Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Как научить ребенка говорить? Развиваем речь уже до года – Жили-Были

В сегодняшней статье я хочу поговорить о развитии речи малыша. Думаю, эта тема волнует многих мам. Ведь окружающие довольно часто задают нам вопросы типа «А ваш что-нибудь уже говорит?», «Ну «мама» то уже сказал?». Степень развития речи является своеобразным мерилом общего уровня развития ребенка.

Как правило, ребенок начинает говорить первые слова примерно в возрасте 1 года. Поэтому, на первый взгляд может показаться, что до этого времени, задумываться о том, как научить ребенка говорить, слишком рано. Однако формирование речи начинается задолго до появления первых слов. И лепет, и агуканье, и даже плач малыша – это уже первые этапы формирования речи. Поэтому очень важно не упустить драгоценного времени и заниматься развитием речи малыша уже с самого рождения. Как же это делать?

Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга, а потому на развитие речи оказывают влияние практически все стороны развития ребенка. Широко известно, что наибольшее влияние на развитие речи оказывает мелкая моторика рук. Но также важна и общая двигательная активность малыша, и объем информации, которую получает кроха через различные органы чувств (через уши, глаза, кожу).

Поэтому если вы постоянно общаетесь с ребенком, читаете ему книги, показываете картинки, занимаетесь упражнениями на развитие мелкой моторики, вы уже способствуете формированию речи малыша. В этой статье я расскажу о том, как еще можно стимулировать развитие речи ребенка, и какие правила при общении с малышом нужно знать.

1. Постоянно разговаривайте с ребенком

Любое взаимодействие с малышом должно сопровождаться обсуждением происходящего – собираетесь ли вы на прогулку, приступаете к трапезе, переодеваете штанишки. Рассказывайте крохе обо всем, что вы делаете, называйте предметы, которые используете. «А сейчас мы будем переодеваться! Мы наденем зеленые штанишки!» После неоднократного упоминания и демонстрации действий и предметов ребенок начинает понимать, что обозначают отдельные слова, а затем и короткие фразы.

Вот что нужно помнить во время общения с вашим чадом:

  • Избегайте двух крайностей: скупости на слова и многословия. Если вы будете без умолку говорить малышу все подряд, то за потоком слов потеряется то слово, которое ребенок должен запомнить, и вся ваша речь сольется для малыша в одно непонятное целое.
  • В разговоре необходимо выделять названия предметов и действий. Очень полезно разговаривать короткими предложениями (из двух слов) или просто односложно называть предметы и действия. «Это ложка» «Мишка кушает». Прежде чем вдаваться в более подробные описания, дайте ребенку время, чтобы он смог осмыслить ваши слова, познакомиться с новыми предметами, подержать их в руках.
  • Ваша речь должна совпадать с моментом показа предмета и действия.
  • Почаще рассказывайте малышу стишки и потешки, они эмоциональны и ритмичны, поэтому сразу привлекают внимание ребенка и усваиваются легче, чем обычная речь. После 6 месяцев очень полезно играть в самые простые жестовые игры.
  • Желательно, чтобы во время разговора кроха видел ваше лицо, ведь он не только слушает, но и внимательно следит за движением ваших губ. Разговаривайте выразительно, т.к. ребенок в первую очередь улавливает интонацию
  • В разговоре с ребенком постоянно задавайте ему вопросы и старайтесь дожидаться его реакции. «Какая красивая кукла, тебе нравится?» Ответ может быть в любой форме – смех, гуление, ворчание. К каждому ответу вы должны проявить интерес: «Правда?», «Вот как интересно!» Действуя таким образом, вы как бы приглашаете малыша вступить с вами в диалог, мотивируете его произнести свою реплику.
  • Жестикулируйте, это поможет крохе понять смысл ваших слов. Но не переусердствуйте! Не используйте надуманную жестикуляцию, а только те жесты, которыми вы бы сами естественным образом дополнили бы свое высказывание. Например, можно поднять высоко руки, чтобы показать, какая ваша дочка выросла большая, или зазывно помахать рукой, говоря «Ползи сюда!»

2. Расширяйте пассивный запас слов малыша

Вот несколько полезных занятий для расширения пассивного словаря ребенка:

  • Время от времени проводите небольшую «экскурсию» по дому. Показывайте и называйте ребенку окружающие его предметы быта, можно кратко объяснить, зачем они нужны. Кроватка, шторы, люстра, микроволновая печь, чайник – малышу все интересно. Четко и понятно произносите ребенку новые слова. При последующих «экскурсиях» просите малыша показать то, что изучили ранее.
  • На прогулке обращайте внимание ребенка на различные объекты, попадающиеся вам по пути. Малышу интересно буквально все: дерево, куст, пенек, трава, цветочек, шишка, собачка, кошка, снег, сосулька, скамейка, люк, светофор, карусель, урна, дом, фонтан и т.д… Кратко комментируйте все, что происходит перед малышом: «Смотри, собачка бежит», «Мальчик катается на качелях»
  • Изучайте с ребенком части лица и тела. В разговоре время от времени показывайте малышу, где ручки у него и у мамы, где глазки, носик, ножки и т. д. Когда самые простые элементы лица и тела будут освоены, можно переходить к тем, что посложнее – брови, щеки, подбородок.
  • Рассматривайте вместе с малышом картинки в книжках. Замечательным подспорьем в расширении словарного запаса ребенка послужат карточки Домана. Детки с удовольствием рассматривают их и быстро запоминают все, что на них изображено. Очень полезно после изучения предметов на картинках, демонстрировать их «вживую». Так у малыша будут формироваться ассоциативные связи.

3. Не бойтесь употреблять упрощенные звукоподражательные слова

Чаще используйте, такие слова как гав-гав, би-би, бух, кап-кап и т.д. Рассматривая книги, рассказывайте, какое животное как говорит (мяу, беее, мууу), а также как звучат некоторые предметы (молоток – тук-тук, колокольчик – динь-динь, паровоз – чух-чух). Употребление таких слов способствует развитию активной речи малыша, т.к. ребенку гораздо проще их произносить и легче понять. Не бойтесь того, что вы слишком упрощаете речь для ребенка. Введение облегченных слов до полутора лет является нормой.

Однако очень важно наряду с облегченной версией слова употреблять и полную («посмотри, это собачка, она говорит «гав-гав»», «ой, кукла упала – бух»), ни в коем случае нельзя общаться с малышом только посредством упрощенных слов!  Иначе потом будет очень тяжело переучивать ребенка на взрослую речь. Как объяснить ему, что гав-гав внезапно стало собакой? Малыш будет продолжать говорить «би-би» и «ням-ням», даже тогда, когда будет способен произнести полноценные слова.

Очень хорошие книжки, которые помогут малышу запомнить простые звукоподражательные слова — «Что как звучит?» (Ozon, My-shop, KoroBoom) и «Кто что делает?» (Ozon, My-shop, KoroBoom). Лично мне они очень нравятся тем, что в них нет ничего лишнего, картинки крупные, понятные маленькому ребенку. Дочка эти книжки просто обожала.

4. Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

***

Дует пастушок в дуду –
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

***

Гуси, гуси, га-га-га,
Есть хотите? Да-да-да.

***

Мы приехали сюда!
Да-да-да! Да-да-да! (задорно)
Отворяйте ворота!
Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)
На лошадках я и ты!
Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)
На лошадках мы скакали
И немножечко устали. (устало)
Скоро ль будет угощенье?
Молоко, кефир, печенье?
У-у-у? О-о-о? (вопросительно)
Ели-ели угощенье,
Выражаем восхищенье:
М-м-м-м (довольно)

5. Развивайте мелкую моторику рук

Как я уже говорила выше, на развитие речи ребенка огромное влияние оказывает мелкая моторика руки. Поэтому очень важно уделять внимание занятиям, направленным на развитие кисти руки, делать игровой массаж пальчиков и ладошки, играть в жестовые игры, типа «Ладушки». В статье «Пальчиковые игры для малышей до года» вы найдете различные стишки-игры, которые будут побуждать ручки малыша активно работать.

Также рекомендую посмотреть статьи «Сенсорные коробки для малышей от 6 месяцев» и «Игры на развитие моторики от 9 месяцев. Часть 1. Часть 2″, в них вы найдете много развивающих игр.

Читайте также:


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ



ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА



СЕНСОРНЫЕ КОРОБКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ ОТ 6 МЕСЯЦЕВ


 

Искренне ваша, Яна Разначенко

Развитие речи ребенка от 1 до 2 лет

Ваш малыш недавно отпраздновал свой первый день рожденья. Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни. В литературе по психологии и педагогике обычно подробно рассказывается о первом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения в развитии ребенка, а потом – о трехлетках, ведь именно в три года происходит знаменитый психологический кризис. Но период от года до двух лет не менее важен в развитии личности.

Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте.

Стадия первая: первые слова

От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.

Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.

Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.

Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).

Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.

«Ы?»

В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.

Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».

Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр. Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:Уж я Танечке пирог испеку,Уж я внученьке румяненький.На нем корочка пшеничная,А начиночка яичная,А помазочка медовая,Моя внученька бедовая.Эти потешки можно читать во время еды.Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:Тетка Агашка, сшей мне рубашку:Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:Дождик, дождик, пуще!Дадим тебе гущи,Дадим тебе ложку:Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:Дождик-дождик,Полно лить,Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:Катя, Катя, маленька,Катенька удаленька,Пройди по дороженьке,Топни, Катя, ноженькой.

Или:Заинька, походи,Серенький, походи,Вот так, вот сяк походиВот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:У кошки боли,У собаки боли,А у Андрюши не боли,У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:Ты дров не рубил,Воды не носил,Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:Пошел сам искать:Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),Здесь тепленькая (поглаживая локоток),Здесь горяченькая(поглаживая плечо),А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:Приди, котенька-коток,Приди, серенький хвосток,Приди, котик, ночевать,Приди с Дашенькой играть.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Шубку новую сошьюИ сапожки закажу.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

На первый взгляд кажется, что сюжетная игра никак не связана с развитием речи. Однако, на самом деле это не совсем так. Годовалый ребенок с помощью речи не только сообщает о своих желаниях и проблемах, он еще и пытается поделиться со взрослым своими впечатлениями. Так, когда малыш показывает пальчиком на машину, он хочет сказать: «Я увидел машину, посмотри и ты на нее!» Но для того, чтобы назвать какие-нибудь объекты, ребенку необходимо их запомнить. Причем, запомнить не как отвлеченные понятия, а как пережитые на собственном опыте. И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется. Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой». Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:Большие ноги шли по дороге:То-о-***,то-о-***,то-о-***,то-о-*** (произносится медленно, низким голосом).Маленькие ножки бежали по дорожке:Топ-топ-топ,то-о-*** (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать.

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет. Примеры и описание.

Для того, чтобы малыш начал как можно быстрее разговаривать, с ним необходимо заниматься. Родители могут развивать своего ребенка самостоятельно. При этом не нужно проводить серьезные занятия. Процесс должен быть естественным, ненавязчивым. Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет — это прекрасное средство. Речь малыша быстрее развивается, когда родители с ним общаются, играют, читают сказки, стихи, поют песенки, проводят пальчиковые игры и развивают моторику. Доверительные отношения у родителей с малышом стимулируют его желание сообщать о своих чувствах, а значит и разговаривать.

Игры для развития речи ребенка от 1 до 2 лет

Не существует детей, которые сразу начинают говорить понятно и выстраивать целые предложения. Речь малыша в годовалом возрасте состоит из очень простых слов (повторяющихся слогов) и звукоподражаний («ням-ням», «би-би», «ав-ав»). Не всегда первыми будут слова «ма-ма», «па-па». Это могут быть «ба-ба», «да-да», «та-та» и другие. Учите сначала кроху говорить примитивно, потом он освоит более сложную речь. Например, покажите пупса и скажите «ля-ля». Либо, возьмите любимую игрушку крохи скажите «дай-дай». Ребенок будет за Вами повторять.

Поиграем с игрушкой

Возьмите мягкую игрушку и покажите малышу, где у зверюшки глазки, носик, ротик, лапки, ушки, хвостик. Покажите, что можно делать с игрушкой: катать на машинке, кормить, приглаживать шерстку, укачивать, укладывать спать и т.д. Покажите, как играть с заводными игрушками, юлой и т.д. Девочке покажите, как нужно играть с куклой, пупсом, как переодевать игрушку, расчесывать волосы. Мальчику покажите, как катать машинку, говорить «ж-ж-ж», «би-би», «виу-виу», сталкивайте машинки и говорите «бах!».

Годовалому малышу самостоятельно практически невозможно освоить навыки правильного обращения с игрушками. Даже самая лучшая и дорогая игрушка может оказаться бесполезной, если ребенку не показать, как с ней играть. У малыша не возникнет к ней интереса. Научить играть с игрушками должны родители.

Мохнатый щенок

Возьмите картинку с изображением щенка. Можно взять раскраску, можно цветное изображение. Мелко нарежьте шерстяные нитки, по цвету соответствующие шерсти щенка. Наклейте вместе с малышом нитки на имеющуюся картинку.

Едем на паровозе

Изготовьте с малышом несколько вагончиков из коробок и скрепите их между собой. Для этого можно использовать шило и пластиковый хомут. Посадите в вагончики любимые игрушки малыша. Например, собачку, зайчика, мишку, кошку. Катайте паровозик и пойте песенку. «Едет, едет паровоз», «Мы едем, едем едем », «Паровоз-Букашка» или другие песни про паровоз. Песню должны петь папа или мама (если нет слуха, можно произносить текст). Просто включенная запись песни даст меньший эффект с точки зрения развития речевых навыков ребенка.

Изучаем животных

Возьмите картонную книжку с изображениями животных. Показывайте пальчиком на картинку и комментируйте ее. «Это собачка, она лает «ав-ав». «Это лягушка, она говорит «ква-а». «Это корова, она мычит «Му-у» и так далее. Затем попросите малыша показать, где собачка, где лягушка, корова и другие названные животные. Попросите кроху изобразить голосом этих животных.

Разговор по телефону

Приобретите малышу игрушечный телефон. Научите им пользоваться и нажимать на кнопки. Проводите игру «Разговор по телефону». Можно также попросить родственников или друзей поговорить с ребенком по настоящему телефону.

Накорми зверушек

Предложите малышу посадить за стол и накормить трех любимых зверушек. Используйте для этого игрушечную мебель. Сначала предложите малышу поставить 3 стула к столу. Затем пусть выберет, животных или кукол, которые будут кушать. Количество стульев должно совпадать с числом принимающих пищу. Таким образом можно научить ребенка считать до трех. Потом количество едоков увеличьте до 4, затем до 5.

Наводим беспорядок

Возьмите большую коробку или контейнер. Положите туда детские вещи, игрушки, несколько книжек с картонными страницами. В присутствии малыша начинайте доставать из коробки по одному предмету. Кроха может к Вам присоединиться. Затем предложите малышу навести порядок и сложить всё обратно. По одной вещи убирайте в коробку вместе с ребенком. Научившись такой игре, малыш может надолго увлечься. Игра развивает тактильные ощущения, мелкую моторику, позволяет выучить цвета и формы.

Игра с прищепками

Из цветного картона вырежьте фигуры знакомых предметов или животных, на которые малыш будет прикреплять прищепки. Это могут быть солнышко (надо сделать лучики), ежик или елочка (пусть крепит иголочки из прищепок). Можно сделать забор из прищепок.

Также предложите малышу прицепить прищепки на ободок пластмассового ведра или корзинки. Обязательно покажите ребенку, как правильно держать прищепку (большим, средним и указательным пальцами).

Мамины помощники

Озвучивайте малышу свои несложные просьбы и следите за тем, как малыш их выполняет. Например, попросите дать маме ложку, принести зайчика, закрыть (открыть) дверь, положить игрушки в корзину (коробку) и т.д.

Что любит кушать?

Вырежьте из цветного картона или приобретите в магазине фрукты и овощи (пластмассовые), положите их в корзинку. Возьмите несколько зверушек и предложите малышу их накормить продуктами из корзинки. Спросите: «Что любит кушать зайчик – огурец или морковку?». Если ребенок затрудняется с ответом — подскажите. Пусть малыш достанет из корзинки морковку и покормит зайчика. Спросите: «Что любит кушать ежик – яблоки или бананы?» и т.д. Все выбранные Вами животные должны получить любимый продукт.

Теремок

Прочитайте малышу сказку «Теремок». Затем проведите инсценировку сказки. Из картонной коробки изготовьте домик. Посадите в него игрушки: мышку, лягушку, зайца, лису, волка, медведя. Задавайте вопрос: «Кто в теремочке живет?» и голосом мышки отвечайте: «Я – мышка-норушка, пи-пи». Пусть ребенок повторит за Вами «пи-пи». Затем после вопроса «Кто в теремочке живет?» голосом лягушки проговорите «Я – лягушка-квакушка, ква-ква». Ребенок должен за вами повторить «ква-ква». Далее аналогично задавайте вопрос «Кто в теремочке живет?» и отвечайте голосами остальных животных. Предложите ребенку изобразить их повадки: попрыгать как зайчик, пройтись как лиса, волк и медведь. Все движения малышу показывайте. Он будет их повторять.

Прячем части тела

Чтобы малыша приучать самостоятельно одеваться – поиграйте с ним. Говорите: «Где у нас животик, а где спинка?». Пусть малыш с вашей помощью оденет футболку. Затем скажите: «Спрятались животик и спинка». «А где наши ножки?» Помогите одеть крохе носочки или колготки. Скажите: «Спрятались наши ножки». Ребенку понравится игра. Со временем у него появится интерес самостоятельно прятать ручки, ножки и другие части тела

Покорми птичку

Возьмите игрушечную птичку или изготовьте ее самостоятельно (из бумаги, пластилина, носка, либо других материалов). Предложите малышу покормить птичку. Для этого сделайте вместе зернышки – из тонкой бумаги или салфеток скатайте маленькие комочки. Приклеивайте зернышки по одному на лист плотной бумаги или картона. Лучше использовать клей, приготовленный из муки, поскольку он безопасней других видов. После того, как зернышки окажутся закрепленными, птичка начнет их клевать.

Проводите описанные игры с ребенком регулярно. Помимо развития речи, Вы установите прекрасные отношения с годовалым малышом. Ему будет весело, интересно, он почувствует себя еще более нужным и любимым. Это положительно отразится на психологическом состоянии ребенка.

Успехов Вам!

Развитие речи ребенка, что это такое?

В начале речевого развития ребенка ваш ребенок должен достичь определенных этапов. Каждый день индивидуален, но наблюдать, как они растут, весело.

Ребенок переходит от того, что даже не смотрит в глаза и только плачет . ..

… к тому, что он впервые смотрит на вас и удивляется, произнося «Иди?»

В течение первых 18 месяцев основные этапы выступления делятся на два этапа:

СМОТРИ ТАКЖЕ: Лучшие книги для практики домашней логопедии

Ребенок является преднамеренным: 0-8 месяцев

Дети в этом возрасте ничего не делают, потому что планировали!

У них еще нет когнитивных навыков, чтобы создавать идеи в уме, а затем действовать в соответствии с ними посредством запланированных действий.

Ребенок является преднамеренным, но не обычным: 9-18 месяцев (ниже)

Дети в этом возрасте теперь делают что-то намеренно. Они будут подбирать предметы и использовать их правильно.

Они начинают специально произносить звуки и слова, потому что теперь они имеют значение.

0-2 месяца


Выступление

  • Развивает разные крики, означающие разные вещи
  • Гласные звуки

Кормление

  • Отсос на ниппеле для жидкости

2-4 месяца


Выступление

  • Уменьшение плача через 3 месяца
  • Произнесите несколько звуков / согласных звуков спины, например (k, g)
  • Начало ворчания и гудения
  • Удовольствие звучит как «мммм»

Кормление

  • Отсос на ниппеле для жидкости

4-6 месяцев


Выступление

  • Начало смеха
  • Начинайте копировать чужие звуки в играх с возвратно-поступательным лепетом
  • Больше гласных звуков и еще несколько согласных, таких как (t, d, m, n)
  • Начинается хлопанье по губам и начинается выдувание малины
  • Игра голосом и высотой звука обычно начинается во время игры в одиночку
  • Чрезвычайные изменения высоты звука, такие как крики, визги и тихое рычание

Кормление

  • Развивается истинное «сосание»
  • Пюре сидя
  • Приносит руки к центру тела

6-8 месяцев


Выступление

  • Начинается повторяющееся бормотание (мама, дада, нуну)
  • Последовательные изменения высоты тона означают определенные вещи

Кормление

  • Вертикальное «жевание» развивается
  • Ест мягкие жевательные таблетки
  • Чашка «Сиппи»
  • Боковое движение языка ограничено
  • Ест пальцами (развиты досягаемость, хватка и руки ко рту)
  • Потребности помощь с ложкой

Лучшее бесплатное приложение для логопедии

Ребенок является преднамеренным, но не обычным (9-18 месяцев)

8-10 месяцев


Выступление

  • Появляются восклицания типа «ох!»
  • Появляются ранние одиночные согласные + гласные (ба, пчела, да, ма, го)

Кормление (9-12 месяцев)

  • Поедает комковатую консистенцию
  • Самостоятельная чашка для питья
  • Ложка и клещи

10-12 месяцев


Выступление

Кормление (9-12 месяцев)

  • Поедает комковатую консистенцию
  • Самостоятельная чашка для питья
  • Ложка и клещи

12-14 месяцев


Выступление

  • Первое слово уже через 10–15 месяцев
  • Пэт-фразы начинаются с «э-э-э», «та-да», «все прошло», «нет-нет»
  • Жаргон начинается в 12-15 месяцев и достигает пика в 18 месяцев (когда ребенок пытается говорить так же быстро, как родители, и получается треп, очень выразительно, но непонятно)

Кормление (12-18 месяцев)

  • Съедает все текстуры
  • Боковое действие языка увеличено
  • Питье по соломе
  • Зачерпывает корм в рот
  • Становится более независимым устройством подачи

14-16 месяцев


Выступление

  • Первое слово уже в 10-15 месяцев
  • Жаргон начинается в 12-15 месяцев и достигает пика в 18 месяцев (когда ребенок пытается говорить так же быстро, как родители, и получается треп, очень выразительный, но непонятный )

Кормление (12-18 месяцев)

  • Съедает все текстуры
  • Боковое действие языка увеличено
  • Питье по соломе
  • Лопатка для корма в рот
  • Становится более независимой кормушкой

16-18 месяцев


Выступление

  • Жаргон начинается в 12-15 месяцев и достигает пика в 18 месяцев (когда ребенок пытается говорить так же быстро, как родители, и получается треп, очень выразительно, но непонятно)

Кормление (12-18 месяцев)

  • Съедает все текстуры
  • Боковое движение языка увеличено
  • Питье по соломе
  • Лопатка для кормления в рот
  • Становится более независимой кормушкой

Вернуться к началу развития речи ребенка



Фонологическое развитие — Infogalactic: ядро ​​планетарного знания

Звук — это начало изучения языка. Дети должны научиться различать разные звуки и разбивать речевой поток, которому они подвергаются, на единицы — в конечном счете, на значимые единицы — чтобы усвоить слова и предложения. Вот одна из причин, по которой сегментация речи является сложной задачей: когда вы читаете, между словами есть пробелы. Между произнесенными словами нет таких пробелов. Итак, если младенец слышит звуковую последовательность «thisisacup», он должен научиться сегментировать этот поток на отдельные единицы «это», «is», «a» и «cup». Как только ребенок сможет извлечь последовательность «чашку» из речевого потока, он должен приписать этому слову значение. [1] Кроме того, ребенок должен уметь отличать последовательность «чашка» от «детеныша», чтобы узнать, что это два разных слова с разными значениями. Наконец, ребенок должен научиться произносить эти слова. Приобретение фонологии родного языка начинается в утробе матери [2] и не становится полностью взрослым до подросткового возраста. Перцептивные способности (например, способность разделить «thisisacup» на четыре отдельные словарные единицы) обычно предшествуют производству и, таким образом, способствуют развитию речи.

Прелингвистическое развитие (рождение — 1 год)

Восприятие

Дети не произносят свои первые слова, пока им не исполнится 1 год, но уже при рождении они могут отличить некоторые высказывания на своем родном языке от высказываний на языках с различными просодическими особенностями. [3]

1 месяц
Категориальное восприятие

Младенцы в возрасте 1 месяца воспринимают некоторые звуки речи как категории речи (они отображают категориальное восприятие речи).Например, звуки / b / и / p / различаются по степени дыхания, которое следует за открытием губ. Используя сгенерированный компьютером континуум дыхания между / b / и / p /, Eimas et al. (1971) показали, что младенцы, изучающие английский язык, обращали больше внимания на различия около границы между / b / и / p /, чем на различия одинаковой величины внутри / b / -категории или внутри / p / -категории. [4] Их измерение, отслеживание скорости сосания младенца, стало основным экспериментальным методом изучения восприятия речи младенца.

Файл: Eimas.jpg
Рис. 1. Скорость всасывания при изменении VOT на 20 мс через границу категории (слева), при изменении VOT на 20 мс внутри категории (в центре), без изменения VOT (справа). По материалам Eimas et al. (1971). [4]

Младенцы в возрасте 10–12 месяцев могут различать не только родные звуки, но и неродные контрасты. Дети старшего возраста и взрослые теряют способность различать неродные контрасты. [5] Таким образом, кажется, что знакомство с родным языком вызывает реструктуризацию системы восприятия.Реструктуризация отражает систему контрастов в родном языке.

4 месяца

В возрасте четырех месяцев младенцы по-прежнему предпочитают речь, ориентированную на младенцев, а не на взрослых. В то время как месячные дети проявляют это предпочтение только в том случае, если им воспроизводится полный речевой сигнал, 4-месячные младенцы предпочитают управляемую младенцами речь, даже когда воспроизводятся только контуры высоты звука. [6] Это показывает, что в возрасте от 1 до 4 месяцев младенцы улучшают отслеживание надсегментарной информации в обращенной к ним речи.К 4 месяцам младенцы, наконец, узнали, на какие особенности им следует обращать внимание на суперсегментальном уровне.

5 месяцев

Младенцы предпочитают слышать собственное имя похожим по звучанию словам. [7] Возможно, они связали значение «я» со своим именем, хотя также возможно, что они просто узнают форму из-за ее высокой частоты.

6 месяцев

С увеличением воздействия окружающего языка младенцы учатся не обращать внимания на звуковые различия, которые не имеют смысла в их родном языке, например.g., две акустически разные версии гласной / i /, которые просто различаются из-за изменчивости между говорящими. К 6 месяцам младенцы научились воспринимать акустически разные звуки, представляющие одну и ту же звуковую категорию, например, / i /, произносимое мужчиной и женщиной, как члены одной фонологической категории / i /. [8]

Статистическое обучение

Основная статья: Статистическое обучение в овладении языком

Младенцы способны извлекать значимые различия в языке, которому они подвергаются, на основе статистических свойств этого языка.Например, если младенцы, изучающие английский язык, подвергаются воздействию континуума с предварительным голосом / d / на беззвучный без дыхания / t / (аналогично различению / d / — / t / на испанском языке), при этом большая часть токенов встречается около конечных точек континуум, т. е. демонстрируя экстремальное предварительное голосование по сравнению с длительным временем начала голоса (бимодальное распределение), они лучше распознают эти звуки, чем младенцы, которые подвергаются воздействию преимущественно токенов из центра континуума (одномодальное распределение). [9]

Эти результаты показывают, что в возрасте 6 месяцев младенцы чувствительны к тому, как часто встречаются определенные звуки на языке, которому они подвергаются, и они могут узнать, на какие сигналы важно обращать внимание, исходя из этих различий в частоте появления. При воздействии на естественный язык это означает, что типичные звуки на языке (например, заранее озвученные / d / в испанском) встречаются часто, и младенцы могут выучить их, просто воздействуя на них в речи, которую они слышат. Все это происходит до того, как младенцы осознают значение любого из слов, которым они подвергаются, и поэтому феномен статистического обучения использовался для доказательства того факта, что младенцы могут изучать звуковые контрасты, не придавая им значения.

В 6 месяцев младенцы также могут использовать просодические особенности окружающего языка, чтобы разбить речевой поток, которому они подвергаются, на значимые единицы, например.g., они лучше способны различать звуки, которые встречаются в ударных и безударных слогах. [10] Это означает, что в возрасте 6 месяцев младенцы имеют некоторые знания о моделях стресса в речи, которым они подвергаются, и они узнали, что эти закономерности значимы.

7 месяцев

Было показано, что в возрасте 7,5 месяцев младенцы, изучающие английский язык, способны отделять слова из речи, которые демонстрируют сильную-слабую (т. Е. Хореальную) модель стресса, которая является наиболее распространенной моделью стресса в английском языке, но они не могли для выделения слов, которые следуют шаблону «слабый-сильный».Таким образом, в последовательности «гитара» эти младенцы слышали «тарис» как слово-единицу, потому что оно следует схеме «сильный-слабый». [11] Процесс, который позволяет младенцам использовать просодические сигналы в речевом вводе, чтобы узнать о структуре языка, получил название «просодического бутстрапинга». [12]

8 месяцев

Хотя дети, как правило, еще не понимают значения большинства отдельных слов, они понимают значение некоторых фраз, которые часто слышат, например «Прекрати» или «Иди сюда.” [13]

9 месяцев

Младенцы могут отличать вводимые на родном языке от других языков, используя только фонетические и фонотактические модели, то есть без помощи просодических сигналов. [14] Похоже, они изучили фонотактику своего родного языка, то есть, какие комбинации звуков возможны в языке.

10-12 месяцев

Младенцы теперь не могут различать большинство звуковых контрастов, которые не являются родными, которые относятся к одной звуковой категории на их родном языке. [15] Их система восприятия настроена на контрасты, характерные для их родного языка. Что касается понимания слов, Fenson et al. (1994) проверили объем понятного словарного запаса детей в возрасте 10–11 месяцев и обнаружили диапазон от 11 до 154 слов. [13] В этом возрасте дети обычно еще не начинают говорить и, следовательно, не имеют производственного словарного запаса. Итак, понятно, что словарный запас понимания развивается раньше, чем производственный словарный запас.

Производство

Этапы предречевого вокального развития

Несмотря на то, что дети не произносят свои первые слова примерно до 12 месяцев, способность произносить звуки речи начинает развиваться в гораздо более раннем возрасте.Старк (1980) выделяет пять стадий раннего речевого развития: [16]

0-6 недель: Рефлексивные вокализации

Эти самые ранние вокализации включают плач и вегетативные звуки, такие как дыхание, сосание или чихание. В ответ на эти вегетативные звуки голосовые связки младенцев вибрируют, и воздух проходит через их голосовой аппарат, таким образом знакомя младенцев с процессами, участвующими в более позднем производстве речи.

6-16 недель: воркование и смех

Младенцы издают воркующие звуки, когда довольны.Воркование часто вызывается социальным взаимодействием с опекунами и похоже на воспроизведение гласных.

16-30 недель: вокальная игра

Младенцы издают различные звуки, похожие на гласные и согласные, которые они объединяют во все более длинные последовательности. Производство гласных звуков (уже в первые 2 месяца) предшествует производству согласных, причем первые задние согласные (например, [g], [k]) производятся примерно через 2–3 месяца, а передние согласные (например, [ m], [n], [p]) начинают появляться примерно в возрасте 6 месяцев.Что касается контуров высоты звука в детских речах, младенцы в возрасте от 3 до 9 месяцев имеют в основном плоские, нисходящие и восходящие-нисходящие контуры. Повышение контура высоты звука потребует от младенцев повышения субглоточного давления во время вокализации или увеличения длины голосовых связок или напряжения в конце вокализации, либо того и другого. В возрасте от 3 до 9 месяцев кажется, что дети еще не могут контролировать эти движения. [17]

6–10 месяцев: повторение лепета (или канонического лепета [18] )

Редуплицированный лепет состоит из слогов согласный-гласный (CV), которые повторяются в повторяющихся сериях одинаковых согласных и гласных (напр.г., Бабаба). На этом этапе постановки младенцев гораздо больше напоминают речь по времени и вокальному поведению, чем на более ранних этапах. Начиная примерно с 6 месяцев младенцы также проявляют влияние окружающего языка на их лепет, т. Е. Их лепет звучит по-разному в зависимости от того, какой язык они слышат. Например, было обнаружено, что дети в возрасте 9–10 месяцев, изучающие французский язык, чаще прерывают разговоры (которые существуют на французском, но не на английском языке) в своем лепете, чем младенцы, изучающие английский язык того же возраста. [19] Этот феномен лепета под влиянием усвоенного языка получил название дрейфа лепета. [20]

10–14 месяцев: невнятный лепет (или разнородный лепет [18] )

Младенцы теперь объединяют разные гласные и согласные в слоги. На этой стадии у младенцев также возникают различные стрессовые и интонационные паттерны. В течение этого переходного периода от лепетания к первому слову дети также производят «протослова», т.е.е. придуманы слова, которые постоянно используются для выражения определенных значений, но не являются настоящими словами на целевом языке детей. [21] В возрасте 12–14 месяцев дети произносят свое первое слово. Младенцы в возрасте около одного года способны создавать контуры повышающейся высоты звука в дополнение к контурам плоской, падающей и восходящей-падающей высоты звука. [17]

Развитие после установления речи (1 год и старше)

В возрасте 1 года дети только начинают говорить, а их высказывания еще совсем не похожи на взрослые.У детей все еще развиваются способности к восприятию. Фактически, как производственные, так и способности восприятия продолжают развиваться в школьные годы, при этом восприятие некоторых просодических черт не полностью развивается примерно до 12 лет.

Восприятие

14 месяцев

Дети могут различать недавно выученные «слова», связанные с предметами, если они не имеют одинакового звучания, например «лиф» и «ним». Однако они не могут различить похожие по звучанию недавно выученные слова, такие как «бих» и «ди». [22] Итак, хотя дети в этом возрасте способны различать односложные минимальные пары на чисто фонологическом уровне, если задача распознавания сочетается со значением слова, дополнительная когнитивная нагрузка, необходимая для изучения значений слов, не дает им возможности тратить дополнительные усилия по различению схожей фонологии.

16 месяцев

Детский словарный запас составляет от 92 до 321 слова. [13] Объем производственного словарного запаса в этом возрасте обычно составляет около 50 слов.Это показывает, что словарный запас понятной речи растет быстрее, чем словарный запас производственной.

18-20 месяцев

В возрасте 18–20 месяцев младенцы могут различать недавно выученные «слова», даже если они фонологически схожи, например «Бих» и «ди». [22] Хотя младенцы способны различать подобные слоги уже вскоре после рождения, они могут различать их только сейчас, если они представлены им как значимые слова, а не просто последовательность звуков. Дети также могут обнаруживать такие неправильные произношения, как «vaby» вместо «ребенок».Было обнаружено, что неправильно произносимые слова хуже распознаются, чем правильно произнесенные слова. Это говорит о том, что младенцы воспроизводят знакомые слова очень точно с фонетической точки зрения. [23] Этот результат также был использован для предположения, что младенцы переходят от фонологической системы, основанной на словах, к фонологической системе на основе сегментов примерно в возрасте 18 месяцев.

Быстрое отображение

Конечно, детям необходимо изучать звуковые особенности своего языка, потому что тогда они также должны усвоить значение, связанное с этими разными звуками.Маленькие дети обладают замечательной способностью запоминать значения слов, которые они извлекают из речи, которую они слышат, то есть отображать значение на звуках. Часто дети уже ассоциируют значение с новым словом после одного раза. Это называется «быстрое отображение». В 20-месячном возрасте, когда им предъявляют три знакомых предмета (например, мяч, бутылку и чашку) и один незнакомый предмет (например, пирсинг для яиц), дети могут заключить, что в запросе «Могу ли я получить zib, zib должен относиться к незнакомому объекту, т.е.е., пирсинг для яиц, даже если они никогда раньше не слышали этого псевдослова. [24] [25] Дети в возрасте 15 месяцев могут успешно выполнить это задание, если эксперимент проводится с меньшим количеством предметов. [26] Это задание показывает, что дети в возрасте от 15 до 20 месяцев могут придавать значение новому слову только после однократного воздействия. Быстрое составление карт — это необходимая способность детей усвоить количество слов, которые они должны выучить в течение первых нескольких лет жизни: дети усваивают в среднем девять слов в день в возрасте от 18 месяцев до 6 лет. [27]

2–6 лет

В 2 года у младенцев появляются первые признаки фонологической осведомленности, т.е.они интересуются игрой слов, рифмами и аллитерациями. [1] Фонологическая осведомленность продолжает развиваться до первых классов школы. Например, только около половины детей в возрасте 4 и 5 лет, протестированных Liberman et al. (1974) смогли определить количество слогов в многосложных словах, но 90% 6-летних смогли это сделать. [28] Большинство 3-4-летних способны разбивать простые согласные-гласные-согласные (CVC) слоги на их составные части (начало и время).Начало слога состоит из всех согласных, предшествующих гласной слога, а рифм — из гласной и всех последующих согласных. Например, начало в слове «собака» — / d /, а начало — / og /. Дети в возрасте 3–4 лет могли сказать, что неслова / fol / и / fir / понравятся кукле, чей любимый звук — / f /. [29] [30] Четырехлетние дети менее успешно справляются с этой задачей, если начало слога содержит группу согласных, например / fr / или / fl /.Liberman et al. обнаружили, что ни один четырехлетний ребенок и только 17% пятилетнего ребенка не могут определить количество фонем (отдельных звуков) в слове. [28] 70% 6-летних смогли это сделать. Это может означать, что дети рано осознают слоги как единицы речи, в то время как они не проявляют понимания отдельных фонем до школьного возраста. Другое объяснение состоит в том, что отдельные звуки нелегко преобразовать в удары, поэтому хлопать в ладоши по отдельным фонемам намного сложнее, чем по слогам.Одна из причин, по которой понимание фонем становится намного лучше, когда дети пойдут в школу, заключается в том, что обучение чтению дает наглядную помощь в том, как разбивать слова на более мелкие составляющие. [1]

12 лет

Хотя дети воспринимают ритмические паттерны на своем родном языке в 7–8 месяцев, они не могут надежно различать сложные слова и фразы, которые различаются только акцентом, например, «Горячая собака» и «горячая собака», примерно до 12 лет. возраста. Детей в исследовании Фогеля и Рэйми (2002) [31] попросили показать, какая из двух картинок (т.э., собака или колбаса). Дети младше 12 лет обычно предпочитают составное чтение (например, колбасу) фразовому чтению (собака). Авторы пришли к выводу из этого, что дети начинают с лексической предвзятости, то есть они предпочитают интерпретировать подобные фразы как отдельные слова, и способность преодолевать эту предвзятость развивается до позднего детства.

Производство

12-14 месяцев

Младенцы обычно произносят первое слово в возрасте 12–14 месяцев.Первые слова имеют простую структуру и содержат те же звуки, которые использовались при позднем лепете. [32] Лексические элементы, которые они производят, вероятно, хранятся как целые слова, а не как отдельные сегменты, которые собираются вместе в сети при их произнесении. На это указывает тот факт, что младенцы в этом возрасте могут по-разному воспроизводить одни и те же звуки в разных словах. [33]

16 месяцев

Объем производственного словарного запаса детей в этом возрасте обычно составляет около 50 слов, хотя размер словарного запаса у детей той же возрастной группы сильно различается: для большинства детей диапазон составляет от 0 до 160 слов. [13]

18 месяцев

Детские постановки становятся более последовательными примерно в 18 месяцев. [32] Когда их слова отличаются от взрослых форм, эти различия более систематичны, чем раньше. Эти систематические преобразования называются «фонологическими процессами» и часто напоминают процессы, которые обычно характерны для взрослых фонологий языков мира (ср. Дублирование в взрослых ямайских креольских языках: «желтый желтый» = «очень желтый» [34]) ).Ниже перечислены некоторые общие фонологические процессы. [1]

Целые текстовые процессы (до 3–4 лет)

Удаление слабого слога : пропуск безударного слога в целевом слове, например, [nænæ] для «банана»

Удаление последнего согласного : пропуск последнего согласного в целевом слове, например, [pikʌ] вместо «потому что»

Редупликация : создание двух одинаковых слогов на основе одного из слогов целевого слова, e.г., [баба] для «бутылки»

Гармония согласных : согласный звук целевого слова приобретает черты согласного другого целевого слова, например, [ɡʌk] для «утки»

Сокращение группы согласных : пропуск согласной в целевом кластере слов, например [kæk] для «взломщика»

Процессы замещения сегментов (в младшие школьные годы)

Фронтальная часть Velar : веляр заменяется корональным звуком, например, [ti] для «ключа»

Остановка : фрикатив заменяется стопом, e.г., [ti] для «море»

Gliding : жидкость заменяется скольжением, например, [wæbɪt] для «кролика»

2 года

Объем производственного словаря колеблется от 50 до 550 слов в возрасте 2 лет. [13] Влияет на скорость усвоения слов и, следовательно, на широкий диапазон размеров словарного запаса детей одного возраста, включая объем речи, которой дети подвергаются опекунами, а также различия в том, насколько богат словарный запас в речи, которую слышит ребенок, есть.Также кажется, что дети быстрее пополняют свой словарный запас, если речь, которую они слышат, чаще связана с их фокусом внимания. [1] [35] Это будет иметь место, если воспитатель говорит о мяче, на который в данный момент смотрит ребенок.

4 года

Исследование Gathercole и Baddeley (1989) показало важность звука для раннего значения слов. [36] Они проверили фонологическую память 4-х и 5-летних детей, то есть насколько хорошо эти дети могли запоминать последовательность незнакомых звуков.Они обнаружили, что дети с лучшей фонологической памятью также имели больший словарный запас в обоих возрастах. Более того, фонологическая память в возрасте 4 лет предсказывала словарный запас детей в возрасте 5 лет, даже с учетом более раннего словарного запаса и невербального интеллекта.

7 лет

Дети производят в основном сегменты, подобные взрослым. [37] Их способность создавать сложные звуковые последовательности и многосложные слова продолжает улучшаться в среднем детстве. [32]

Биологические основы речевого развития младенцев

На изменения вокализации младенцев в течение первого года жизни влияет физическое развитие в течение этого времени.Физический рост голосового тракта, развитие мозга и развитие неврологических структур, ответственных за вокализацию, являются факторами для развития вокальных способностей младенцев. [1]

Голосовой тракт младенцев

Голосовые тракты младенцев меньше по размеру и изначально по форме отличаются от голосовых трактов взрослых. Язык младенца заполняет весь рот, сокращая диапазон движений. По мере роста лицевого скелета диапазон движений увеличивается, что, вероятно, способствует увеличению разнообразия звуков, которые начинают издавать младенцы.Развитие мышц и сенсорных рецепторов также дает младенцам больший контроль над производством звука. [1] Ограниченное движение челюсти и рта младенца могло быть причиной типичного чередования согласных и гласных (CV) при лепете, и даже было высказано предположение, что преобладание слогов CV в языках мира могло эволюционно были вызваны ограниченным диапазоном движений голосовых органов человека. [38]

Различия между речевым трактом младенцев и взрослых можно увидеть на рисунке

Вехи развития речи и языка в двухлетнем возрасте

В предыдущих частях мы рассмотрели физическое и социальное развитие 2-летних детей ясельного возраста.Здесь мы перечислим некоторые аспекты языкового и речевого развития, а также интеллектуальное развитие.

Развитие речи

  • 24-месячный малыш может сказать несколько простых слов, таких как ты, я, я, мама и папа. В этом возрасте они также начинают складывать два или три слова в очень простые предложения, например: «Моя игрушка» или «Еще молока».
  • Частое общение с ребенком поможет ему развить языковые и речевые навыки.
  • Им начинает нравиться и не нравится, и они также начинают говорить «Нет» или качать головой, если они чего-то не хотят.
  • Ваш малыш будет много копировать из того, что вы говорите, и имитировать издаваемые вами звуки. Будьте осторожны с тем, что вы говорите перед своими детьми в этом возрасте. =)
  • Если родители каждый день уделяют немного времени чтению своего ребенка, у него или нее разовьется любовь к чтению.В этом возрасте они будут иметь склонность читать одни и те же рассказы или стишки снова и снова. Например, мы читаем нашему двухлетнему мальчику каждую ночь, и есть 3 одинаковые книги, которые наш сын выбирает ночь за ночью: «Снова в школу», «Шаг к чтению: автомобили» и «Шаг к чтению: вверх». . Ежедневное чтение вашим детям поможет им развить понимание печати и рано начать читать.
  • Они могут идентифицировать части тела, игрушки, продукты питания и другие предметы.Вы можете играть в такие игры, как «найди свой нос» или «где твои уши».

Интеллектуальное развитие

  • У 2-летних детей улучшилась память, и они теперь могут запоминать, где спрятаны или размещены предметы, в течение более длительного периода времени.
  • Малыши в этом возрасте могут начать сортировать предметы по цвету и форме. Разноцветные игрушки для складывания и сортировки помогут ребенку улучшить свои навыки в этой сфере.
  • Начинает использовать предметы по прямому назначению. Например, ребенок будет знать, что телефон используется для разговора с кем-то, и приложит его к уху и рту; расчешите волосы расческой; или накрывайтесь одеялом, когда пора ложиться спать.
  • Также начинает понимать простые правила и начинает понимать, что приемлемо, а что нет. Конечно, это во многом зависит от родителей, уделяющих время обучению маленького ребенка.Как родители, мы все устанавливаем правила для наших детей, и как только правило установлено, нам нужно следовать ему, чтобы подавать пример и применять его каждый раз. Правила типа «Делай, как я говорю, а не как я» никогда не действуют.
  • Двухлетние дети становятся очень изобретательными и будут играть в ролевые игры. Например, сделайте вид, что разговариваете по телефону; притвориться врачом; или пить воображаемый чай или молоко.
  • Дети этого возраста также могут понимать значение слов «верх», «снизу», «внутри» и «снаружи».Вы можете помочь своему ребенку развить и укрепить это понимание, играя со складными игрушками и сортировщиками форм.

Способность понимать язык всегда развивается раньше, чем способность говорить. Таким образом, хотя речевые способности двухлетнего ребенка все еще ограничены, то, что они могут понять, довольно удивительно. Они поймут большую часть того, что вы говорите; они поймут ваши инструкции; и они будут следовать установленным вами правилам. Найдите время, чтобы поговорить со своим ребенком и почитать ему.Обратите внимание, и вы увидите, что ваш малыш многое понимает!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *