Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Логопедические занятия для детей 2-3 лет для развития речи: упражнения и игры

Отставание в развитии речи может быть вызвано самыми различными причинами. Часть из них лежит в биологической области жизни ребенка. Нарушения в развитии слухового аппарата, позднее освоение речевых навыков по наследственному признаку, частые болезни малыша. Другие причины скрыты в социальной плоскости, когда родители уделяют мало внимания ребенку, в семье царит негативная атмосфера, малыш растет в обстановке непонимания и халатного отношения к родительским обязанностям.

Нехватка родительского внимания может стать одной из причин задержки речевого развития

Почему ребенок может не говорить в 2-3 года?

Искать причину молчаливости малыша 2-3 лет следует не только в анатомических патологиях, много значит и манера общения родителей с ребенком. Некоторые мамы окружают своих маленьких карапузов чрезмерной опекой, что приводит к невостребованности речи. Стоит крохе чего-то пожелать, мама исполняет желание. Активно используя в общении с малышами 1-3 лет жесты и мимику, вы невольно замедляете развитие у них речи.

Ошибочно думать, что находясь в среде, изобилующей информационными средствами (телевизор, радио), ребенок быстрей научится разговаривать. Беспорядочный речевой поток образует «шумовую завесу», которую ребенок не воспринимает.

Более того, пытаясь заговорить, малыш произносит длинные, бессмысленные фразы, имитируя услышанное из телевизора или радио. Родителям следует научиться говорить со своим ребенком, а не разговаривать при нем или занимать его мультфильмами.

Трудно развить речевые навыки там, где родители оправдывают недостаток общения нехваткой времен или попросту не желают много разговаривать с малышом. Полагаться на логопедов и воспитателей детсада ошибочно, ведь первые свои навыки речи дети получают в семье. Кроме того, для малышей важно развитие мелкой моторики и артикуляции. Регулярные занятия (самомассаж рук, пальчиковая гимнастика, дидактические игры) помогают улучшить речь.

Столь любимые малышами мультики на самом деле могут тормозить речевое развитие

Что советуют логопеды?

Семь простых и мудрых советов от логопедов помогут взрослым правильно построить свое общение с ребенком, чтобы его речь развивалась быстро. Приведем каждый из них:

  1. Поддерживайте и поощряйте активность ребенка, открыто выражайте радость, когда малыш пытается произносить звуки и слоги.
  2. Помогайте своему сокровищу, покупайте дидактические игры. Пазлы, разрезные картинки, кубики с картинками, игры-вкладыши помогут развить мелкую моторику.
  3. Придумайте для крохи игры с пальчиками. Кончики пальцев изобилуют нервными окончаниями, которые влияют на стимуляцию моторной зоны головного мозга. Давно придумана простая игра, в которой каждому пальчику дают названия членов семьи. Перебирайте пальчики малыша и придумывайте различные истории, чтобы все пальцы были включены в сюжет.
  4. Обязательно читайте вместе с ребенком книжки, рассказывайте ему сказки, учите наизусть стихи, пойте песенки. Возьмите себе в помощники произведения известных детских писателей (Михалкова, Барто, Бианки, Маршака, Чуковского).
  5. Все, что вы видите с ребенком, обсуждайте в деталях. Куда едет машина, почему птичка за окном весело поет, какая у папы работа, во что играют детки во дворе – любое событие или действие должно сопровождаться подробными словесными пояснениями.
  6. Рассказывайте малышу о домашних и диких животных, научите его «языку» зверей и птиц. Коровы говорят «му-му», воробей чирикает – «чик-чирик».
  7. Заучивайте с ребенком веселые детские стихи про «Сороку-воровку», косолапого мишку, про Таню и ее мячик. Позовите на помощь бабушек, они, как правило, знают много таких стишков.

Чем больше мама общается с ребенком (читает книжки, учит стишки, разговаривает), тем быстрее он выучится хорошо говорить

Основы для развития речи дома

Домашние базовые упражнения помогут вам развить у ребенка речь (подробнее в статье: как развить речь у ребенка 3-х лет?). Самое простое из них – «скажи мама». Упражнение применяют в общении с маленькими детками, в возрасте до года, которые только учатся воспроизводить звуки. Для детей постарше следует использовать более сложные методики, стимулирующие у ребенка осмысленное понимание речи, ее значения, осознанного произношения слов.

Совместное познавание предметов

Перешагнув годовалый рубеж, дети приступают к активному знакомству с окружающим их миром. Интерес малышей распространяется на все предметы в доме. Придите на помощь своему сокровищу, описывайте каждое его движение вслух, простыми предложениями. Рассказывайте о каждом предмете, который его заинтересовал. Если сын взял ложку, скажите ему, что он держит, для чего это нужно, как предмет называется, не ленитесь повторить свое пояснение несколько раз, чтобы малыш запомнил.

Рассматривание и изучение картинок

Для этого упражнения запаситесь различными детскими книжками с картинками. Издательства предлагают прекрасные иллюстрированные книжки различных рубрик. Например, рубрика «Кто я?», рассказывающая о животных.

Книжки с картинками или карточки помогают пополнить словарный запас ребенка

Рассматривая картинки, укажите малышу на изображение собачки, спросите у него, как она «разговаривает», произнесите «гав-гав». Изучение животных и их «языка» облегчит вам задачу обучения малыша произношению отдельных звуков. Больше внимания уделяйте тем животным, которых встречаете с ним на улице, наглядно показывая и рассказывая о них. Пройдет немного времени, и увидев на улице собаку или кошку, ребенок вдруг произнесет «мяу» или «гав».

Звуковое образование

Обозначайте доступные понимания малыша действия простыми звуками. Ребенок хлопает в ладоши – говорите «хлоп-хлоп», малыш упал – не спешите его поднимать и охать, скажите «бах, бух, бум». Игра веселит маленьких детей, они принимают ее, могут даже специально падать, чтобы снова услышать «бум или бах». Кроме того, вы помогаете узнать ребенку, что каждое движение можно озвучить.

Как побудить ребенка говорить?

Изучая с ребенком звуки, просите его повторять то, что произносите вы. Например, вы говорите «гав-гав», пусть малыш повторит за вами. Если у него не получается точно воспроизвести звуки, не переживайте, повторите вместе с ним то, что у него получилось. Главная ваша задача в этом логопедическом упражнении – побудить ребенка к произношению звуков. Обязательно поощряйте кроху за любые звуки, даже если они не похожи на те, что предложили ему вы.

Любые попытки ребенка разговаривать обязательно должны поощряться

Учим правильно подражать речи взрослых

Выстраивая логопедические занятия для детей 2-3 лет, соблюдайте главное правило общения с малышом: никогда не коверкайте слова.

Ребенок – великий имитатор, он подражает героям мультфильмов и маме с папой. Если вы будете разговаривать с ним, коверкая слова, он воспримет такие звуки как правильные и начнет их повторять. Старайтесь произносить слова четко, лишь изредка применяя уменьшительные или перевернутые формы.

Следующий этап – звукопроизношение. Желая научить ребенка простым звукам, облеките занятия с ним в игровую форму. Используйте следующие упражнения:

  • Дудочка. Музыкальные инструменты всегда вызывают у детей любопытство и интерес, они помогают неговорящим деткам легче освоить звуки. Игрушку можно купить в магазине или имитировать игру на инструменте пальчиками. Покажите малышу, как звучит дудочка, произнося «ду-ду-ду», затем попросите его повторить звуки.
  • Езда на машине. Любимая игра всех детей. Усадите сына или дочку к себе на колени, заведите мотор, и поехали. Крутите «баранку», сигнальте, произнося «би-би». Малышам очень нравится такая поездка, они с удовольствием в нее играют и быстро учатся «бибикать».
  • Домашний зоопарк. Соберите мягкие игрушки или магнитики животных в одном месте и устройте экскурсию по домашнему зоопарку, предлагая ребенку вместе с вами произносить звуки, которые издает то или иное животное. Помогут освоить звуки и мультики про зверей.

Подражание голосам различных животных – отличное упражнение для ребенка

Как развить фонематический слух?

Развитие фонематического слуха необходимо для правильного распознавания детьми фонем родного языка. Фонемами считаются слова с одинаковой звуковой основой – например, «кабан-банка» или «сон-нос». Способность распознавать фонемы дается человеку с рождения, но без грамотной систематизации не обойтись. Логопедия предлагает массу веселых игр, направленных на развитин этой способности. Остановимся на некоторых подробнее:

  • Узнай инструмент. Для тренировки фонематического слуха идеально подходят музыкальные инструменты. Если у вас в доме есть барабан, дудочка, гитара, бубен – отлично. Возьмите все инструменты и спрячьтесь за дверью или в другой комнате. Поочередно играйте на каждом из них, предлагая малышу на слух определить, какой инструмент прозвучал.
  • Кто говорит? Заготовьте для упражнения картинки с изображением разных животных. Показывайте картинку ребенку и просите его проговорить тот звук, который характерен для выбранного вами животного.
  • Повтори за мной. Обучаем малыша ритму.Простучите несложный ритм и предложите ребенку повторить его. Постепенно усложняйте упражнение, задавая более сложное сочетание звуков. Если кроха успешно справляется с заданием, попросите его простучать свою композицию, а вы за ним повторите.

Обучение ребенка ритмике и развитие его слуха – большой шаг к правильной речи

Ждать быстрых результатов от крохи в год-два не стоит, но регулярные уроки обязательно принесут положительный эффект. Пройдет время и ваш маленький ученик научиться владеть звуками и речью. Игры помогут развить у ребенка абстрактное мышление и память, разбудят способность к восприятию фонематического слуха, улучшат речевые навыки. Логопеды часто дают подобные советы родителям, указывая на их простоту и доступность.

Как влияет мелкая моторика на развитие речи?

Мелкая моторика оказывает существенное влияние на становление речи. Принцип заключается в том, что при выполнении упражнений на мелкую моторику в головной мозг поступает импульс, начинается работа мозга. Дома можно предложить малышу игры с обычными предметами. Предлагаем такие домашние игры:

  • Найди, что на дне. Возьмите две мисочки, в одну насыпьте фасоль, в другую – гречку. Под крупу положите маленький сюрприз, предложите малышу порыться в крупе обеими руками, чтобы достать подарок (рекомендуем прочитать: хорошие и приятные подарки на рождение девочки).
  • Найди одинаковые пакетики. Заготовьте 9 матерчатых мешочков, положите в каждые три одинаковый материал: вату, бумагу, крупу. Попросите ребенка по ощущениям определить три мешочка с одинаковым содержимым.

  • Веселый Еж. Берем плотную бумагу или картон, вырезаем из нее фигурку ежа, закрепляем по краю прищепки, которые имитируют у нас иголки. Предлагаем ребенку снимать прищепки и закреплять снова.
  • Много – мало. Игра направлена на изучение количества. Раскладываем игрушки на две кучки, маленькую и большую. Объясняем ребенку, что означает много и мало.
  • Раскраски. Покупайте книжки-раскраски, пластилин, карандаши, бумагу для рисования. Пусть малыш рисует часто и много, сколько ему хочется, поощряйте его творчество, хвалите. Одновременно изучайте с ним цвета, размеры, формы.

Польза артикуляционной гимнастики

Речевая гимнастика – это своеобразная логопедическая тренировка, позволяющая правильно освоить произношение слов родного языка. Владея речью, детям проще высказывать свои желания и мысли. Задача взрослых – научить малыша выговаривать слова грамотно и понятно. Естественно, что в 2-3 года трудно точно определить речевую проблему, однако артикуляционная логопедическая гимнастика играет здесь роль профилактики.

Если мы обратимся к законам логопедии, то найдем в них мудрые и полезные рекомендации для родителей. Используйте для речевой гимнастики с детьми следующие правила:

  1. Проводите упражнения регулярно, чтобы развивать и закреплять освоенные навыки.
  2. Опасайтесь увлечься и отвратить малыша от занятий. Предлагайте для тренировки 2-3 упражнения.
  3. Продолжительность одного занятия с 2-4 летними малышами не должна превышать 10-15 минут.
  4. Полезно в течение дня закреплять пройденные упражнения. Просто попросите малыша повторить пройденное, чтобы удостовериться, что он его запомнил.
  5. Обязательно облекайте ваши занятия артикуляционной гимнастикой в игровую форму (рекомендуем прочитать: как проводится артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет?). Малышам легче сосредотачивать внимание на увлекательной игре, чем на скучном уроке.

Артикуляционная гимнастика не должна утомлять ребенка или превращаться для него в серьезное занятие

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Для тренировки речи разработаны специальные упражнения, которые ребенок может освоить с помощью взрослых. Используйте видео для отработки навыков. Проводите артикуляционные тренировки так:

  1. Предлагаем ребенку открыть рот и на несколько секунд замереть в такой позе. Для удобства обучения называем эту позу «Открой и закрой ворота».
  2. Следующий урок называется «Покажи забор». Ребенок должен сомкнуть зубки и показать их вам, широко улыбаясь.
  3. «Чистим зубки». Попросите ребенка открыть рот и поводить по зубкам языком, дотрагиваясь до внешней и внутренней поверхности зубов.
  4. «Рисуем языком» Высунув немного язык, малыш должен рисовать им, мысленно представляя, что он рисует. Кружок-мяч, елочка, дорога – все, что легко выполнить язычком.

Если вы замечаете, что речевое развитие вашего сокровища явно задерживается, либо во время беременности или родов малыш получил стресс или травму, вы подозреваете, что причина в серьезной патологии – немедленно покажите кроху специалистам. Помните, что активное развитие речевых навыков приходится на возраст от 1 года до 3-х лет, когда вы должны следить за этим процессом и вовремя его корректировать. Наверстать упущенное время в 4-5 лет будет гораздо труднее, вплоть до того, что у малыша может остаться речевой дефект.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

методики для раннего возраста (игры)

С самых первых дней своей жизни малыш слышит звуки человеческой речи. Постепенно он начинает улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, понимать смысл сказанного. Для развития речи ребенка до года очень важно то, как мама разговаривает со своим малюткой, ведь именно звуки ее голоса становятся самыми первыми, которые слышит ребенок после рождения.

Краткие нормативные показатели

В 1-2 месяца младенец еще не понимает слов, которые ему говорят. Он спит и только вздрагивает от резких звуков. К 3-м месяцам ребенок уже может «отвечать» на обращенную к нему речь улыбкой, а чуть позже, месяцам к 5-6, пытается гулить – в это время можно начинать учить его, что значит то или иное слово. Каждую прогулку, кормление, умывание, игру можно озвучивать словесно. Так малыш будет набирать свой первый словарный запас. Сначала он начнет понимать значение каждого слова, а примерно к возрасту 10 месяцев научится и сам выговаривать простенькие слова: «мама», «папа», «баба», «на!» и тому подобное.

Родителям нужно как можно больше разговаривать с крохой во время любых действий по уходу за ним. Почаще говорите ему простые ласковые слова, рассказывайте стишки, народные потешки, пойте детские песенки. В течение первого года жизни ваш малыш запоминает огромное количество слов, и именно из них сформируется его будущая речь.

Чтобы ребенок постепенно научился говорить, ему необходим постоянный эмоциональный и вербальный контакт. Маме желательно объяснять малышу, чем она занимается, петь ребенку песенки и сопровождать занятия с малышом ритмичными стишками

Развитие речи у детей от 3 до 6 месяцев

Развитие речевых навыков ребенка раннего возраста происходит в несколько стадий. Так, в 3 месяца малыш уже хорошо фиксирует взгляд на предмете, может некоторое время лежать на животике, поворачивая головку, чтобы разглядывать все вокруг себя. Сейчас можно показывать ему различные предметы, класть перед ним игрушки, четко проговаривая их название. Надо стараться выговаривать простые слова нараспев, ласковым спокойным голосом, слегка растягивая гласные звуки под ударением.

В возрасте 4 – 5 месяцев дитя живо радуется игре «коза рогатая». Движения руки, изображающей «козу», сопровождайте ласковыми мелодичными словами в рифму. Можно взять кроху на руки и поиграть с ним в «лошадку». Стишок сопровождается подпрыгивающими движениями, изображающими катание на лошади: «Мы поскачем, скачем, скачем, скачем на лошадке! Мы смеемся, а не плачем, все у нас в порядке». Стишок рассказываем в такт «подскакиваний».

В 5-6-месячном возрасте малыш уже пытается «разговаривать». Он издает отдельные звуки, «гулит». С 5 месяцев можно начинать активно развивать речевой аппарат малютки, поощрять его гуление, реагируя улыбкой и ласковыми ответными словами.

Можно показать ребенку несколько упражнений, готовящих органы речи к своей основной функции, затем побуждать малютку к их повторению, например:

  1. Высунуть язык, поводить им из стороны в сторону, свернуть язык в трубочку.
  2. Надувая щеки, поделать дующие движения (как будто сдуваем пушинки у одуванчика, кстати, летом на прогулке пушинки можно сдувать вместе с ребенком в реальности).
  3. Попробовать достать языком кончик носа.
  4. Вкладывать в ручку малыша различные предметы («На!»), а потом просить их: «Дай!», одновременно забирая предмет обратно. Так кроха научится понимать значение этих коротеньких слов.

Протяжно и ласково произносите гласные звуки, побуждая ребенка к ответу. Малыш будет рад любому общению, как любой игре.

Малыш имитирует поведение взрослых, поэтому мама может показать своему чаду доступные для него простые логопедические упражнения – он повторит их без всяких просьб

Учим говорить ребенка от полугода до 1 года

Начиная с 6 месяцев, кроха осваивает произнесение простых слогов, лепечет. Примерно в этом возрасте обычно произносится по слогам первое слово «ма-ма». Знает свое имя, поворачивает головку, когда его зовут, знает названия игрушек, предметов домашнего обихода. Если спросить у него: «Где зайка? Где мишка?», смотрит в нужном направлении. В это время нужно побольше общаться с ребенком, постепенно приучая его к звучанию коротких слов, состоящих из 1-2-х слогов, отвечая на его лепет.

В возрасте 7-8 месяцев ребенок уже умеет сидеть, он с радостью воспримет игру в ладушки, в сороку, которая варила кашку. Все действия по уходу за малышом, все игры с ним необходимо проговаривать. Например, купая его, можно рассказывать стишок: «Чистая водичка умоет маме личико, бабушке – ладошки, а ножки – Антошке!»

Теперь уже можно поиграть с ним в «ку-ку». Закрыв лицо руками, мама спрашивает: «Где мама?» а снова показавшись малышу, говорит: «Ку-ку!». Кроха будет реагировать радостным визгом, и вскоре сам научится прятаться и выглядывать.

С 8 до 9 месяцев малыша можно научить звуками изображать животных. Показав ему на прогулке собаку или кошку, скажите: « Вот собачка, она делает ав-ав, это киса, она делает мяу-мяу». Потом малыш уже сам будет вам показывать ручкой собачку или кошечку, сопровождая свои жесты голосом.

Много пользы для развития речи принесут игры, в которых называются части тела. Можно показать ребенку, где у куклы глазик, где головка, где животик, где ножка, громко и отчетливо называя их. Дальше предложите малышу показать, где у него глазки, где ушки, носик, потом – где у взрослого.

Игры для развития речи детей от 1 года до 2-х лет

Развитие речи в раннем детстве зависит от того, как с ребенком разговаривают и играют родители (подробнее в статье: как можно научить ребенка разговаривать в 3 года?). Если с малышом много занимаются, в 1 год он уже не только будет понимать обращенную к нему речь взрослого, но и сам сумеет произносить коротенькие слова. «Баба, дай! Папа, на!» – подобные фразы ему уже вполне по силам. Кроме того, сразу после 1 года малыш учится ходить, а возможно, даже уже и ходит самостоятельно. Одновременно с обучением ходьбе продолжайте расширять активный и пассивный словарный запас крохи. Например, помогая ему делать первые шажки, приговаривайте в такт ходьбе: «Раз, два, три, четыре, Лялю мы ходить учили. Раз, два, три, четыре, пять – ходит Лялечка опять!»

Можно придумать для своего сынишки или дочурки множество развивающих речь игр, например:

  1. Игры на развитие интонации. Поставьте перед ребенком игрушечного котенка и льва, пусть он попробует изобразить методом изменения тембра голоса, как пищит котенок и как рычит лев.
  2. Показывайте малышу какую-нибудь часть игрушки из-за ткани (колесо от машинки, голову собаки), просите его говорить, что это за игрушка. Услышав ответ, дайте ребенку игрушку и предложите изобразить голосом, как она делает.
  3. С года до двух лет пришла пора показать малютке детские книжечки с крупными цветными картинками. Лучше всего, если это будут русские народные сказки, смысл которых понятен для ребенка – «Колобок», «Репка». Рассматривайте картинки вместе с ребенком, пусть он назовет, какой персонаж на какой картинке изображен, что он делает: кушает, спит, играет и так далее. Потом почитайте ребенку вслух медленно, с выразительной интонацией.
  4. Спрячьте какую-либо игрушку и предложите крохе ее найти. Только прячьте недалеко, чтобы ребенок не слишком долго искал, не то он может устать и расстроиться. Игра должна доставлять положительные эмоции.

Детские книжки – отличный помощник для мамы, поскольку они помогают сформировать словарный запас, обогащают эмоциональное восприятие ребенка

Игры на развитие мелкой моторики

На втором году жизни имеет значение развитие движений пальчиков, так как известный педиатр Евгений Комаровский доказал тесную взаимосвязь развития речи детей в раннем детстве с развитием мелкой моторики пальцев (рекомендуем прочитать: основные методики раннего развития детей от 0 до 3 лет). По его методике развить пальчики малыша можно посредством следующих игр:

  1. Предложите малышу закрыть глазки, и дайте ему в ручки какую-нибудь игрушку. Пусть он на ощупь угадает, что это.
  2. Собирайте вместе с ним простой конструктор: кораблик, домик, деревце.
  3. Можно дать малютке прищепки для белья и кружок из картона, и научить его делать с их помощью «солнышко».
  4. Пусть ребенок попробует нанизывать кольца на шнур. Если малыш легко справляется с задачей, замените кольца крупными пуговицами.
  5. Пришла пора научить своего годовалого сына или дочку, как застегивать большие пуговицы или шнуровать ботинки, пусть дитя тренируется – этот навык в дальнейшем очень пригодится ему в детском саду. Посмотрите еще больше игр и занятий с ребенком от 1 года.

Не стоит волноваться, если ваш ребенок начнет говорить позже других детей, его ровесников (рекомендуем прочитать: видео-уроки о том, как научить ребенка говорить букву Р). Родители должны помнить, что у всех детей речевые навыки развиваются по-разному. Один ребенок в 2 года уже вовсю рассказывает стихи, а другой после двух лет только-только начинает произносить первые слова (см. также: нормальное развитие ребенка в 2 года и 2 месяца). Узнайте больше о развитии детей с 1 года до 2 лет. Не требуйте от ребенка того, что для него пока рано – всему свое время!

Читайте также:
Почему ребенок не разговаривает в 3 года
Что делать, если ребенок не говорит в 4 года

Развитие речи у детей 2-3 лет: игры, упражнения и занятия

Развитие речи − сложный процесс, согласно исследованиям, ребенок воспринимает звуки, шум и голоса, еще находясь в утробе матери, и реагирует на них. Речь формируется у детей с самого их рождения. Первое, что ребенок использует,− это крик, который в первые дни после появления на свет малыша является неосознанным. С помощью него первоначально активируется только физиологический рефлекс дыхательных и голосовых органов. Все новорожденные кричат, даже те, кто родился с нарушенным слухом. Позже крик становится сигналом различных неприятных ощущений, кроме того, это и дальше позволяет тренировать дыхательные и голосовые пути.

СодержаниеСвернуть

Процесс становления речи у детей наиболее активно проходит в период раннего детства, а именно, с двух до трех лет. Если говорить о нормах развития речи у детей 2-3 лет в РФ, то можно отметить, что они совпадают с общемировыми данными в той или иной степени.

Общемировые нормы развития речи в данном возрасте

Между первым и вторым годом жизни словарный запас, включающий в себя имена людей, названия животных, предметов и видов деятельности (то есть большинство простых существительных и основных глаголов), значительно увеличивается. Параллельно наблюдается быстрое развитие физических способностей. При этом совершенствуется способность ходить и производить различные манипуляции с помощью игрушек и других предметов, что оказывает большое влияние на интеллектуальное развитие в целом, в частности, и на формирование правильной речи.

Между вторым и третьим годами жизни у ребенка формируется базовый словарный запас выражений, благодаря которым он может общаться.

К концу второго года жизни дети начинают использовать свою речь в соответствии с грамматическими принципами. Этот период является наиболее интересным и важным.
Развитие речи значительно ускоряет развитие мышления, что в свою очередь существенно влияет на формирование и других способностей и познавательных психических функций.

Нормы речевого развития в возрасте от 2 до 2,5 лет

В два-три года активно формируются коммуникативные навыки, расширяется словарный запас, образуется фразовая речь и происходит переход к простому предложению. В первую половину этого года речь ребенка характеризуется следующими показателями:

  • Малыш оперирует простыми короткими предложениями из двух-трех слов. В два года дети еще не всегда грамматически правильно строят свою речь, иногда путают прошедшее время с будущим (вместо «я вчера ходил» говорит «я завтра пошел» и т. д.), часто путают притяжательные местоимения, когда говорят о родителях (например, «моя папа, мой мама»).
  • Использует свое собственное имя, то есть не просто различает, если его зовут по имени, но и сам себя так называет, может говорить иногда о себе в третьем лице (вместо «я играл» говорит « Миша играл»).
  • Показывает одинаковые картинки, называет, что на них изображено.
  •  Различает мелодию, узнает песню, может «подпевать».
  • Часто использует отрицательные предложения из нескольких слов, такие как «Я не хочу».

Речь ребенка в 2,5-3 года

От 2,5 до 3 лет для речи ребенка характерно следующее:

  • За каждый месяц в течение этого полугодия усваивается в норме около 50 новых слов.
  • Предложения состоят из трех-четырех слов.
  • Дети в этом возрасте могут называть полностью свое имя, возраст и пол.
  • В речи активизируются местоимения (я, ты, он, она, они) и несколько слов во множественном числе (автомобили, собаки, кошки).
  • Ребенок в период с 2,5 до 3 лет является увлеченным наблюдателем, он подражает взрослым, может даже слово в слово повторять сказанное родителями во время их беседы по телефону. Удивительно, что часто дети даже держат телефон точно так же, как мама или папа: в том же положении ставят голову, разговаривают с похожей интонацией. Это объясняется тем, что близкие взрослые представляют для них основную модель поведения.
  • Речь становится внятной, более понятной и целостной.
  • В этот период дети часто разговаривают сами с собой или с игрушками.
  • Формируется понимание некоторые простых предлогов (в, под, на).
  •  Ребенок выполняет верно несложные поручения, пока что только поэтапно.
  • Правильно воспринимает простые временные понятия, такие как вчера и завтра.
  • В раннем дошкольном возрасте малыши любят повторять одни и те же сказки, слушать их, задавать вопросы. В это время дети еще воспринимают все «за чистую монету» и отождествляют себя с главными героями.
  • На вопрос «Кто ты?» отвечает «Я – мальчик/девочка», то есть появляется определение себя к гендерной принадлежности.
  • На вопросы часто отвечает, начиная со слова «где».

Отклонения в развитии речи

Когда ребенок находится в раннем возрасте, родителям бывает сложно заметить какие-либо нарушения в его речи, однако, тревогу стоит бить, если:

  1. На протяжении всех месяцев с двух до трех лет словарный запас малыша не развивался, либо пополнился всего несколькими словами.
  2. Ребенок не понимает обращенную к нему речь (предпосылки для сенсорной алалии).
  3. Понимание речи присутствует, пассивный словарь увеличивается, но не переходит в активный, ребенок не говорит. Это может быть показателем моторной алалии или других нарушений речи.
  4. Малыш не выговаривает правильно большое количество звуков. В этом возрасте еще можно «закрыть глаза» на недостатки в произношении некоторых шипящих и свистящих, а также звука «Р», но если есть дефекты в строении речевого аппарата, то будет наблюдаться общее недоразвитие речи. Вследствие этого психическое развитие в целом «затормаживается» и показатели уровня сформированности мышления, внимания, восприятия снижаются.
  5. Он разговаривает на «птичьем» языке, похожем больше на длинные лепетные цепочки. Это допустимо, когда ребенку еще годик, но не в два. У неговорящих детей может наблюдаться мычание.

В любом из этих случаев будут рекомендованы логопедические занятия для детей от 2 до 3 лет.

Причины и механизмы развития нарушений

Отклонения в период становления речи могут наблюдаться у детей с:

  • ЗРР (задержкой речевого развития). Задержка может возникнуть из-за педагогической запущенности, когда с ребенком не занимаются, не разговаривают, не играют и т. д. Причиной также часто являются преждевременные роды: развитие плода, которое продолжается в последние месяцы внутриутробного периода, приходится в этом случае на первые месяцы жизни новорожденного, из-за чего и может произойти отставание в развитии.
  • Алалией. Причиной проявления алалии могут быть нарушения в работе речевых центров коры головного мозга, послеродовые травмы головы, осложнения беременности в первом триместре.
  • Речевым негативизмом. В логопедии это понятие подразумевает отрицание, нежелание идти на контакт. Здесь речь идет о норме развития в целом, просто в некоторых ситуациях дети могут по разным причинам отказываться повторять или отвечать на вопросы. Однако, бывают случаи, когда ребенок перенес в раннем детстве стресс, связанный, к примеру, с испугом, бывают и более серьезные причины, например, психологические травмы. Детская психика ослаблена, и отказ от речи будет являться одной из защитных ее реакций. В подобных случаях без работы с психологом не обойтись.

Если дети воспитываются в семье, где говорят сразу на нескольких языках, есть также вероятность того, что при развитии речи будет наблюдаться задержка.

Диагностика и профилактика речевых нарушений у детей в возрасте 2-3 лет

Проводя диагностику, логопед опирается на такие компоненты, как:

  • Понимание речи у ребенка.
  • Активный и пассивный словарные запасы, которыми он оперирует.
  • Связная речь.

Понимание речи проясняет слуховое восприятие малыша. В норме ребенок к трем годам умеет запоминать короткие рассказы или стихи, может воспроизводить их через некоторое время. В незначительной степени дети к завершению этапа раннего дошкольного возраста уже умеют дифференцировать высоту звука и, следовательно, способны выучить простую мелодию. Конечно, показатели развития относительны, встречаются дети развитые не по годам. Сроки формирования тех или иных признаков могут отличаться у разных детей одного и того же возраста, но они должны соответствовать нормам с минимальными погрешностями.

Важным элементом в развитии речи является построение предложения и его использование.

Сначала появляются простые короткие, состоящие из одного слова (чаще из глаголов в повелительном наклонении), например «дай», «идем». После предложения усложняются – «хочу кушать», «где мама».
Если к третьему году жизни этого не происходит, это может привести к задержке развития речи.

При обследовании речи специалисты руководствуются анамнестическими данными, благодаря которым можно проследить динамику развития ребенка от рождения. Диагностические карты включают также и задания, позволяющие определить уровень физического развития, сформированности восприятия (тактильного, зрительного, слухового), мелкой и общей моторики, внимания.

В настоящее время, по мере увеличения числа детей с нарушенными коммуникативными способностями, особенно важно уделять внимание профилактике речевого недоразвития. Многие проблемы возникают из-за плохой наследственности, повреждения центральной нервной системы во время беременности или родов. В таких случаях наиболее важно вовремя обратиться за профессиональной помощью и как можно скорее начать логопедическую работу, а, при необходимости, и медикаментозное лечение.

В качестве профилактики речевых нарушений предлагаются эвристические беседы, задания на логику, мышление, память, наводящие вопросы, игры на развитие словарного запаса и многое другое.

Занятия с детьми раннего дошкольного возраста по развитию речи

Занятия для развития речи в 2-3 года должны быть динамичными, при этом длительность каждого из них, независимо от формы проведения, не должна превышать 15 минут. Они проводятся по плану согласно тематической неделе. Работа ведется комплексно и включает в себя:

  • Развитие словарного запаса.

Детям предлагаются задания на описание игрушек, картинок в книге: «Расскажи, что нарисовано на картинке», «Азбука действий», «Найди отличие». Эти игры являются также хорошей тренировкой зрительного внимания, мышления, восприятия.

  • Развитие связной речи.

На этом этапе предлагаются задания по составлению распространенных предложений (например, дидактическое упражнение «Какой/ая»: сок из яблок, это яблочный сок и т. д.). После прочтения сказки или стиха, детям задают вопросы по произведению (кого ты запомнил из сказки, а кто еще там был, что случилось с ними и др.).

  • Формирование просодических компонентов: занятия по риторике помогут в дальнейшем выработать правильную дикцию, интонационно окрашивать свою речь.
  • Сенсорное развитие.

В частности, сюда можно отнести и игры на развитие фонематического слуха и восприятия: «Угадай, что звучало», «Музыканты» и др.

  • Развитие общей и мелкой моторики.

Формирование моторики имеет большую значимость, так как речевые и двигательные центры коры головного мозга расположены рядом.

Общая моторика задействована на занятиях физкультурой (бег, прыжки), музыкой, во время прогулок, включена в воспитательную работу в виде физминуток, гимнастик после сна.

Для совершенствования мелкой моторики рук малышам предлагаются различные игры, направленные на сенсомоторное развитие: «Разложи по цвету (форме, размеру)», нанизывание бусин, игры с прищепками, шнуровка. Эти задачи решаются и на занятиях по аппликации, лепке, рисованию.

Штриховка, раскрашивание, обведение по контуру, − все это будет необходимо на первоначальном этапе формирования графических навыков, являющихся одним из основных компонентов в обучении грамоте и становлении письменной речи.

Рекомендации для родителей

Игры для развития речи можно проводить с ребенком не только в ДОУ, но и в домашних условиях в свободное время. Важно, чтобы родители следили за правильностью собственной речи, так как ребенок все впитывает, как губка. Для него члены семьи – эталон, и если кто-то из близких ему людей имеет дефекты произношения (картавит, шепелявит, смягчает твердые звуки в словах) либо неправильно строит предложения, то малыш начнет подражать и этому.

Дома можно дополнительно к занятиям в саду читать книги, чистоговорки, скороговорки, разучивать небольшие стихи, беседовать, при этом работу не стоит приостанавливать даже в летний период.

 Если малыш посещает речевую группу коррекционного сада, то полезно будет выполнять логопедические упражнения для детей 2-3 лет, это позволит доработать плохо усвоенный на занятиях с логопедом материал, закрепить его.

Развитие речи у детей от 1 до 2 лет

Ранний возраст является важнейшим жизненным этапом для каждого человека. Происходят наиболее значимые и активные изменения в его жизни. Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет происходит очень стремительно. За относительно короткий временной отрезок ребенок учится разговаривать на родном языке, осваивает использование жестов и прочих способов коммуникации. Речь является главным способом организации успешного взаимодействия между человеком и окружающей действительностью.

СодержаниеСвернуть

До трех лет необходимо постоянно развивать речевой потенциала малыша, так как именно этот возраст самый благоприятный для правильного формирования детской речи. Правильная речь – главнейшее условие благополучного психического развития. Родителям необходимо понимать, что путь по преодолению речевых нарушений ребенок способен преодолеть только совместно с ними.

Начальный детский лексикон

Первые слова всеми детьми произносятся к одному году. Они примерно одинаковые для всех малышей. Их слоговая структура больше похожа на лепет и обычно основана на звукоподражаниях. Слова, применяемые малышом при общении, составляют его активный словарь. Но уже годовалому крохе понятно гораздо большее количество слов, чем он способен сказать. Понимаемые слова называются пассивным словарем. С первых слов, имеющихся в активном и пассивном словаре, начинает свое становление начальный детский лексикон − истинный словарный запас, принадлежащий ребенку на начальной стадии овладения родным языком.

Приблизительный набор слов, составляющих начальный детский лексикон, строится на таких индивидуальных особенностях ребенка, как его возраст, пол, доступные ему бытовые и игровые манипуляции, а еще зависит от ближайшего окружения и информации, полученной от взрослых. Невзирая на многочисленность аспектов, воздействующих на развитие речи у детей от 1 до 2 лет, количество слов, составляющих начальный детский лексикон, ограничивается из-за специфики развития познавательных процессов и обычно составляет не более 500 к двум годам (общее количество понимаемых и произносимых слов).

Существует период, длящийся приблизительно полгода с момента появления первых слов. В это время происходит постепенное освоение произношения небольшого числа слов, имеющих наиболее важное для ребенка значение. Такие слова могут обозначать одновременно несколько предметов или явлений, поэтому суть детского высказывания можно понять только исходя из контекста ситуации, в которой происходит общение.

К полутора годам большинство малышей используют порядка тридцати слов, произносимых довольно понятно. Это обусловлено тем, что после восемнадцати месяцев детьми с легкостью осваиваются произвольные артикуляционные упражнения. Это провоцирует дальнейшее развитие их речевых способностей, что позволяет воспроизвести необходимую артикуляцию, подражая старшим. Слова, численность которых с полутора лет стремительно увеличивается, начинают приобретать постоянные четкие значения, их можно отнести к определенным морфологическим категориям. К двухлетнему возрасту происходит преобразование пассивного словаря в активный, ребенок начинает употреблять много слов, которые до этого момента знал, но не мог сказать. Этот процесс протекает очень стремительно. Специалисты называют это явление «лексическим взрывом».

Постоянно подражая старшим, малыш стремительно осваивает новые слова, пытается повторить целые высказывания. Приблизительно к двум годам в речи ребенка возникают первые словосочетания, построенные из используемых слов. Первыми в речи малыша появляются предложения в «телеграфном стиле» − без грамматического оформления.

Однако ребенок уже умеет различать довольно специфические тонкости словоупотребления и пытается применять их в своей речи. Разнообразные глаголы, употребляемые при коммуникации, скопированы из разговоров взрослых, по этой причине ребенок верно применяет их только в конкретной ситуации. Эти формы носят название «замороженные» из-за невозможности их самостоятельного изменения. Их возникновение является значимым этапом в речевом развитии ребенка. Он самостоятельно старается расширить свою фразу для сообщения информации своему собеседнику в доступной форме.

Нормы речевого развития у детей раннего возраста

Оценивая речь ребенка в 1 год и на протяжении второго года жизни, следует опираться на существующие критерии правильно протекающего речевого развития.

  • 1 год. Возникновение первых слов.
  • 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев:
    • Плавное наращивание количества употребляемых слов до
      нескольких десятков.
    • Соединение слов в одну несогласованную фразу.
    • Проговаривание небольших слов, общая смягченность речи.
    • Ребенок называет себя в 3 лице.
    • Появление вопроса при помощи интонационного подъема в окончании слова или фразы.
    • Лепет во время игровой деятельности.
    • Договаривание знакомой фразы.
    • Внимательное прослушивание любимой книги.
  • 1 год 9 месяцев − 2 года:
    • «Лексический взрыв».
    • Появление первой фразы.
    • Активное увеличение словаря.
    • Попытки повторения за старшими новых слов.
    • Плавное вытеснение из речи лепетных слов.
    • Использование коротких словосочетаний с выраженным интонированием.
    • Замена стечения согласных одним звучанием.
    • Озвучивание предметов по просьбе.
    • Регулярное использование уменьшительных суффиксов.
    • Появление первых падежных окончаний и формы множественного числа.
    • Оповещение о своих действиях.
    • Правильное использование отдельных форм глаголов.
    • Определение известных предметов и выполняемых действий.

Таким образом, при ненарушенном развитии речи дети за второй год жизни преодолевают тяжелый путь − от появления первого слова до построения полноценного предложения.

Выявление речевых нарушений у детей раннего возраста

Индивидуальная скорость овладения речью может значительно отличаться у каждого конкретного ребенка. Некоторые дети говорят свои первые слова к одному году, а потом развитие их речи надолго останавливается.

Диапазон возраста, когда детская речь становится доступной для окружающих, скорость овладения навыками речевого общения, динамика увеличения словарного запаса сильно варьируют. Также отмечаются значительные различия по половому признаку при овладении речевыми навыками. У девочек реже встречается задержка речевого развития или тяжелое речевое нарушение.

Нередко малыши, заговорившие позже своих сверстников, в дальнейшем продолжают развиваться согласно установленным нормам. Кардинально отличаются дети с нарушенным речевым развитием: их речь остается проблемной в течение всего дошкольного периода. У многих детей даже при своевременном логопедическом вмешательстве трудности произношения не исчезают в течение всего школьного обучения. Родителям необходимо знать, что одним из главных критериев прогрессирующего коммуникативного развития ребенка в возрасте до двух лет является не число употребляемых слов, а способность правильно понимать адресованную ему речь.

Каждый ребенок, имеющий сохранный слух и интеллект, последовательно проходит все необходимые этапы становления речи. Коррекционная работа, проводимая логопедом при нарушенном речевом развитии, всегда основывается на актуальном уровне состояния речи ребенка в конкретный момент, а не на возрасте.

Своевременное выявление отклонений от правильного речевого развития необходимо для предотвращения трудностей коммуникации и для проведения профилактической работы по устранению речевого негативизма. Определить наличие и степень тяжести речевых нарушений без профессионального вмешательства нельзя.

Следует обратиться за советом к логопеду, дефектологу и неврологу, если к двухлетнему возрасту ребенок:

  • Недостаточно хорошо понимает адресованную ему речь и опирается в своей деятельности на установленный план действий взрослых или действует по подражанию.
  • Тяжело осваивает новые слова, применяет менее пятидесяти слов, не старается соединять их в двухсловные фразы.
  • Требует желаемое при помощи невербальных средств коммуникации.
  • Не умеет играть с игрушками, а просто выполняет манипуляции ими.
  • Прекратил говорить слова, присутствующие в его речи ранее.
  • Не интересуется деятельностью других детей, предпочитает играть один, молчит в игровом процессе.

Общие рекомендации по развитию речи детей раннего возраста

Часто взрослыми при коммуникации с ребенком применяются экспрессивно-мимические средства общения вместо речевых. Но правильным для успешного речевого развития является использование слов, обозначающих реальные предметы и совершаемые в конкретный момент действия. Речь взрослых предполагает яркую эмоциональную окраску и выразительность, необходимо соблюдать интонации. Нужно выделять ударные слоги и точно артикулировать звуки. Важно, чтобы при общении ребенку были видны одновременно движения губ взрослого и называемый предмет.

Внимание малыша нестабильно, поэтому простое механическое подражание не принесет желаемого результата. Чтобы он надолго сохранял заинтересованность занятием, необходимо подбирать интересные ему предметы. Нужно разрешать ребенку трогать предмет, демонстрировать манипуляции, которые можно с ним совершать. Необходимо хвалить за любую доступную малышу попытку воспроизвести слово.

Таким образом, главным достижением речевого развития, имеющимся у ребенка к двум годам, является поэтапный переход от лепета к полноценным фразам, смысл которых понятен другим людям.

Значительные изменения затрагивают и семантическую сторону детского высказывания: от демонстрации эмоций или потребностей малыш приступает к наименованию предметов и различению их свойств и выполняемых действий. В этот возрастной период познавательное развитие протекает значительно быстрее речевого, по этой причине для стимулирования речи более эффективными будут занятия, основанные на выделении из окружающей среды конкретных предметов, их назначения и способов взаимодействия с ними в игровых или бытовых моментах.

этапов развития речи и языка

Как развиваются речь и язык?

Первые 3 года жизни, когда мозг развивается и созревает, являются наиболее интенсивным периодом для приобретения речевых и языковых навыков. Эти навыки лучше всего развиваются в мире, который богат звуками, видами и постоянным знакомством с речью и языком других.

Похоже, что у младенцев и маленьких детей бывают критические периоды для речи и языкового развития, когда мозг лучше всего способен воспринимать речь.Если позволить этим критическим периодам пройти без контакта с языком, выучить будет труднее.

Каковы вехи развития речи и языка?

Первые признаки общения возникают, когда младенец узнает, что крик принесет еду, утешение и дружеские отношения. Новорожденные также начинают распознавать важные звуки в окружающей их среде, например, голос матери или опекуна. По мере взросления младенцы начинают разбирать звуки речи, из которых состоят слова их языка.К 6 месяцам большинство младенцев узнают основные звуки родного языка.

Дети различаются по развитию речи и языковых навыков. Тем не менее, они следуют естественному прогрессу или графику овладения языковыми навыками. Ниже приведен контрольный перечень этапов нормального развития речи и языковых навыков у детей от рождения до 5 лет. Эти вехи помогают врачам и другим медицинским работникам определить, находится ли ребенок на правильном пути или ему или ей может потребоваться дополнительная помощь.Иногда задержка может быть вызвана потерей слуха, а в других случаях — речевым или языковым расстройством.

В чем разница между расстройством речи и языковым расстройством?

Дети, которые не понимают, что говорят другие (восприимчивый язык) или затрудняются делиться своими мыслями (выразительный язык), могут иметь языковое расстройство. Специфические языковые нарушения (SLI) — это языковое расстройство, которое задерживает овладение языковыми навыками. Некоторые дети с SLI могут не говорить до третьего или четвертого года жизни.

Дети, у которых возникают проблемы с правильным воспроизведением речевых звуков или которые колеблются или заикаются при разговоре, могут иметь нарушение речи. Апраксия речи — это расстройство речи, при котором сложно соединить звуки и слоги в правильном порядке для образования слов.

Что мне делать, если у моего ребенка задерживается речь или язык?

Если у вас есть какие-либо проблемы, обратитесь к врачу вашего ребенка. Ваш врач может направить вас к речевому патологу, который является профессиональным медиком, обученным оценивать и лечить людей с речевыми или языковыми расстройствами.Патологоанатом расскажет вам об общении и общем развитии вашего ребенка. Он или она также будет использовать специальные устные тесты для оценки вашего ребенка. Проверка слуха часто включается в оценку, поскольку проблема со слухом может повлиять на речь и языковое развитие. В зависимости от результата обследования патолог может предложить занятия, которые вы можете выполнять дома, чтобы стимулировать развитие ребенка. Они также могут порекомендовать групповую или индивидуальную терапию или предложить дальнейшее обследование сурдологом (профессионалом здравоохранения, обученным выявлять и измерять потерю слуха) или психологом по развитию (специалистом в области здравоохранения со специальными знаниями в области психологического развития младенцев и детей). .

Какие исследования проводятся по проблемам развития речи и языка?

Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIDCD) спонсирует широкий спектр исследований, направленных на лучшее понимание развития речевых и языковых расстройств, улучшение диагностических возможностей и более точную настройку более эффективных методов лечения. Постоянной областью исследований является поиск лучших способов диагностики и дифференциации различных типов задержки речи. Большое исследование с участием примерно 4000 детей собирает данные по мере роста детей, чтобы установить надежные признаки и симптомы конкретных речевых расстройств, которые затем можно использовать для разработки точных диагностических тестов.Дополнительные генетические исследования ищут совпадения между различными генетическими вариациями и конкретными дефектами речи.

Исследователи, спонсируемые NIDCD, обнаружили один генетический вариант, в частности, связанный с определенным языковым нарушением (SLI), расстройством, которое задерживает использование детьми слов и замедляет их овладение языковыми навыками в течение школьных лет. Это первое открытие, которое связывает наличие определенной генетической мутации с любым видом унаследованных языковых нарушений.Дальнейшие исследования изучают роль, которую этот генетический вариант также может играть в дислексии, аутизме и нарушениях речи.

Долгосрочное исследование того, как глухота влияет на мозг, изучает, как мозг «перестраивается», чтобы приспособиться к глухоте. На данный момент исследование показало, что глухие взрослые реагируют быстрее и точнее, чем слышащие взрослые, когда они наблюдают за движущимися объектами. Это продолжающееся исследование продолжает изучение концепции «пластичности мозга» — способов, которыми на мозг влияют состояния здоровья или жизненный опыт, — и то, как ее можно использовать для разработки стратегий обучения, которые способствуют развитию здорового языка и речи в раннем детстве.

На недавнем семинаре, организованном NIDCD, собралась группа экспертов для изучения вопросов, связанных с подгруппой детей с расстройствами аутистического спектра, которые не имеют функционального вербального языка к пятилетнему возрасту. Поскольку эти дети настолько отличаются друг от друга, без набора определяющих характеристик или моделей когнитивных сильных и слабых сторон разработка стандартных оценочных тестов или эффективных методов лечения была затруднена. На семинаре была представлена ​​серия презентаций, чтобы познакомить участников с проблемами, с которыми сталкиваются эти дети, и помочь им определить ряд пробелов в исследованиях и возможностей, которые можно было бы устранить в будущих исследованиях.

Что такое голос, речь и язык?

Голос, речь и язык — это инструменты, которые мы используем для общения друг с другом.

Голос — это звук, который мы издаем, когда воздух из наших легких проталкивается между голосовыми складками в нашей гортани, заставляя их вибрировать.

Речь говорит, что является одним из способов выражения языка. Он включает в себя точно скоординированные действия мышц языка, губ, челюсти и речевого тракта для воспроизведения узнаваемых звуков, из которых состоит язык.

Язык — это набор общих правил, которые позволяют людям выражать свои идеи осмысленным образом. Язык может быть выражен устно или письменно, жестами или другими жестами, такими как моргание глаз или движения рта.

Контрольный список для проверки слуха и коммуникативного развития вашего ребенка

От рождения до 3 месяцев

от 4 до 6 месяцев

от 7 месяцев до 1 года

1-2 года

2–3 года

от 3 до 4 лет

от 4 до 5 лет

Этот контрольный список основан на Как ваш ребенок слышит и разговаривает ?, Любезно предоставленном Американской ассоциацией речи, языка и слуха.

Где я могу найти дополнительную информацию об основных этапах развития речи и языка?

NIDCD ведет каталог организаций, которые предоставляют информацию о нормальных и нарушенных процессах слуха, баланса, вкуса, обоняния, голоса, речи и языка.

Используйте следующие ключевые слова, чтобы помочь вам найти организации, которые могут ответить на вопросы и предоставить информацию о развитии речи и языка:

Информационный центр NIDCD
1 Communication Avenue
Bethesda, MD 20892-3456
Бесплатная голосовая связь: (800) 241-1044
Бесплатная линия TTY: (800) 241-1055
Электронная почта: nidcdinfo @ nidcd.nih.gov

Публикация NIH № 13-4781
Обновлено в сентябре 2010 г.

Развитие речи у малышей — чего можно ожидать

Развитие речи у малышей: Ваш ребенок использует речь и язык, которые будут удивлять вас каждый день.

В этом возрасте ваш ребенок выучил T-O-N слов и фраз от вас …

… теперь они будут говорить больше .

СМОТРИ ТАКЖЕ: Лучшие книги для практики домашней логопедии

Когда моей дочери был 21 месяц, мы с женой не могли поверить, сколько она начала получать от нас.

Однажды мы с дочерью пошли за почтой. После того, как мы забрали почту.

Она повернулась, подняла руки и указала на левую и правую стороны улицы.

Затем она покачала головой влево и вправо (как будто она говорила «нет») и сказала…

… «no ca-s» (без машин).

В течение 2-3 месяцев я пытался научить ее «смотреть в обе стороны» на машины, а потом она сказала это полностью сама. Это был один из моих самых гордых моментов в жизни отца.

Из всех этапов развития речи этот — мой любимый. Обратите внимание, что около из них могут произойти через 30 месяцев тоже.

18 месяцев (1,5 года)


Выступление

  • Те же согласные, что и в начале лепета
  • В большинстве слов есть только согласный + гласный = ба, да, ма, го, бу
  • Слова, выбранные или избегаемые на основе любимых звуков
  • Эхолалия начинается, исчезает к 30 месяцам (когда ребенок повторяет все или часть того, что кто-то говорит)
  • Пик жаргона приходится на 18 месяцев (когда ребенок пытается говорить так же быстро, как родители, и получается треп, очень выразительно, но непонятно)

Кормление

  • Ест больше жевательной пищи
  • Развивается ротационное жевание
  • Получает пищевые / непродовольственные предметы самостоятельно, потому что они могут ходить

Лучшее бесплатное приложение для логопедии

24 месяца (2 года)


Выступление

Кормление

  • Может полностью самокормиться
  • Есть более жесткие твердые вещества
  • Зрелое (взрослое) жевание
  • Использует вилку и открытую чашку (без поилки)

К 30 месяцам вы должны понимать примерно 80% того, что говорит ваш ребенок.

Многие из их звуков прибывают , но у них есть место для роста .

В этом возрасте важно не часто их исправлять …

… примерно 1 раз на каждые 3 раза они говорят, что звук неправильный.

Мой любимый пример в этом возрасте …

… моя маленькая девочка приходила ко мне в спальню почти каждое утро и говорила: «Папа, мы можем спуститься вниз и поесть на завтрак».

В этом возрасте у нее не было ее / ж / ж.

Итак, я хотел бы, чтобы она посмотрела на меня, а затем я бы моделировал его один или два раза для нее.

Но это все. Если вы слишком много поправляете своего ребенка в этом возрасте …

… вы можете превратить разговор в негативный опыт .

Пожалуйста, не делайте этого 🙂

30 месяцев (2,5 года)


Выступление

  • Говорит ВСЕ ГЛАВНЫЕ (24-30 месяцев)
  • Говорит 18 разных согласных за 10 минут
  • Эхолалия ушла (когда ребенок повторяет все или часть того, что кто-то говорит)
  • Жаргон пропал
    (когда ребенок пытается говорить как быстро, как родители, и получается треп, очень выразительный, но непонятный)

Кормление

36 месяцев (3 года)


Выступление

  • Говорит эти звуки: h, w, m, n, b, p, f
  • Теперь при необходимости можно провести стандартизированное тестирование артикуляции
  • 75% разборчиво = не родитель может понять 3/4 сказанного
  • Исчезли эхолалии и жаргон (ребенок больше не повторяет то, что говорят другие, и они не треплются, что непонятно)
  • Менее распространены следующие фонологические процессы: повторное дублирование, удаление слога, ассимиляция и окончательное удаление согласного
  • Использование из следующих фонологических процессов могут продолжаться: Остановка, Фронтинг, Сокращение кластеров и Жидкое упрощение (см. типичную схему фонологического процесса)

Вернуться наверх Развитие речи малышей



Развитие языка и грамотности в 0 -2 года | Scholastic

Возможно, нет большего сдвига в развитии, чем развитие языковых способностей от рождения до трех лет.Хотя исследователи расходятся во мнениях относительно того, в какой степени мы уже подготовлены к изучению языка, нет никаких сомнений в том, что способность научиться бегло говорить на одном или нескольких языках — это уникальная человеческая способность, которую (за исключением другого осложнения) мы все способны реализовать. . Это удивительный процесс!

Дети не приходят в мир понимая язык. Это навык, который они должны развивать со временем. Однако они прибывают, настроенные настроиться на человеческие голоса и единицы, составляющие любой из языков мира, включая языки жестов.Младенцы будут понимать язык (восприимчивый язык; понимание) до того, как сами начнут создавать язык (продуктивный язык; вывод речи). Задолго до того, как они произнесут свое первое слово, младенцы развивают необходимые языковые навыки: участие в значимых взаимодействиях с опекуном, голосование, координация жестов с высказываниями, приближение слов и т. Д. Путь к демонстрации базового уровня языка овладение долгим, около 18 месяцев для слышащих детей, не использующих знаки для раннего общения.Исследование, проведенное на детях, родители которых использовали избранные знаки американского языка жестов (ASL) в наших программах Signing Smart , демонстрирует значительные лингвистические преимущества, связанные со стратегическим использованием знаков. На самом деле, многие из наших детей-жестиков способны продемонстрировать относительно продвинутый уровень лингвистического владения знаками или комбинацией знаков и слов к 12 месяцам.

Конечно, лучший способ облегчить языковое развитие — это общение с ребенком лицом к лицу. Однако использование онлайн-ресурсов расширяет набор взаимодействий между вами и вашим ребенком.Убедитесь, что вы разговариваете и взаимодействуете, когда посещаете несколько веб-сайтов по разработке языков вместе:

  • Игра Peekaboo , в которой за похлопывание ребенка вознаграждается дружеское всплывающее окно. Повесьте мобильный телефон для визуальной стимуляции — если в мобильном телефоне вашего ребенка есть животные, вы можете улучшить развитие речи, говоря о них, издавая звуки животных и т. Д.
  • Игры для малышей , с помощью которых вы можете научить ребенка думать и говорить. Могут ли дети угадать животное по глазам и звуку в этой игре? Могут ли они имитировать звуки?
  • Детеныши животных : используйте звуки животных вместе со словами и знаками, чтобы помочь развитию речи вашего ребенка с помощью милых фотографий животных.
  • Части тела : Попробуйте KiddiesGames.com для веселой игры, в которой ваш ребенок может просто стучать по клавиатуре и изучать части лица.
  • Анимированные онлайн-рассказы : Простые онлайн-анимационные рассказы можно найти на Fungooms.com.
  • Color Festival : позвольте вашему ребенку перетащить мышь по экрану, образуя линии и круги разного размера. Нажатие изменит цвет… задавайте ребенку вопросы и вовлекайте его, когда он исследует эту цветную онлайн-площадку.”
  • Приложения Говорящего Тома : Поддержите разговор вашего ребенка практически на любом этапе с помощью серии бесплатных приложений Говорящего Тома (например, Кот Том, Жираф Джина, Попугай Пьер, Собака Бен и т. Д.): Они будут повторять любую вокализацию, которую издает ваш ребенок!
  • Анимированные «игры» Детские стишки «: Сделайте детские стишки очень забавными с помощью этих простых интерактивных материалов. Вы можете способствовать развитию речи и грамотности, визуально вовлекая ребенка в эти игровые опыты!

Через 18 месяцев уровень детского языка, как правило, стремительно растет.Дети, использующие жесты, обычно имеют больший словарный запас, чем дети, не владеющие жестами, и говорят сложными предложениями. По мере того, как эти дети расширяют свои разговорные языковые навыки, они, как правило, полностью переходят на разговорный язык, а знаки просто служат для разъяснения или обучения. Существует тесная взаимосвязь между словарным запасом детей и видами когнитивных проблем, которые они могут решить, что демонстрирует, как языковые способности влияют на многие аспекты обучения и развития.

Между 1½ и 3 годами начинают появляться грамматические маркеры (например,g., -ing, множественное число, артикли типа «the» и т. д.), дети начинают использовать предлоги, такие как «in» или «under», и такие местоимения, как I или you. Обычно они создают все больше и больше коротких предложений, достигая в среднем 3 слов в высказывании к тому времени, когда им исполняется три года. Их артикуляция становится более четкой, 2/3 — 3/4 их речи становятся понятными для кого-то вне дома к трем годам. Они начинают задавать вопросы и знаменитое «почему?» после появления каждого родительского утверждения.

В среднем ребенка в возрасте 2 лет и ребенка имеют словарный запас примерно 150–300 слов, при этом некоторые дети значительно больше. К трем годам их словарный запас составляет в среднем 900–1000 слов. Дети продолжают бороться с ритмом и беглостью, а также с громкостью и высотой голоса. Они начинают комбинировать предложения с союзами, такими как «и», и начинают добавлять детали к своим описаниям. Детям с большим словарным запасом легче взаимодействовать с родителями и окружающим миром, что позволяет им расширять кругозор.

Продолжайте поддерживать языковое развитие вашего ребенка с помощью увлекательного взаимодействия, игровых сессий чтения и специальных языковых игр. Например, попробуйте обмануть ребенка, сказав неверную информацию, например, сказав ему, что львы говорят «гав!» Посмотрите, сможет ли она вас поправить, а затем попытайтесь обмануть вас. Используйте фотографии и изображения, чтобы заинтересовать ребенка и пригласить его к разговору о членах семьи или воспоминаниях о прошлых приключениях. Рассказывайте ребенку истории о себе, настоящие или выдуманные.Продолжайте говорить о цветах и ​​других прилагательных (большой, маленький и т. Д.). Сделайте чтение интимным временем и продолжайте вовлекать ребенка в стишки и игру слов, приглашая его подпевать вам. Заставьте ее думать, спросив ее, что, по ее мнению, произойдет дальше, что чувствует персонаж и т. Д.

Развитие речи: 2-летние

Ваш двухлетний ребенок не только понимает большую часть того, что вы ему говорите, но также говорит, используя быстро растущий словарный запас, состоящий из пятидесяти и более слов.В течение этого года он перейдет от предложений из двух или трех слов («Пей сок», «Мамочка, хочет печенья») к предложениям из четырех, пяти или даже шести слов («Где мяч, папа? «Долли сядь мне на колени»). Он также начинает использовать местоимения (я, ты, я, мы, они) и понимает понятие «мое» («Я хочу свою чашу», «Я вижу свою маму»). Обратите внимание на то, как он также использует язык для описания идей и информации, а также для выражения своих физических или эмоциональных потребностей и желаний.

В человеческой природе свойственно сравнивать словесные способности вашего малыша со способностями других детей его возраста, но вам следует избегать этого.В настоящее время языковое развитие более разнообразно, чем в любой другой области. В то время как некоторые дошкольники постоянно развивают языковые навыки, другие, кажется, усваивают слова неравномерно. А некоторые дети от природы более разговорчивы, чем другие. Это не означает, что более вербальные дети обязательно умнее или более развиты, чем более спокойные, и это даже не означает, что у них более богатый словарный запас. На самом деле, тихий ребенок может знать столько же слов, но говорить их разборчивее.Как правило, мальчики начинают говорить позже, чем девочки, но это изменение, как и большинство других упомянутых выше, имеет тенденцию выравниваться по мере того, как дети достигают школьного возраста.

Без формального обучения, просто слушая и практикуясь, ваш ребенок усвоит многие основные правила грамматики к моменту поступления в школу. Вы можете помочь обогатить его словарный запас и языковые навыки, сделав чтение частью своей повседневной жизни. В этом возрасте он может следить за сюжетом, понимать и запоминать многие идеи и фрагменты информации, представленные в книгах.Даже в этом случае, поскольку ему может быть трудно сидеть на месте слишком долго, книги, которые вы ему читаете, должны быть короткими. Чтобы удержать его внимание, выбирайте книги, ориентированные на деятельность, которые побуждают его касаться, указывать и называть предметы или повторять определенные фразы. Ближе к концу этого года, когда его языковые навыки станут более развитыми, он также будет развлекаться со стихами, каламбурами или шутками, которые играют с языком, повторяя смешные звуки или используя бессмысленные фразы.

Однако у некоторых детей процесс языкового развития не проходит гладко.Фактически, примерно у одного из десяти-пятнадцати детей есть проблемы с пониманием языка и / или речью. У некоторых детей проблема вызвана нарушением слуха, низким интеллектом, отсутствием вербальной стимуляции дома или семейной историей задержки речи. Однако в большинстве случаев причина неизвестна. Если ваш педиатр подозревает, что у вашего ребенка проблемы с речью, он проведет тщательный медицинский осмотр и проверку слуха и, при необходимости, направит вас к специалисту по речи / языку или к специалисту по раннему детству для дальнейшего обследования.Раннее выявление и выявление задержки речи или нарушения слуха критически важно, поэтому лечение можно начать до того, как проблема помешает обучению в других областях. Если вы и ваш педиатр не определите проблему и не решите ее, у вашего ребенка могут быть постоянные проблемы с обучением в классе.

Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

Развитие речи и языка | Детская больница CS Mott

Речь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальное взаимодействие, поведение и академические навыки вашего ребенка.

Как узнать, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка?

Вначале младенцы любят издавать собственные звуки.По мере взросления они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит языковое развитие вашего ребенка, вам следует поговорить со своим педиатром.

Вехи, демонстрирующие нормальное речевое развитие, включают:

Возраст Уровень языка
Рождение Плачет
2-3 месяца Кус в ответ вам, улыбается
6 месяцев лепет, поворачивается и смотрит на новые звуки
8 месяцев Отвечает на имя, гладит себя в зеркало
10 месяцев Кричит для привлечения внимания, повторяет слог
12 месяцев Говорит 1-2 слова; узнает имя; имитирует знакомые звуки; указывает на объекты
12-17 месяцев Понимает простые инструкции, имитирует знакомые слова, понимает «нет», использует «мама», «дада» и еще несколько слов
18 месяцев Использует 10-20 слов, включая имена, начинает объединять 2 слова «все ушло», «до свидания, мама», использует слова, чтобы заявить о своих желаниях «готово», «все сделано» или «больше»; знает части тела
2 года Говорит предложения из 2-3 слов; имеет> 50 слов, спрашивает «что это?» и «где мое» словарный запас увеличивается; обозначает части тела, называет изображения в книге, образует множественное число, добавляя «s»
2 ½ года Дает имя; называет себя «я» вместо имени; объединяет существительные и глаголы; словарный запас составляет 450 слов; использует короткие предложения; соответствует 3-4 цветам, знает большое и маленькое; любит повторять одну и ту же историю
3 года Может рассказать историю; длина предложения 3-4 слова; словарный запас около 1000 слов; знает фамилию, название улицы, несколько детских стишков, может петь песни
4 года Длина предложения 4-5 слов; использует прошедшее время; определяет цвета, формы; задает много вопросов, например «почему?» и кто?» Может говорить о воображаемых условиях «Я надеюсь» Правильно использует следующие звуки: b, d, f, g, h, m, n, ng, t, w, y (как в «да»)

Если ваш ребенок не достигает этих показателей, проконсультируйтесь со своим педиатром.Первый шаг — проверить слух вашего ребенка. Даже если они кажутся нормально слышать, дети являются экспертами в улавливании визуальных сигналов, чтобы выжить. Важно вовремя выявить потерю слуха, чтобы лечение началось как можно раньше.

Советы по поддержке речи и языкового развития вашего ребенка

  • Начните разговаривать со своим ребенком при рождении. Даже новорожденные получают пользу от слуха речи.
  • Отвечайте на воркование и лепет вашего ребенка.
  • Играйте с малышом в простые игры, такие как прятки и пирожные.
  • Много разговаривайте с ребенком. Расскажите им, что вы делаете, когда делаете это.
  • Читайте книги вслух. Попросите библиотекаря подобрать книги, соответствующие возрасту вашего ребенка. Если ваш ребенок теряет интерес к тексту, просто поговорите о картинках.
  • Пойте своему ребенку и подарите ему музыку. Изучение новых песен помогает вашему ребенку выучить новые слова, а также использует навыки памяти, умение слушать и выражать идеи словами.
  • Используйте жесты вместе со словами.
  • Не пытайтесь заставить ребенка говорить.
  • Расширьте то, что говорит ваш ребенок. (Например, если ваш ребенок говорит: «Элмо», вы можете сказать: «Ты хочешь Элмо!»)
  • Опишите своему ребенку, что он делает, чувствует и слышит в течение дня.
  • Слушайте своего ребенка. Смотрите на них, когда они с вами разговаривают. Дайте им время ответить. (Это похоже на вечность, но сосчитайте до 5 или даже 10, прежде чем заполнить тишину).
  • Поощряйте рассказывание историй и обмен информацией.
  • Поиграйте с ребенком один на один и поговорите об игрушках и играх, в которые вы играете.
  • Планируйте семейные поездки и прогулки. Ваш новый опыт дает вам возможность поговорить о чем-то интересном до, во время и после прогулки.
  • Посмотрите на семейные фотографии и поговорите о них.
  • Задавайте ребенку много вопросов.
  • Не критикуйте грамматические ошибки. Вместо этого просто моделируйте хорошую грамматику.
  • Следуйте примеру своего ребенка, чтобы во время разговора заниматься тем, что вызывает у него интерес.
  • Пусть ваш ребенок поиграет с детьми, чей язык немного лучше, чем его.

Что вызывает проблемы с речью и языком?

  • Расстройства речи и языка, связанные с развитием, являются частой причиной проблем с речью / языком у детей. Эти нарушения обучения вызваны другой работой мозга. У вашего ребенка могут быть проблемы с воспроизведением звуков речи, использованием разговорной речи для общения или пониманием того, что говорят другие люди. Проблемы с речью и языком часто являются первым признаком неспособности к обучению.
  • На потерю слуха часто не обращают внимания, и ее легко идентифицировать.Если у вашего ребенка задержка речевой / языковой задержки, следует проверить его слух.
  • Крайняя депривация окружающей среды может вызвать задержку речи. Если ребенком пренебрегают или оскорбляют и он не слышит, как говорят другие, он не научится говорить.
  • Недоношенность может приводить ко многим видам задержки развития, включая проблемы с речью / языком.
  • Расстройство обработки слуха описывает проблему с декодированием звуков речи. Эти дети могут поправиться с помощью речевой и языковой терапии.
  • Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма, могут влиять на мышцы, необходимые для речи.
  • Аутизм влияет на общение. Проблемы с речью / языком / общением часто являются ранним признаком аутизма.
  • Апраксия речи — это специфическое речевое расстройство, при котором ребенок испытывает трудности с установлением последовательности и выполнением речевых движений.
  • Избирательный мутизм — это когда ребенок вообще не разговаривает в определенных ситуациях, часто в школе.

Как я могу определить, есть ли у моего ребенка языковые проблемы или он просто «поздно»?

Родителям может быть сложно определить, поздно ли расцветает ребенок, или у него потеря слуха, расстройство экспрессивной речи или другая основная причина задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, есть ли у вашего ребенка задержки речи или языка. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем лучше будет его прогресс. А если они окажутся поздно цветущими, дополнительное внимание к их речи никоим образом не повредит.

Лечение задержки речи и языка

Важно на ранней стадии выявить проблемы с речью / языком, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети много знают о языке задолго до того, как будет сказано первое слово. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно быть индивидуальным и соответствовать его развитию. Лечебная бригада вашего ребенка может включать врача, аудиолога, логопеда, эрготерапевта и / или социального работника.

Невербальные способы общения с детьми

Дети, которые невербальны или плохо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы. К ним относятся язык жестов, система обмена изображениями (PECS), а также дополнительное и альтернативное общение.

Дополнительные ресурсы

Рекомендуемая литература:

  • Поздний говорящий, Мэрилин Эджин, Лиза Генг и Малкольм Николл.
  • Мои разговоры с малышом: стратегии и мероприятия, способствующие языковому развитию вашего ребенка, Кимберли Скэнлон

Проверено и обновлено Сарой Лауле, MD Обновлено в мае 2017 г.

Мероприятия по развитию речи и языковых навыков

Переключить навигацию

икоммуникатная терапия

  • Дом
  • Детское отделение
    • Развитие речи и языка ребенка
      • Вехи развития речи и языка ребенка — этапы развития
        • Вехи — Развитие речи и языка 0-12 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 12 — 18 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 18-24 месяца
        • Вехи развития речи и языка 24-30 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 30-36 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 36-48 месяцев
        • Речь и Вехи развития речи 48-60 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 60-72 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 72+ месяцев
      • Развивайте речевые и языковые навыки вашего ребенка
      • Мероприятия по развитию речи и языковых навыков
    • 90 128 Нарушения и задержки речи, языка, слуха, грамотности и общения у детей

      • Проблемы и расстройства речи
        • Проблемы с речью и артикуляцией
        • Фонологические расстройства речи
        • Апраксия речи
        • Заикание у детей (у детей
        • заикание)
        • Беспорядок — расстройство речи
        • Детская дизартрия
        • Проблемы с голосом у детей (дисфония)
        • Расщелина неба и черепно-лицевые аномалии
        • Селективный мутизм
      • Нарушение речевого восприятия и речевого восприятия
      • 16
          Понимание)
        • Специфические языковые нарушения (SLI)
        • Расстройство обработки слуха
      • Проблемы со слухом, нарушение слуха и глухота
        • Тесты и оценка слуха
        • Слуховые аппараты и кохлеарные имплантаты или потеря слуха и глухота)
        • Общение с глухими и слабослышащими детьми
    • Расстройство аутистического спектра (РАС) у детей
      • Симптомы аутизма, признаки и диагностика
      • Услуги по лечению аутизма — получение помощи информация и поддержка)
      • Синдром Аспергера
      • Лечение аутизма, стратегии и вмешательство
      • Аутизм — функциональная коммуникация
      • Интенсивное взаимодействие и аутизм
      • Аутизм и стратегии в классе
      • Аутизм — избегание абстрактного языка
      • Аутизм — коммуникация система)
      • Аутизм — Использование визуальных стратегий и расписаний
      • Аутизм — Социальные истории
      • Аутизм — Минимальный речевой подход
    • Дислексия — трудности с чтением, письмом и правописанием
      • Чтение
      • Письмо и Дисграфия

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *