на 30 градусов — дать указательные пальцы, а когда ребенок уцепится за них, слегка приподнять его корпус от поверхности;
  • стопы вверх-вниз и аккуратное вращение каждой из них по часовой стрелке;
  • «ножницы» — попеременное и плавное скрещивание прямых ножек;
  • прямой угол — поднимать обе ноги вверх перпендикулярно поверхности;
  • «велосипед» — вытянуть одну ножку вперед, а вторую согнуть в колене, постепенно переходя к непрерывным вращательным движениям.

Знакомая всем игра в «Сороку-ворону» полезна не только для знакомства с пальчиками, но и для развития системы пищеварения. На ладонях есть проекции всех внутренних органов человека. Круговой массаж во время игры благотворно влияет на кишечник, способствуя мягкой дефекации.

Мелкая моторика и органы чувств

Разнообразие тактильных ощущений жизненно необходимо для правильного мировосприятия четырехмесячного крохи. Сенсорный кубик, каждая стенка которого выполнена из разнофактурных тканей с шуршащими вставками и аппликациями, колокольчиками и короткими веревочками, можно купить или сделать самостоятельно, обклеив коробку от молока необходимыми материалами.

Малышам нравится мять в руках маленькие мешочки с различными наполнителями — крупами разных размеров и шуршащей жесткой бумагой. Это дает мозгу необходимые впечатления для формирования логических и сенсорных цепочек восприятия. Есть много простых и увлекательных для малыша игр, которые развивают органы чувств:

  1. Прятки. Мама прячет лицо в ладонях, спрашивая при этом: «Где я?» или «Где мама?». Потом она открывает ладони и улыбается. Можно также прятаться под пеленкой или закрывать личико малыша на долю секунды. Несмотря на простоту, эта игра формирует доверие к окружающему миру, ведь ребенок понимает, что даже после исчезновения мама появится снова.
  2. Знакомство с музыкой. Понадобится большое количество простых музыкальных инструментов: колокольчик, барабан, бубен, ксилофон, дудочка. Можно также использовать неваляшку и погремушки. Необходимо показать малышу, какие звуки издает каждый инструмент, а затем постараться повторить их словесными междометиями.
  3. Книжки с животными. Кроха обязательно заинтересуется яркими картинками и будет слушать рассказ мамы о каждом персонаже.
  4. Мыльные пузыри. Во время прогулки или купания в ванночке можно пускать их по одному или сразу несколько, показывая ребенку, как красиво они летят и опускаются на его ручки. Он с интересом будет следить, как пузыри появляются и лопаются.
  5. Части тела. Уже можно показывать малышу разные части тела, дотрагиваясь его ручкой до носа, ушей, ротика и называя их. Хорошо также продублировать действия на себе или любом родственнике.

Главное условие для успешных занятий — любящая атмосфера. Многие родители чересчур настойчивы в стремлении научить всему, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Развитие мальчиков и девочек не может идти по одинаковому алгоритму. Девочки более восприимчивы и раньше начинают издавать звуки, тогда как мальчикам требуется больше занятий для развития сенсорной системы. Не стоит переживать, если ребенок не выполняет все упражнения с одинаковым успехом.

Причины для волнений

При регулярных занятиях и зарядке даже недоношенные на пару месяцев детки начинают соответствовать средним нормам развития. Не нужно думать, что если ребенку всего несколько месяцев, то он все равно не поймет стихов и песен. Малыши воспринимают их на невербальном уровне целиком, а польза от таких занятий придет немного позже.

Очень эффективна небольшая логопедическая гимнастика, при которой взрослый меняет положения губ, словно произнося по очереди гласные звуки, показывает язык и поворачивает его кончик в разные стороны. Малыш будет наблюдать за этим с интересом, а затем, возможно, попытается повторить, что весьма полезно для его речевого аппарата.

Однако существуют очевидные несоответствия нормам четырехмесячного возраста, которые потребуют усиленных занятий или лечебной коррекции. Стоит насторожиться, если ребенок:

  • не может держать голову вертикально;
  • не оживляется при появлении родителей;
  • не реагирует на незнакомых людей;
  • не интересуется игрушками;
  • не фиксирует взгляд на собеседнике;
  • не гулит и не улыбается;
  • лежит неподвижно и не поворачивает голову.

Даже один из этих симптомов является поводом для немедленного обращения к неврологу и педиатру. Специалисты помогут исключить серьезные заболевания или назначат лечение, которое будет тем эффективнее, чем раньше его начать.

умения и навыки мальчиков и девочек

Фото 1

Все заботливые родители беспокоятся о том, чтобы их малыш развивался своевременно и правильно. Каждый месяц грудничок меняется, овладевает новыми способностями.

Важно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Это поможет родителям понять, нормально ли развивается кроха, на что делать акцент при проведении занятий с ним.

Физические показатели девочек и мальчиков в четыре месяца

Дети четырехмесячного возраста продолжают активно развиваться в физическом плане. Вес ребенка увеличивается в среднем на 700 грамм. Мальчики от рождения крупнее девочек. Их вес составляет около 6,7-8,4 кг. Масса тела представительниц слабого пола этого возраста достигает 6,1-7,8 кг.

Фото 2Вес малышей становится больше на 3,6-3,7 кг относительно массы тела, которая была при рождении. Дети в 4 месяца вырастают примерно на 2 см. Рост мальчиков составляет 63,8-68,0 см.

Длина тела девочек равна 61,8-66,3 см. В среднем малыши становятся выше на 13 см в сравнении с периодом новорожденности. Постепенно проходит мышечный гипертонус: кроха выпрямляет ручки и ножки. Это позволяет ребенку овладевать новыми физическими умениями. Грудничок в 4 месяца уже меньше спит и больше бодрствует.

Продолжают совершенствоваться слух и зрение. Визуально ребенок становится более пропорциональным: окружность головы меньше или равна объему грудной клетки. Для оценки состояния физического развития ежемесячно ребенка осматривает педиатр. Нормативные показатели для детей разных полов приведены ниже в таблице.

Параметр, в см Мальчики Девочки
Объем грудной клетки 42,8 41,8
Окружность головы 41,9 41,0

Фото 3Физическое состояние младенца во многом зависит от таких факторов:

Фактические значения врач сравнивает с нормативными. Поскольку все дети индивидуальны, то незначительные отклонения не являются признаком патологии.

Навыки и умения 4-месячного малыша

В течение первого года жизни обычно проявляются врожденные патологии. Они могут сказываться на росте, весе, умениях младенца. Родителям полезно знать, что должен делать ребенок в 4 месяца. Это поможет выявить отклонения в развитии крохи на начальной стадии и вовремя обратиться к доктору.

Физические умения малыша зависят от крепости мышц, степени активности и любознательности, от того, как с ним занимаются родители. Несмотря на это, к четырехмесячному возрасту дети должны приходить с определенными навыками. Отсутствие ряда способностей расценивается как отклонение.

Фото 4Вот что должен уметь ребенок в 4 месяца:

Некоторые дети в 4 месяца умеют переворачиваться со спины на живот.

Психологическое и эмоциональное развитие

Четырехмесячные дети становятся более эмоциональными. Они начинают выражать свои чувства осознанно, а не рефлекторно. Родителям уже легко понять, когда кроха радуется, грустит или злится. Когда грудничок счастлив, он улыбается и громко смеется. Нетерпение крохи выражают громких вздохом.

Фото 5Малыши этого возраста сильно привязаны к матери: теряя ее из виду, они начинают переживать и плакать.

С опаской дети относятся к незнакомым лицам: при их присутствии они настораживаются, замирают, прислушиваются, тянутся к матери. Груднички реагируют на свое имя, узнают родителей по голосу.

Дети способны в течение непродолжительного периода играть самостоятельно, но предпочитают проводить время с родителями. В 4 месяца малыши начинают понимать разницу между предметом и его отражением в зеркале. Дети становятся более любознательными. Умеют различать цвета.

В течение длительного времени они могут концентрировать внимание на интересующем предмете. В период бодрствования малыши изучают окружающую среду. Дома кроха чувствует себя спокойно, в безопасности. Незнакомая обстановка его пугает. В 4 месяца дети активно гулят, произнося различные звуки.

Особенностью психологического развития грудничков четырехмесячного возраста считается формирование тактики поведения. У малышей появляются любимые и нелюбимые игрушки.

Отклонения от норм

Если ребенок не овладевает теми навыками и умениями, которые должны у него присутствовать в 4 месяца, родителям стоит насторожиться. Возможно, у малыша имеются проблемы со здоровьем. При наличии отклонений важно срочно обращаться к доктору.

Следует беспокоиться в таких случаях:

  • ребенок постоянно спит и не проявляет двигательной активности;
  • кроха не выражает эмоции, апатичный;
  • малыш не произносит никаких звуков;
  • грудничок не может держать головку;
  • младенец не узнает маму с папой, не реагирует на появление в доме незнакомых людей;
  • эмоции ребенок проявляет неосознанно либо не выражает свои чувства совсем;
  • малыш не реагирует на свое имя, различные звуки;
  • кроха не пытается самостоятельно переворачиваться со спины набок;
  • у грудничка отсутствует интерес к окружающему миру, игрушкам.

Как развивать грудничка дома?

Чтобы ребенок овладевал полезными навыками своевременно, родителям нужно ему в этом помогать. Для этого необходимо проводить специальные занятия. Важно развивать младенца всесторонне. Особое внимание стоит обратить на совершенствование мелкой моторики, слуха и зрения, речи, физического состояния. Проводить уроки известный педиатр, Комаровский, рекомендует в игровой форме.

Физическое развитие

Необходимо заняться укреплением мышц крохи. Для этого можно проводить специальную гимнастику, массаж. Хороший результат дает плавание.

Фото 6Полезные упражнения приведены ниже:

  • «велосипед». Положить малыша на спину. Взять его за голени и начать поочередно сгибать-разгибать ноги, имитируя езду на велосипеде. Упражнение способствует укреплению мускулатуры ног, развитию тазобедренных суставов;
  • «кругом взмах». Положить кроху на спину. Протянуть руки, чтобы он ухватился за большие пальцы. Аккуратно развести верхние конечности малыша в стороны, затем поднять их вверх и вытянуть вперед. Повторить 5-7 раз. Упражнение укрепляет мускулатуру, суставы рук;
  • «самолет». Положить ребенка на живот. Пятками упереть его в свою грудь. Поддерживая подмышками, поднять кроху. Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, спины, шеи, а также хорошо тренирует вестибулярный аппарат.

Эффективны для физического развития занятия на фитболе. Кроху нужно положить на мяч животом. Придерживая, начать раскачивать вперед-назад, вправо-влево. Выполнить круговые движения. Положить малыша спиной на фитбол и повторить комплекс сначала.

Мелкая моторика

Фото 7Чем лучше ребенок владеет пальцами рук, тем точнее у него получается выполнять различные движения. Доказано, что развитие мелкой моторики способствует становлению речи.

Гипертонус рук у детей 4 месяцев уже прошел. Поэтому полезно задействовать верхние конечности в обучающих и развивающих занятиях. Рекомендованы для грудничков пальчиковые игры.

Это известные всем «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона». Также полезен для детей четырехмесячного возраста массаж рук. Его выполняют аккуратно, чтобы не вызвать боль.

Рекомендованы следующие техники: поглаживание, растирание, разминание. Воздействие должно оказываться на фаланги пальцев, основание ладони. Разминая ручки, стоит проговаривать потешки. Можно вкладывать в ладони ребенка маленькие игрушки.

Зрение и слух

Фото 8Для развития слуха следует приобрести для крохи пищалки, колокольчики, погремушки, музыкальные карусели. Также рекомендуется включать музыку.

Педиатры отмечают благотворное воздействие классических произведений на органы слуха, нервную и психоэмоциональную системы ребенка. Нужно стимулировать малыша находить источник звука. Это можно делать при помощи веселой игры.

Надо взять игрушку-пищалку и начать издавать ею звуки с разных сторон от крохи. Ребенок должен поворачивать голову. Стоит больше общаться с грудничком, меняя интонацию в голосе.

Для совершенствования зрения следует приобрести для крохи игрушки разных цветов. Нужно взять яркий предмет и водить его медленно вправо-влево, вверх-вниз перед ребенком. Грудничок должен следить за перемещающейся игрушкой. Можно организовать для малыша  кукольный спектакль.

Стоит показывать ребенку фотографии, яркие картинки. Рекомендуется повесить над кроваткой игрушки разных цветов. Во время бодрствования малыш будет их изучать.

Развитие речи

Для развития речи нужно стимулировать ребенка лепетать. Для этого надо с ним ласково разговаривать. К малышу следует обращаться по имени. В разговоре требуется использовать простые слова. Не рекомендуется коверкать речь, делать сокращений.

Стоит менять интонацию. Полезно петь малышу детские песни, читать сказки, рассказывать короткие стихи и потешки. Также родителям нужно комментировать все режимные действия в отношении ребенка (купание, кормление, умывание).

Рекомендуется показывать крохе картинки и говорить, что на них изображено. Это поспособствует формированию пассивного словарного запаса. Если семья является билингвальная, то при ребенке требуется говорить на одном языке. В противном случае возможна задержка речевого развития. Также не стоит забывать о совершенствовании мелкой моторики: проведении пальчиковых игр и массажа. Полезно научить малыша игре «Ладушки».

Видео по теме

О том, что должен делать ребенок в 4 месяца, в видео:

Таким образом, четырехмесячные дети становятся более активными. Снижение гипертонуса открывает для них новые возможности. Родителям следует заниматься развитием своего чада. Делать это рекомендуется в игровой форме.

Акцентировать внимание стоит на совершенствовании мелкой моторики, речи, зрения, слуха, мускулатуры. Если, несмотря на все старания мамы с папой, ребенок отстает в развитии, тогда нужно обратиться к педиатру. Возможно, у крохи имеются врожденные патологии.

Ребенку 4 месяца – что должен уметь делать четырехмесячный малыш

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

МАЛЬЧИКИ ДЕВОЧКИ
Рост, см 61,7-66 59,8-64,3
Вес, кг 6,2-7,9 5,6-7,3
Окружность головы, см 39,0-43,5 38,5-43,0

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, становится подвижным и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки, к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе, приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает, что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться, когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре.

Редко кто из современных мам готовит прикорм самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет, при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик. Помогите крохе, если у него не сразу все получается.  Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.

Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя, чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку, он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы. После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.

Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку. Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки, которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.

Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом, с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков. Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном развитии. Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира.

Календарь 3-го месяца — 1 год

Развитие малыша с трех месяцев до года по месяцам

Поделитесь с друзьями:

4 месяц жизни. Что должен уметь малыш?


Еще по теме:
Ребенок от 6 до 7 месяцев, чем с ним заниматься



Ребенок 5 до 6 месяцев, чем с ним заниматься



Ребенок 4 до 5 месяцев. Чем с ним заниматься



Ребенок от 3 до 4 месяцев. Чем с ним заниматься



Ребенок от 1 до 2 месяцев. Чем с ним заниматься

Начиная с 4 месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает
головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения.
Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела
для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать
массажем, играми и нежными прикосновениями.


4 месяц для вашего малыша “тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает
подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под
мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.


В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух
часов подряд.


Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает «комплекс
оживления».


Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его
окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может
отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает
радостным гулением.


Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет
мимику, он может даже заплакать!


В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую
классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную
колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте
ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы
разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.


В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками.
Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить
первые слоги: “ба”, “ма”, “ам”, “та”и пр. Некоторые малыши могут изменять
тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.

Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой
гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши
любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.

В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.


Он рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и
размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание
к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального
психофизического развития.


Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и
людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу
в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает
реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама надела
новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается
рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.


В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Для этого во многих игрушках есть безопасное зеркальце. Он будет
приветствовать своего “незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.

На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он
сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и
больше похожи на опрокидывания.


Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать.
Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную
погремушку в ладошку, достаточно крепко.


Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик
для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться
познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт
тактильных ощущений…


Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь
мамы или бутылочку.


Малыш уже умеет воспринимать тактильно различные материалы и предметы. Дайте ему
возможность накапливать опыт все новых и новых ощущений. Предлагайте малышу игрушки из разнофактурных материалов, например, прорезыватели.

Это время незабываемых впечатлений и эмоций, как для крохи, так и для молодой
мамы!

Что должен уметь делать малыш на 4 месяце жизни: развитие ребенка

  • Начиная с 4 месяца, лежа на животике, малыш высоко поднимает головку, опираясь на предплечья. В это время он постигает сложные виды движения. Например, он пытается работать мышцами спины и ног. Ощущение собственного тела для малыша играет очень важную роль! Это ощущение очень важно стимулировать массажем, играми и нежными прикосновениями.

4 месяц для вашего малыша “тренировочный”. Спинка еще слабенькая, малыш начинает подтягиваться, чтобы в будущем сесть. Он любит, когда его поддерживают под мышки, поднимают за ручки и стремится подтанцовывать.
В этом возрасте ребенок спит только 3 раза в сутки, а бодрствует в течение двух часов подряд.

  • Малыш активно гулит и узнает маму, радуется, у него легко возникает «комплекс оживления».

Уже к концу 4 месяца малыш умеет громко и заразительно смеяться! То, что его окружает – это становится все более интересным для него. По звуку он может отыскивать людей, смотреть вперед и назад, через плечо. Родным он отвечает радостным гулением.
Малыш пугается, если слышит сердитый голос близкого человека. Его личико меняет мимику, он может даже заплакать!
В этом возрасте кроха легко различает тембр и силу звуков, под красивую классическую музыку он бодрствует и радуется ей, а устав, засыпает под нежную колыбельную. Ели вам нравится танцевать с малышом, танцуйте! Бережно качайте ребенка под медленную мелодию и более быстро под ритмичную. Таким образом вы разовьете чувство ритма у вашего крохи через движения.
В этом возрасте малыши получают огромное удовольствие от игры со звуками. Совершенно независимо от материнской речи, детки всего мира начинают произносить первые слоги: “ба”, “ма”, “ам”, “та”и пр. Некоторые малыши могут изменять тональность и громкость своей речи и даже напевать целые мелодии.
Все звуки для крохи живые! Он просто наслаждается ими. Чувство речи, каждой гласной и согласной имеет определенные свойства и для ребенка. Поэтому малыши любят слушать стихи, даже такие, которые для вас покажутся странными.

  • В это время завершается первоначальное развитие глазного яблока.

Он рассматривает предметы, как бы ощупывая их взглядом, определяя их форму и размер. Такое длительное и разнообразное зрительное сосредоточение, его внимание к предметам, активное гуление – все это свидетельство нормального психофизического развития.
Развитие зрения позволяет малышу детально рассматривать и запоминать предметы и людей. В этом возрасте он начинает различать некоторые цвета, улавливать разницу в форме фигур, например, овала, треугольника и прямоугольника. Он начинает реагировать на изменение облика человека, которого он хорошо знает. Мама одела новое платье, шапку или очки – все это для него интересно, все он пытается рассмотреть и изучить, в новом образе он стремиться узнать родное лицо.
В 4 месяца малыш уже будет радоваться своему отражению в зеркале. Он будет приветствовать своего “незнакомца” радостной и сияющей улыбкой.

  • На четвертом месяце малыш уже пытается повернуться на бочок. Чуть позже он сможет перевернуться с живота на спинку. Все эти движения еще неуверенные, и больше похожи на опрокидывания.

Натолкнувшись на игрушки, он их рассматривает, стремится захватить и потрогать. Самостоятельно захватывать предметы он еще не умеет, но держит, вложенную погремушку в ладошку, достаточно крепко.
Любые предметы, которые попадают в ручки малыша, обязательно попадают в ротик для дальнейших исследований. Это новый шаг в развитии ребенка! Кроха стремиться познавать мир с помощью своего чувствительного ротика. Так он накапливает опыт тактильных ощущений…

  • Во время кормления кроха умело захватывает и придерживает своими ручонками грудь мамы или бутылочку.

Малыш уже умеет воспринимать тактильно различные материалы и предметы. Дайте ему возможность накапливать опыт все новых и новых ощущений.
Это время незабываемых впечатлений и эмоций, как для крохи, так и для молодой мамы!

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: обзор основных навыков

Четвертый месяц в жизни каждого малыша — ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), — так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно — на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, — соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки — это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более — кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность — только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно — в уменьшительно-ласкательной форме, всегда — с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите — в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним — и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

Что должен знать четырехлетний ребенок в учебе

Советы, как узнать, идет ли ваш четырехлетний ребенок

gpointstudio / iStock / GettyImages

Добро пожаловать в дошкольные годы! Ваша 4-летняя девочка проходит через этапы развития, начиная с детского сада и приближаясь к первому дню в детском саду. Прежде чем паниковать по поводу пропущенных вех, помните, что все дети развиваются уникальным образом, и широкий спектр навыков совершенно нормален в 4 года. Изучение типичных академических навыков четырехлетнего ребенка поможет вам определить, прогрессирует ли ваш малыш как ожидается.

Показывает начальные навыки чтения

К 4 годам ваш малыш начинает проявлять признаки готовности к чтению. Он понимает, что слова, напечатанные на странице, имеют значение, даже если он еще не знает, как их читать. Вы знаете ту книгу, которую он просит вас перечитывать снова и снова? Он, вероятно, начинает запоминать слова и сможет рассказать историю вместе с вами. Возможно, он сумеет самостоятельно пересказать вам основные моменты истории.

Большинство четырехлетних детей также начинают понимать, как работают книги.Они умеют держать книгу. Они знают, что нужно начинать с начала и переворачивать страницы, чтобы добраться до конца. Ваш малыш, вероятно, знает, что чтение идет с левой стороны страницы на правую. Это все базовые навыки, необходимые ему, чтобы начать читать самостоятельно.

Эта возрастная группа также начинает больше узнавать о звуках и буквах. Ваш четырехлетний ребенок должен узнавать хотя бы несколько букв и понимать, что каждая из них издает свой звук. Дошкольники начинают определять рифмующиеся слова и могут определить, имеют ли два слова одинаковый начальный звук.

Демонстрирует лучшее языковое развитие

Сколько бы вы ни разговаривали в 4-летнем возрасте, вы не удивитесь, узнав, что у детей этого возраста средний словарный запас составляет от 4000 до 6000 слов. Вам не нужно отслеживать эти слова. Дети, которые продолжают расширять свой словарный запас, обычно идут правильным путем. Если у вашего ребенка очень ограниченный словарный запас или он не добавляет новые слова в свой словарный запас регулярно, посоветуйтесь с врачом.

Вы также можете заметить, что ее предложения более содержательны.Вместо предложений, состоящих всего из нескольких слов, она объединяет предложения, состоящие как минимум из четырех или пяти слов. Вы можете заметить большее разнообразие в предложениях, которые она создает, включая использование будущего времени.

Ее отзыв также улучшается. Пришло время сообщить вашему 4-летнему ребенку ее полное имя и адрес. Она достаточно взрослая, чтобы помнить об этом, а это очень важно в экстренных ситуациях. Она также может запоминать и пересказывать истории, которые слышит. Ее собственные истории могут стать длиннее и интереснее.Вы можете дать ей указания, состоящие из двух или трех шагов, и она должна суметь их выполнить.

Использует навыки сравнения

Когда ваш ребенок достигает дошкольного возраста, он начинает замечать различия в предметах. Он может сравнивать объекты по определенному признаку. Он может отсортировать предметы определенного цвета или сказать, какой предмет больше другого. Ваш малыш должен понимать, что значит сказать, что что-то такое же или другое.

Определяет различные предметы и способы их использования

К 4 годам ваш малыш знает множество разных предметов. Она должна иметь общее представление о том, для чего используются предметы, особенно предметы, которые она регулярно видит, например, бытовая техника в вашем доме. Она также начинает распознавать разные цвета. К 4 годам она должна уметь идентифицировать и назвать как минимум четыре разных цвета, но, возможно, она знает больше.

Начинает использовать математические знания

Ваш малыш начинает проявлять признаки математических знаний.Например, он может узнать некоторые числа. Примерно в это время развиваются навыки счета. Ваш четырехлетний ребенок должен уметь сосчитать 10 или более предметов. Это немного отличается от простого перечисления чисел. Сопоставление числа с объектом для его фактического подсчета требует более глубокого владения базовыми математическими навыками.

На этом этапе 4-летние дети также начинают лучше понимать понятие времени. Не ждите, что ваш четырехлетний ребенок будет читать часы, но ему легче понять, что происходит утром, а не то, что происходит ночью.

Развивает физические навыки, используемые в школе

Физическое развитие оказывает влияние на учебу в дошкольном возрасте. К 4 годам дети начинают лучше контролировать мелкую моторику, которая позволяет им писать, вырезать и брать предметы. Ваш малыш должен уметь копировать основные формы, использовать ножницы, складывать не менее 10 блоков и писать несколько букв. Ваш четырехлетний ребенок также должен быть в состоянии физически справляться с большинством задач по уходу за собой, например, ходить в туалет, одеваться, есть и чистить зубы.

Когда обращаться к педиатру

Не каждый четырехлетний ребенок достигает всех этапов успеваемости одновременно. Ваш ребенок может быть в порядке в учебе, даже если он еще не узнает буквы и не считает предметы. Тем не менее, вы должны заметить постоянный рост в этих академических областях. Если ваш четырехлетний ребенок не развивает свои академические навыки, это может сигнализировать о задержке.

Поговорите с врачом своего ребенка, если у вас есть какие-либо проблемы или если у вашего 4-летнего ребенка следующие признаки:

  • С трудом удерживает цветной карандаш
  • Не может справиться с элементарными средствами ухода за собой, такими как чистка зубов или мытье рук
  • Невозможно построить башню высотой не менее восьми блоков
  • Не рисует
  • Имеет трудности с воображаемой игрой
  • Не понимает разницы между реальностью и фантазией
  • Не хочет играть с другими дети
  • Не может пересказать основную историю
  • Не могу следовать указаниям, состоящим из двух или трех частей
  • Трудно понять, что значит быть одинаковым или разным
  • Трудно понять, когда я говорю
  • Не понимает знает его имя и фамилию
  • Неправильно использует слова «я» и «ты»
  • Снижение навыков, которыми он владеет

Многие программы раннего вмешательства доступны, если ваш ребенок это делает у вас задержка в развитии, поэтому поговорите со своим педиатром, как только у вас возникнут проблемы.При соответствующем вмешательстве ваш дошкольник сможет вернуться на правильный путь.

.

Мой 18-месячный ребенок еще не разговаривает. Что я должен делать?

Постарайтесь не волноваться, если ваш малыш в 18 месяцев мало разговаривает. Возраст, в котором дети учатся говорить, может сильно различаться. Если это займет у вашего ребенка немного больше времени, чем обычно, это не должно повлиять на его дальнейшее развитие.

В идеале к 18 месяцам ваш ребенок должен знать от шести до 20 слов и понимать гораздо больше. Если ваш малыш может сказать меньше шести слов, обратитесь за советом к патронажной сестре или терапевту. Вероятно, он просто еще не совсем там, но если есть проблема, получить помощь раньше — хорошая идея.

Помимо произнесения слов, существует множество других признаков, на которые следует обратить внимание, которые показывают, что ваш малыш стремится к общению:

  • Когда ваш малыш чего-то хочет, он укажет на это. Это явный признак того, что он хочет с вами общаться.
  • Ваш малыш должен уметь следовать вашим простым инструкциям, например: «Возьмите своего плюшевого мишку». Он передаст вам своего плюшевого мишку, когда вы его попросите.
  • Он понимает множество отдельных слов и, возможно, некоторые фразы из двух слов, такие как «обувь на» или «дай мне».Он может попытаться скопировать слова, которые вы говорите, и жесты, которые вы делаете.
  • Когда вы читаете с ним рассказ, ваш малыш может узнавать предметы и картинки в книге и указывать на них, если вы ему подсказываете. Ему также понравятся детские стишки, и он может даже попытаться присоединиться к ним, когда вы их поете.
  • Пока он играет, он бормочет себе под нос. Это будет звучать как речь, потому что он будет использовать ритм и варьировать громкость разговора, чтобы передать смысл.

Как я могу побудить моего 18-месячного ребенка говорить?
Вы можете сделать много вещей, чтобы стимулировать речь вашего малыша.Предоставление ему множества возможностей пообщаться с вами — отличный первый шаг.

Говорите с ним, когда вы занимаетесь повседневными делами, такими как мытье посуды или смена подгузников. Указывайте на то, что вы видите, когда находитесь вне дома. Если вы задаете своему малышу вопрос, оставьте хорошую паузу, чтобы побудить его ответить.

Визуальные подсказки также помогут вашему малышу понять, что вы ему говорите. Например, если вы хотите, чтобы он подошел к вам, протянув ему руку, вы сможете понять, что вы имеете в виду, когда говорите «иди сюда, пожалуйста».

Когда он использует слова, хвалите его как следует и дайте понять, когда он все сделает правильно. Например: «Да, именно ложка! Молодец!»

Повторите то, что ваш малыш пытается сказать вам, даже если он не говорит этого четко. Расширьте то, что он говорит. Итак, если ваш малыш говорит «нана», когда хочет банан, вы можете сказать: «Да, вот банан».

Не беспокойтесь слишком сильно о том, как ваш малыш произносит свои слова. Более важно, чтобы он чувствовал, что вы понимаете то, что он пытается вам сказать.И чье сердце не растаяло от того, как их малыш сказал «пастегетти» вместо «спагетти»?

Если ваш малыш учил более одного языка, он может запутаться между ними или использовать один язык чаще, чем другой. Будьте уверены, это не повлияет на его способность научиться говорить. Фактически, есть доказательства того, что изучение двух языков может впоследствии улучшить его память и языковые навыки.

Все малыши время от времени спотыкаются о своих словах.Если к тому времени, когда ему исполнится два года, ваш малыш заикается более нескольких месяцев или кажется, что его заикание ухудшается, попросите совета у вашего терапевта или патронажной сестры. Возможно, она сможет направить вас к логопеду.

Если вашему ребенку сложно понять простые инструкции или просьбы, или ему трудно обращать внимание на то, на что вы указываете или о чем говорите, поговорите со своим патронажным врачом или терапевтом. Она может, например, посоветовать вам проверить слух вашего ребенка.Из-за потери слуха трудно научиться говорить, поэтому всегда стоит исключить это.

Иногда задержка в обучении говорить, в сочетании с отсутствием зрительного контакта или отсутствием реакции на окружающих, может быть признаком расстройства аутистического спектра. Если вы беспокоитесь, поговорите со своим терапевтом или патронажной сестрой.

Однако во многих случаях все, что требуется, — это небольшая дополнительная поддержка и заверения от вашего патронажного врача. Все малыши учатся говорить со своей скоростью, и многие, кто начинает говорить позже своих сверстников, быстро догоняют их.

Подробнее о речи вашего малыша

Последний раз просмотрено: январь 2020 г.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *