Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

все про то, что должен уметь малыш в 12 месяцев, особенности питания, мелкой моторики и речи, а также нормы физических показателей

За первый год жизни малыш превращается в полноценную маленькую личность, имеющую свои черты характера, привычки и эмоции.

Сделав первые шаги и произнеся первые слова, он продолжает познавать окружающий его мир.

Если вы являетесь счастливым родителем годовалого ребенка, вам необходимо знать основные нормы развития малыша в данном возрасте.

Физиологические изменения

К 12 месяцам вес ребенка превышает вес при рождении в три раза и составляет, в среднем, 9 кг. Рост малыша чаще всего равен 75 — 80 см. Средний прирост веса за двенадцатый месяц обычно не превышает 250 г, а рост увеличивается на 1 — 1,5 см.

Голова малыша все еще непропорционально большая по отношению к телу, животик выпирает вперед.

Стопы годовалого ребенка имеют своеобразную форму: плоские и без свода. Малыш только начинает ходить, и на его стопах все еще сохраняются жировые подушечки. Постепенно они исчезают, и стопа приобретает изгиб.

Физические параметры

Нормы роста и веса для мальчиков и девочек


Калькулятор роста и веса ребенка


Выберите пол и возраст ребенка, чтобы узнать какими должны быть параметры вашего чада согласно нормам ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения)


Выберите возраст
лет

Рассчитать


Вес


Низкий кг


Средний кг


Высокий кг


Рост


Низкий см


Средний см


Высокий см

Окружность головы и груди

Окружность головы Окружность груди
Мальчик 43,5 — 48,6 см 46 — 52,5 см
Девочка 42 — 47,6 см 46,3 — 51,4 см

За двенадцатый месяц окружность головы и грудной клетки, в среднем, увеличиваются на 0,5 см.

Движения рук ребенка становятся более ловкими и умелыми. Он умеет подтягиваться, карабкаться на предметы повыше, сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, держась за опору.

Около 50% детей к этому возрасту овладевают навыком ходьбы.

Обратите внимание! Отступления от этого срока нормальны и не должны вызывать беспокойство у родителей.

Средним количеством зубов, которые имеются у малышей данного возраста, является 8. Меньшее количество также считается нормой, но проконсультироваться с врачом стоит в том случае, если у ребенка нет ни единого зубика.

Что должен уметь делать малыш в 12 месяцев

  • Ребенок может сесть и встать без посторонней помощи.
  • Он захватывает большим и указательным пальцами мелкие предметы.
  • Спускается и поднимается по лестнице приставным шагом (при помощи взрослых).
  • Кроха откусывает и жует твердую пищу.
  • Умеет пользоваться вилкой и ложкой.
  • Уверенно стоит и активно ползает.
  • Словарный запас ребенка включает до десяти – пятнадцати слов.
  • Собирает и разбирает пирамидку.
  • Ребёнок использует несколько жестов: машет ручкой или посылает воздушный поцелуй.
  • Малыш может сидеть на корточках и подниматься из этого положения.

Тест на развитие

  • Малыш с интересом (а иногда и с опаской) реагирует на незнакомых людей и новые игрушки.
  • Понимает предназначение бытовых предметов и пытается ими пользоваться.
  • Ребенок пританцовывает, когда слышит музыку.
  • Он знает близких людей по именам; понимает, о ком говорят, когда произносят имя.
  • «Разговаривает» с игрушками.
  • Кроха имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия.
  • Негативно реагирует на повышенный тон разговора взрослого, не любит запреты и отказы.
  • Он хорошо понимает речь родителей и знает значение такие слов, как «дай», «нет», «подойди», «можно».
  • Он знает многих животных и показывает их на иллюстрациях.
  • Ребенок с удовольствием прячет и ищет игрушки, наполняет ящики и коробки игрушками и опорожняет их.

Особенности питания годовалого ребенка

Полужидкие блюда (перетертые в пюре и содержащие небольшие кусочки) остаются основой питания годовалого ребенка.

Малышу по – прежнему не стоит давать очень сухую пищу, так как у него могут возникнуть проблемы с глотанием.

Каждый день кроха должен потреблять приблизительно 1200 калорий. Молочные продукты все еще занимают центральное место в детском питании.

Малышу можно предлагать кефир, йогурт (до 200 мл в сутки), творог и сыр. Творог можно подавать в «чистом» виде или в составе блюд: запеканок, пудингов или сырников. Дневная норма творожных продуктов составляет 70 г.

Малышу можно давать перепелиные и куриные яйца, в меню их рекомендуется включать не чаще трех раз в неделю по одной штуке.

К году малыш, как правило, знаком со многими овощами и фруктами. В меню крохи можно вводить новые виды ягод и фруктов, но делать это осторожно и в малых количествах. Мягкие ягоды следует давать малышу кусочками, а жесткие и имеющие плотную кожуру – измельчать в пюре. Суточная рекомендуемая доза фруктов – 200 г.

Мясные продукты могут быть предложены в виде паровых котлет, тефтель, мясного суфле или фрикаделек в количестве 100 г в день.

Рыбу следует давать годовалому малышу не чаще двух раз в неделю по 40 г., предпочтение стоит оказывать нежирным сортам, с минимальным содержанием костей. Следует обратить внимание на треску, морского окуня и судака.

Особенности сна

Сон ребенка в 12 месяцев, как и прежде, играет существенную роль в его развитии и хорошем настроении. Он должен составлять 13 – 14 часов в сутки. Длительность ночного сна не превышает 11 – 12 часов, а дневного – 2 – 2,5 часа.

Если ребенок спит днем только один раз, то время его бодрствования продолжается около 5 часов. У тех, кто все еще не перешел на один дневной сон, время бодрствования колеблется в рамках 3 – 4 часов.

Мелкая моторика у детей в первый год жизни

Годовалый малыш уже неплохо владеет руками: он умеет взять любой предмет, открывает и закрывает крышки коробок, закрепляет детали простого конструктора на подставке.

Развитие мелкой моторики у детей данного возраста тесно связано с процессом формирования речевых навыков и памяти малыша.

Ниже представлены простые упражнения, которые способствуют развитию важных участков головного мозга, отвечающих за многие мыслительные процессы:

  • Завязывание и развязывание узлов.
  • Перебирание крупных бус или четок.
  • Разрывание бумаги на мелкие куски.
  • Нанизывание маленьких колечек на пирамидку.
  • Завинчивание и раскручивание крышек банок или бутылок.
  • Собирание пазлов и мозаик с крупными частями.
  • Перелистывание страниц книжки с картинками или журнала.
  • Рисование ватной палочкой или спичкой.
  • «Склеивание» картинок, разрезанных на несколько частей.
  • Лепка из пластилина или соленого теста.

Развитие речи

В 12 месяцев пассивный словарный запас намного богаче активного, то есть малыш понимает гораздо большое слов, чем может произнести. Обычно он использует около 10 лепетных слов и хорошо произносит 3 — 4 слова.

Темпы формирования речи, во многом, задаются родителями, так как именно они создают условия для развития речи ребенка. Ниже приведены главные факторы, влияющие на создание благоприятной развивающей среды для малыша.

Чтение

Читайте с ребенком сказки, потешки и стишки. Книги способствуют увеличению пассивного словаря крохи и обогащают его опыт разнообразными жизненными ситуациями.

Выберите несколько стихов, которые вы будете сопровождать движениями, ребенок будет с удовольствием за вами повторять.

Указательный пальчик

Годовалый ребенок часто показывает на какой – то предмет пальцем и хочет, чтобы родители объяснили ему его предназначение. Ловите такие моменты и удовлетворяйте любопытство малыша.

Расширение пассивного словаря

Называйте ребенку различные предметы, пусть он находит их глазами и указывает на них пальчиком. Таким образом, вы будете знать, что малыш понимает больше, чем может сказать.

Сюжетные игры

Двенадцатый месяц предполагает обучение ребенка ролевым играм. Проигрывая житейские ситуации, вы помогаете малышу развить социальные навыки и создать собственное представление о реальности, которая его окружает.

Сюжеты игр не должны быть слишком сложными, главное, чтобы малыш их хорошо понимал.

Предложения

Помогайте ребенку строить предложения. Если он тянется ручками к предмету, до которого не может достать, а потом смотрит на вас и говорит «мама», объясните, что в такой ситуации следует сказать – «Мама, дай … (название предмета»).

Нервно – психические особенности

Справка! За первый год своей жизни ребенок приобретает множество навыков и умений. Он начинает физически отделяться от мамы, уже не стремится постоянно быть на руках.

Большинство детей в этом возрасте играют самостоятельно без помощи взрослых.

Поведение малыша постепенно меняется, начинает проявляться его характер.

В 12 месяцев проявляются качества ребенка, которые могут не понравиться родителям.

Ребенок теперь эмоционально выражает свое недовольство, если ему что – то не по душе, бывает противоречивым в своих действиях, часто капризничает, вредничает и упрямится по пустякам.

Малыша становится трудно воспитывать. Этот период психологи часто называют «кризис первого года». У ребенка начинает формироваться воля и личность, он уже осознает, что взрослые (по сравнению с ним самим) обладают гораздо большей свободой, и отсюда возникает стремление к протесту.

Обратите внимание! Родителям стоит помнить, что этот период является лишь временным явлением. Необходимо проявить сдержанность и терпение и помнить, что подходить к малышу со взрослыми мерками не имеет смысла.

Особенности ухода

Как и в предыдущие месяцы, необходимо принимать воздушные и солнечные ванны, обтирать и купать ребенка через день.

Комнату малыша следует проветривать каждый день, температура может колебаться в пределах 20 – 23 градусов.

Купать годовалого ребенка можно через день, длительность процедуры составляет от 10 до 15 минут, температура должна быть не ниже 33 градусов. После купания можно обтереть ребенка питательным детским маслом.

Хорошими увлажняющими свойствами также обладают соли с минералами и экстрактами лекарственных трав, которые добавляются в ванночку малыша.

Каждое утро крохи рекомендуется начинать с умывания лица и рук и расчесывания волос. Перед вечерним сном важно мыть и ножки. В режим дня ребенка необходимо включить гимнастические упражнения и массаж. Занятия следует проводить ежедневно по утрам в течении 10 минут.

В возрасте 1 года дети способны понимать, что чистка зубов, умывание и мытье рук относятся к обязательным ежедневным действиям. Со временем они перерастут в полезную привычку.

Режим дня

Определенный распорядок дня является важным условием сохранения здоровья и полноценного восстановления сил годовалого ребенка. Режим дня должен включать в себя длительный сон, активный досуг и питание. Также важно обращать внимание на изменения, которые происходят с малышом в этом возрасте.

Сон

Сон ребенка будет ровным и безмятежным, если до этого он отправится на прогулку с родителями.

Игры на улице повышают настроение, расслабляют и насыщают кровь кислородом. Приблизительно за 30 минут до сна следует прекратить активные игры.

Обязательным условием успешного распорядка является четкое выполнение всех его пунктов в установленное время. Таким образом, у ребенка сформируются привычки, и он будет послушно следовать графику.

Летом малыши сладко засыпают на свежем воздухе, а зимой стоит помнить об ежедневном проветривании комнаты.

Бодрствование

Дневные игры и активность занимают 3 – 4 часа в распорядке дня ребенка. Родителям следует позаботиться о покупке красочных и интересных развивающих игрушек.

Обратите внимание! Важным моментом режима также является гимнастика по утрам. Мышечная масса годовалого ребенка нуждается в постоянном наращивании и укреплении. Многие дети в таком возрасте уже умеют делать приседания и наклоны.

Выполнять упражнения с малышом рекомендуется в хорошо проветренной комнате, включив задорную энергичную музыку.

Прогулки

Распорядок дня также подразумевает ежедневные прогулки на свежем воздухе. В этом возрасте дети становятся крайне любопытными исследователями окружающего мира. Для прогулок следуют выбирать тихие места: небольшие дворы, парки и сады.

Прогулки могут длиться до двух часов.

Занятия дома

В 12 месяцев выбор игр и занятий очень обширен. Чтобы играть по правилам годовалого ребенка, следует помнить о важной особенности ребенка такого возраста — он не может концентрировать свое внимание на чем- то одном дольше 10 — 15 минут. Даже самая увлекательная игра может быть ему интересна только в пределах четверти часа.

Игры

  • Игровой домик

Соорудите из картона небольшой игровой домик. Сделайте отверстия для входа и выхода и покажите ребенку, как заходить и выходить из сооружения. Вы можете научить его стучать или «звонить» в дверь и спрашивать, есть ли кто – нибудь дома.

  • Разговор по трубе

В 12 месяцев дети очень любят слышать и издавать новые необычные звуки. Через картонную трубку (на одном конце вы, а на другом – ребенок) вы можете говорить смешным голосом или просто издавать забавные звуки. Малыш будет за вами с удовольствием повторять.

Игрушки

  • Строительные картонные и деревянные блоки.
  • Небольшой пластмассовый чайный сервиз.
  • Детская железная дорога.
  • Песочный набор.
  • Чемоданчик с доской для рисования.
  • Музыкальные игрушки – каталки.
  • Геометрические пирамидки.
  • Фигурки людей и животных, сделанный из мягких материалов.
  • Сенсорные мячики.

Мультфильмы

Развивающие мультфильмы для годовалых детей созданы в соответствии с развитием психоэмоциональных особенностей малыша. Они обладают логичной и понятной структурой, картинки меняются медленно, чтобы малыш мог осознать происходящее на экране.

Длительность просмотра мультфильма не должна превышать 10 минут. Лучше всего включать мультфильм в первой половине дня, так как просмотр перед дневным или ночным сном может взволновать ребенка, и он не уснет.

Следует смотреть развивающие мультики вместе с ребенком, время от времени обращать внимания на интересные и важные моменты. Ниже представлен ТОП – 10 мультфильмов, которые каждый годовалый ребенок будет с удовольствием смотреть.

ТОП – 10 мультфильмов

  1. Ребёнок Эйнштейн.
  2. Паровозик Чух — Чух
  3. Тини лав.
  4. Маша и медведь.
  5. Приключения пингвиненка Лоло.
  6. Даша — путешественница.
  7. Три кота.
  8. Осторожно, обезьянки.
  9. Три маленькие утки.
  10. Веселая радуга.

Полезное видео

Предлагаем вам также посмотреть видео про малыша в один год:

Советы родителям

  • Не отходите от определенного режима дня малыша.
  • Поощряйте интерес ребенка к окружающему миру.
  • Внимательно относитесь к установке запретов и рамок поведения для ребенка.
  • Не относить к своему малышу как ко взрослому человеку, который должен понимать логические объяснения.
  • Занимайтесь воспитанием маленького ребенка с большим терпением и любовью.

Ребенок от рождения до года: таблица развития по месяцам и физические изменения (рост, вес, прорезывание зубов)

Ребенок с первых дней своей жизни нуждается в любви и опеке своих близких. Только мама, находящаяся рядом, может дать ребенку чувство защищенности. И если она знает все особенности развития ребенка с рождения, то всегда сможет понять потребности ребенка и помочь ему освоиться в неизведанном мире.

Физическое развитие

Для оценки физического развития ребенка первого года жизни оценивают такие параметры:

Рост

При рождении длина тела доношенного ребенка составляет в среднем 52-54 см.

  • Максимальное увеличение роста происходит в первые три месяца жизни ребенка (по 3 см за каждый месяц).
  • Во втором квартале прирост составляет 2,5 см в месяц.
  • Во втором полугодии интенсивность роста снижается, но незначительно.
  • По 2 см в месяц с 6 до 9 месяцев, затем до 1 года по 1-1,5 см в месяц.

Так к концу первого года жизни рост ребенка увеличивается на 25-27 см.

Масса тела

Масса тела доношенного новорожденного колеблется в пределах 3000-3500 г.

важноМаме нужно знать, что в течение первых 5 дней жизни ребенок теряет вес. Это нормальное явление в развитии новорожденного ребенка и не должно пугать, если потеря веса не превышает 8% от массы тела при рождении.

Ребенок растет и интенсивно прибавляет в весе, особенно в первые полгода своей жизни (ориентировочно 800 г за каждый месяц). Таким образом, к 6 месяцам вес ребенка удваивается, и малыш весит уже 8000-8500 г. Затем до года ребенок набирает по 400 г каждый месяц, и в год он весит уже 10-10,5 кг.

Статические функции

Это те умения, которые появляются у вашего малыша в процессе развития.

Для их оценки учитывают умение ребенка держать головку, хватать и удерживать игрушки, поворачиваться на живот и обратно, садиться, ползать, а со временем вставать на ножки и ходить.

Прорезывание зубов

За пару месяцев до начала прорезывания зубов появляется усиленное выделение слюны – это первый предвестник того, что зубки уже на подходе.

информацияОбычно количество зубов рассчитывают, ориентируясь на формулу: возраст ребенка в месяцах минус 4. Ориентируясь на эту формулу, к году у ребенка должно быть 8 зубов.

Порядок прорезывания молочных зубов таков:

  • Первые нижние резцы – 6-9 мес.
  • Первые верхние резцы – 7-10 мес.
  • Вторые (боковые) верхние резцы – 9-12 мес.
  • Вторые (боковые) нижние резцы – 9-12 мес.
  • Первые верхние коренные зубы – 12-18 мес.
  • Первые нижние коренные зубы – 13-19 мес.
  • Верхние клыки – 16-20 мес.
  • Нижние клыки – 17-22 мес.
  • Вторые нижние коренные зубы – 20-33 мес.
  • Вторые верхние коренные зубы – 24-36 мес.

Примерная схема прорезывания зубов у ребенка приводится на следующем рисунке.

Таблица развития

Возраст Развитие ребенка
1 месяц
  • У ребенка происходит интенсивное развитие органов чувств. Резкий звук может вызвать вздрагивание ребенка. К концу первого месяца малыш уже может фиксировать взгляд на ярком предмете, в ответ на обращение к нему появляется улыбка.
  • Ребенок начинает издавать звуки, но они еще неопределенные и их сложно охарактеризовать. Но крик малыша уже приобретает эмоциональную окраску.
  • Если ребенка положить на живот, он пытается поднимать и несколько секунд держать голову.
  • Спит в этом возрасте ребенок 20 часов в сутки.
2 месяца
  • Ребенок поднимает голову и может самостоятельно удерживать её до двух минут.
  • Сейчас малыш уже может проследить взглядом за предметом, который движется.
  • Он повернет голову, услышав звук голоса.
  • Его эмоции уже более разнообразны – малыш улыбается, когда к нему обращаются или в ответ на улыбку.
3 месяца
  • Сейчас ребенок уже с интересом рассматривает интересные предметы 5-6 минут.
  • Случайно натолкнувшись на игрушку, малыш захватывает её всей рукой.
  • Если его поддерживать подмышки – может опираться ножками о горизонтальную поверхность.
  • Ребенок уже умеет хорошо удерживать голову, а теперь, если его положить на живот, он сам может поднять туловище. Легко переворачивается на бок.
  • Детские эмоции уже достаточно разнообразны – малыш отвечает радостью, улыбкой, разнообразными движениями ручек и ножек на разговор с ним. В хорошем настроении ребенок задорно смеется и громко плачем, если чем-то недоволен.
4 месяца
  • При кормлении осознанно поддерживает грудь матери или бутылочку.
  • Во время игры ребенок улыбается, смеется, длительно гулит и издает певучие звуки.
  • Малыш уже может повернуться со спины на животик, поднять свое туловище, опираясь на ладошки, и так следить за движением в комнате.
5 месяцев
  • Ребенок уже хорошо знает маму и различно реагирует на близких и чужих людей. Он может различить, каким тоном с ним разговаривают.
  • Малыш может сидеть, держась руками, но его спинка еще слаба и сильно согнута.
  • Ребенок гулит долго и нараспев.
  • Может одновременно удерживать предметы в двух руках.
6 месяцев
  • Ребенок без поддержки сидит, начинает ползать и подниматься на ноги, если его подтянуть за руки.
  • Размахивает погремушкой, поднимает игрушку, которую уронил.
  • Появляются первые попытки произносить слоги — «ба», «ма» и т.д.
  • Хорошо ест с ложки.
7 месяцев
  • Ребенок хорошо сидит и ползает.
  • Он хватает маленькие предметы всей ручкой, и продолжительное время играет с игрушкой.
  • При помощи взрослого может пить из кружки.
8 месяцев
  • Малыш может вставать, опираясь, переступать, садиться и ложиться. При виде других детей у него появляется радость.
  • Ребенок уже понимает вопрос «где?» и может показать на знакомый предмет.
  • Может самостоятельно держать и кушать твердую пищу, например хлеб.
9 месяцев
  • Ребенок начинает подражать и повторять за другими детьми.
  • Совершает осознанные действия с игрушками (гремит погремушками, катает машинки).
  • На вопрос «где?» находит и указывает на предметы.
10 месяцев
  • Ребенок начинает ходить, держась за взрослого двумя руками.
  • Знает просьбы «дай», «принеси», «открой».
11 месяцев
  • Сейчас ребенок уже умеет самостоятельно стоять, делает первые самостоятельные шаги.
  • Берет маленькие предметы двумя пальцами, а не всей рукой.
  • Умеет играть с пирамидкой, складывать кубики.
12 месяцев
  • Появляются уверенные шаги.
  • Малыш самостоятельно пьет из чашки.
  • Понимает значение называемых предметов и таких слов как «можно» и «нельзя».

Заключение

В первый год жизни ребенок развивается так быстро, как никогда. И только родители, понимающие своего малыша, смогут стать ему прекрасными помощниками и учителями.

Календарь развития ребенка по месяцам от рождения до года

Приветствуем всех читателей нашего блога!  Представляем вашему вниманию календарь развития ребенка до года по месяцам.

1 месяц

Навыки и умения

  • Движения малыша — беспорядочные, нецеленаправленные и подчинены врожденным рефлексам.
  • Кулачки крохи крепко сжаты.
  • Он удерживает в поле зрения неподвижный предмет и фиксирует взгляд на лице, склоненном над ним.
  • Пытается поднять и удержать голову, лежа на животике.
  • Может удерживать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.
  • Реагирует на звон колокольчика, погремушку — вздрагивает, начинает плакать, прислушиваясь.
  • Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ в конце первого месяца жизни.

Важно знать

На 4-8-й день у ребенка могут припухнуть грудные железки. У девочки также могут появиться слизисто-кровянистые выделения, а у мальчика — отек мошонки. Это проявления полового криза, вызванного попавшими в организм крохи материнскими гормонами. Через 10-12 дней все пройдет само собой.

2 месяц

Навыки и умения

  • Малыш может улыбаться в ответ на улыбку.
  • Удерживает голову вертикально и приподнимает грудь из положения лежа на животике.
  • Поворачивает голову из стороны в сторону.
  • Все чаще разжимает кулачки, а в движениях рук появляется целенаправленность.
  • Прислушивается к голосу мамы и останавливает взгляд на ярких предметах и лицах.
  • Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами, провожает взглядом предмет (прямо перед собой).
  • Успокаивается, когда его берут на руки.
  • Ребенок смеется вслух.
  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
  • Начинает интересоваться частями своего тела — рассматривает ручки, захватывает ножки.
  • Выложенный на животик, опирается на ручки, поднимает голову, поворачивает ее из стороны в сторону и останавливает взгляд на ярких предметах.
  • Радостно оживляется при появлении мамы, а когда она заговаривает с ним — отвечает активным гулением. Захватывает игрушку и тянет ее в рот. Капризничает и протестует криками.

Важно знать

На период бодрствования помещай малыша в манеж с подвешенными погремушками. Они должны висеть над грудью крохи на расстоянии 50 сантиметров, чтобы правильно фиксировался взгляд. Ласково общайся с малюткой, показывая игрушки. В ответ он начнет сосредоточенно разглядывать их и твое лицо, открывать ротик и шевелить губками.

3 месяц

Навыки и умения

  • Ребенок смеется вслух.
  • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
  • Начинает интересоваться частями своего тела — рассматривает ручки, захватывает ножки.
  • Выложенный на животик, опирается на ручки, поднимает голову, поворачивает ее из стороны в сторону и останавливает взгляд на ярких предметах.
  • Радостно оживляется при появлении мамы, а когда она заговаривает с ним — отвечает активным гулением. Захватывает игрушку и тянет ее в рот. Капризничает и протестует криками.

Важно знать

Теперь нельзя оставлять малыша одного на поверхности без бортиков — он уже поворачивается со спинки на бочок и может упасть. Детский травматизм, к сожалению, не редкость. И даже при благополучном исходе детская травма может дать о себе знать в дальнейшем. Третий месяц жизни — время закрытия малого родничка на головке крохи.

4 месяц

Навыки и умения

  • Подолгу гулит, а при появлении мамы радостно размахивает ручками и бьет ножками.
  • Улыбается своему отражению в зеркале.
  • Переворачивается со спинки на животик, а при легком подтягивании за ручки легко присаживается.
  • Самостоятельно отрывает от постели голову и верхний плечевой пояс из положения лежа на спинке.
  • Лежа на животе, поднимает голову на 90°.
  • Подолгу манипулирует игрушками. Выделяет «любимые» и «нелюбимые».
  • Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.

Важно знать

До 10-11 месяцев правая и левая ручки ребенка не должны отличаться по своей активности. Если замечена несимметричность в движениях — это повод обратиться с малышом к детскому неврологу. Сажать кроху пока рано, но на руках уже можно держать его вертикально, давая хорошую опору для спинки.

5 месяц

Навыки и умения

  • Начинает заливисто смеяться.
  • Различает знакомых и незнакомых людей. С незнакомыми держится настороженно, а если те пытаются вступить с ним в контакт — протестует плачем.
  • Легко переворачивается со спинки на живот через правое и левое плечо.
  • Кувыркается, раскачивается и сгибается.
  • Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
  • Произносит гласные звуки и некоторые согласные -«б», «д», «л», «м».
  • Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
  • Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.

Важно знать

Разводя руки малютки, произноси нараспев «а-а», «ма-а», поглаживая его, — «мм», «о-о», притягивая к себе за ручки, слегка приподнимая, — «у-у», попеременно сгибая и разгибая ножки, — «ба-ба-ба», «та-та-та», поднимая и резко опуская обе ножки, — «ба!», «па!», «та!». Это упражнение активизирует лепет и стимулирует формирование интеллекта.

6 месяц

Навыки и умения

  • Лежа на животе, высоко поднимает голову и плечи, переворачивается с живота на спинку.
  • Пробует садиться без посторонней помощи и пытается ползти на животике.
  • Может подолгу заниматься игрушкой, перекладывая ее из одной ручки в другую.
  • Держит кружку за ручку, любит играть едой.
  • Откликается на свое имя и издает самые разнообразные звуки.
  • Долго и тщательно изучает предметы, находит взглядом те, о которых ему говорят.
  • Произносит новые согласные — «ф», «в», «с», «3», «м», «н».

Важно знать

Для лучшего развития мозга нужно тренировать вестибулярный аппарат крохи. Для этого ходи с малышом по кругу, покачивая его из стороны в сторону, вперед-назад и вновь из стороны в сторону. Другое упражнение: лежа на спине, в течение 3-5 минут покачивай ребенка перед собой на вытянутых руках. 6 месяцев — время введения первого прикорма.

7 месяц

Навыки и умения

  • Ребенок становится более подвижным.
  • Сам садится и сидит с прямой спинкой без поддержки, иногда упираясь руками.
  • Ползает на животике и уверенно ходит на четвереньках.
  • Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках.
  • Умеет вращать кистью, удерживая что-то ручкой.
  • Хватание становится более координированным, при участии ладоней и частично пальцев.
  • Начинает понимать, что значит «нет» по тону маминого голоса.
  • Произносит и поет слоги «да», «па», «ма», «та», «ба.

Важно знать

Для формирования правильной осанки нельзя перескакивать через этапы развития. Например, не следует поощрять попытки крохи стоять у опоры, пока он не научится садиться самостоятельно и передвигаться на четвереньках. Чисти крохе зубки сразу же после их появления. Существуют специальные щеточки-напальчники и методики, с которыми познакомит стоматолог.

8 месяц

Навыки и умения

  • У ребенка может быть уже 4 зуба, а это значит, что его можно учить жевать пищу.
  • Кроха встает на четвереньки и ползает.
  • При поддержке за ручки стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
  • Малышу нравится размахивать игрушками и бросать их (особенно если кто-то поднимает их и подает).
  • Знает и показывает знакомые предметы.
  • Говорит «мама» и «папа» (пока неосознанно).
  • Все пробует на вкус.
  • По просьбе дает ручку, делает «ладушки».
  • Может не держаться, если стоит, облокотившись на что-либо.

Важно знать

Можно попробовать высаживать малыша на горшок. Делать это нужно сразу после сна (если ребенок проснулся сухим) и после каждой еды. Чтобы не вызвать у крохи неприятных ощущений, горшок не должен быть холодным, слишком большим или маленьким. И конечно, он должен быть чистым.

9 месяц

Навыки и умения

  • Маленькие предметы ребенок берет пальцами, а большие — двумя руками.
  • Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
  • Сам легко садится, сидит и ходит у опоры.
  • Разворачивается, когда ползает.
  • Способен повторить до восьми звукосочетаний.
  • Понимает короткие обиходные фразы, хорошо знает свое имя и оборачивается, если его зовут.
  • Может найти и показать пальчиком игрушку, дать ее, если попросить.
  • Листает картонные страницы книжки.
  • Умеет рвать бумагу и мять в ладошках глину.

Важно знать

Самое время учить ребенка кушать самостоятельно! На высоком детском стульчике посади его за стол и поставь перед ним тарелочку с пюре или густой кашей. Дай крохе в правую руку ложку, а в левую — кусочек хлеба. Будь спокойна и терпелива! Постепенно малютка научится пользоваться ложкой, и процесс еды станет для него более привлекательным.

10 месяц

Навыки и умения

  • Ходит, держась обеими руками.
  • Может унести в одной руке два мелких предмета.
  • Любит танцевать под музыку — раскачивается, кружится, притопывает и подпевает.
  • Встает на ножки и тянется к заинтересовавшему его предмету. Садится из положения стоя.
  • Любит помещать предметы один в другой, игры с водой.
  • Боится незнакомых мест.
  • Начинает отдавать предпочтение одной руке и одной стороне тела.
  • Любит подражать жестам, звукам и выражениям лиц знакомых взрослых.

Важно знать

В зоне досягаемости ребенка не должно быть мебели с острыми углами — это опасно. Все шкафчики заранее запри, лишь один можно оставить специально для своего непоседы — уж очень любят детки проверять их содержимое! В это время у крохи возможно появление проблем со сном из-за желания двигаться.

11 месяц

Навыки и умения

  • Осознанно произносит первые слова: «папа», «мама», «баба»… Знает значение слов «да», «нет», «горячо», «нельзя».
  • По просьбе взрослого делает «ладушки», «сороку-ворону», любит играть в прятки.
  • Может пить из чашки без посторонней помощи.
  • Аккуратно поднимает с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
  • Способен научиться нанизывать колечки на пирамидку, строить башенку из кубиков, открывать и закрывать коробку, класть в нее и доставать предметы.
  • Ходит, держась за мебель.

Важно знать

Любые потрясения глубоко ранят детскую психику. Нельзя ставить кроху в угол, делать (даже в шутку) угрожающие жесты и тем более шлепать. Малыш быстрее заговорит, если ты, прежде чем выполнить его просьбу, предложишь ему сказать «дай». Продолжай с соответствующими эмоциями сопровождать свои действия простыми словами.

12 месяц

Навыки и умения

  • Кроха произносит 10-15 слов (облегченных и имитирующих другие слова). Понимает почти все из того, что ему говорят.
  • Самостоятельно стоит и ходит.
  • Встает из положения сидя на корточках.
  • Знает, как пользоваться некоторыми предметами (например, телефоном, молотком).
  • Берет предмет в рот или под мышку, чтобы высвободить руку и взять что-то еще.
  • Начинает проявлять чувство юмора.
  • Откусывает, жует твердую пищу. Пользуется ложкой и чашкой.
  • Проявляет привязанность к родителям и любимым игрушкам.

Важно знать

Значительное отставание или быстрое увеличение окружности головы — сигнал заболевания. Также внимательно присмотрись, как кроха ставит ножки при ходьбе. Если не наступает на пятку или подволакивает ножку — стоит обратиться к неврологу и ортопеду. Время закрытия у крохи большого родничка -12-18 месяцев.

Развитие ребенка до года по месяцам с картинками

Развитие ребенка до года по месяцам

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

1 месяц

1 месяц

  • Движения хаотичны. Ребенок может часто вздрагивать от неожиданных громких звуков.
  • Спит 18-20 часов в сутки.
  • Какое-то время удерживает взгляд на предмете, находящимся в поле зрения.
  • Смотрит на человека который находится над ним.
  • Реагирует на звуки: колокольчика, погремушки, звонка. В эти моменты он может вздрагивать, прислушиваться или плакать.
  • В положении «на животе», пытается поднять голову.
  • Ребенок узнает маму по запаху и голосу.

В первый месяц ребенок должен спать от 18 до 20 часов в сутки, бодрствует мало, и это совершенно нормально. Для этого возраста характерно частое мочеиспускание до 7-9 раз в сутки и частый стул, практически после каждого кормления. Движения малыша не координированы. Узнать больше о ребенке в 1 месяц 

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

Уже на втором месяце жизни ребенок пытается несколько секунд более уверенно держать голову, координировать движения глаз. Ребенок вслушивается в голоса и пугается при громком звуке. Хватать предметы, предлагаемые взрослыми, малышу еще достаточно сложно, но попытки присутствуют. Следит за движением предметов по горизонтали. Малыш уже выражает все чувства: радость, испуг, спокойствие, боль и другие. Узнать больше о ребенке в 2 месяца 

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

К третьему месяцу ребенок становится все более активным, заметно больше времени бодрствует. Самыми главными достижениями ребенка в плане физического развития: отталкивание от опоры, стоя, при поддерживании малыша за подмышки перебирает ножками. Многие дети в этом возрасте наслаждаются водными процедурами. Не хотят вылезать из воды. Малыши уже отличают людей своего ближнего окружения от чужих. Узнать больше о ребенке в 3 месяца

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

В возрасте четырех месяцев дети начинают переворачиваться со спины на живот, и обратно. Поэтому оставлять малыша без присмотра становится опасно. А в кроватке лежать малышу скучно, он начинает капризничать, если мамы нет даже 3-4 минуты. Хватаясь за руки взрослого, подтягивается, пытаясь сесть. Ребенок более уверенно следит за игрушками. Активно развиваются речевые навыки. Дети этого возраста лепечут, агукают, произносят неосознанные слоги. Ребенка в этом возрасте интересуют предметы мебели, картины, игрушки. Узнать больше о ребенке в 4 месяца 

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

В возрасте пяти месяцев ребенок уже лучше управляется с игрушкой и часто тянет ее в рот.  Как правило к 5-ти месяцам у ребенка начинают чесаться десна и вырастают первые зубки. Количество общего дневного сна уменьшается. Узнать больше о ребенке в 5 месяцев

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

Шестой месяц жизни ребенка очень важен. Малыш пытается сесть и к семи месяцам этот навык уже сформирован у большинства детей. Пытаться посадить ребенка не стоит. Малыш должен сесть сам. Что это значит? Обычно ребенок переворачивается со спины на живот, встает на четвереньки, вытягивает ножку, отталкивается и садится на попу. Вот! Ребенок сел. И это главное достижение детей этого возраста. Сидеть подолгу еще малыш не может, но 10-15 минут игры в таком положении увлекают любого кроху. Узнать больше о ребенке в 6 месяцев

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

Развитие ребенка до года по месяцам индивидуально. Некоторые дети садятся на седьмом месяце и это не должно вас расстраивать. Малыш развивается только по своему графику и процесс этот условен. В 7 месяцев у многих деток появляются зубы, обычно первым появляются нижние передние зубки. В возрасте семи месяцев ребенок встает на ножки, держась за рейки кроватки, подтягивается. Несколько секунд стоит без опоры. Многие малышы любят в этом возрасте ходить, держась за руки взрослого, пытаются ползать. Узнать больше о ребенке в 7 месяцев

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

Моторика рук уже хорошо развита. В возрасте восьми месяцев ребенок начинает издавать новые звуки и слоги. Возможно у него уже выросло 4 зуба. В это время ребенку можно вводить мясной прикорм. Узнать больше о ребенке в 8 месяцев

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже. Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о ребенке в 9 месяцев

10 месяцев

10 месяцев

  • Легко поднимается возле опоры и какое-то время стоит самостоятельно.
  • Двигается под музыку: приседает, притоптывает держась за опору, махает ручками, издает звуки в такт музыке.
  • Улавливает жесты и мимику взрослых, и воспроизводит сам.
  • Любит переносить предметы с места на место.
  • Любит вытаскивать предметы из ящиков.
  • Более ярко проявляются вкусовые пристрастия.

Ребенок понимает смысл многих слов. Он пытается самостоятельно ходить, придерживаясь за опоры. Вообще малыш становится все более самостоятельным. Многие практикуют высаживания на горшок. Узнать больше о ребенке в 10 месяцев

11 месяцев

11 месяцев

  • Делает первые шаги без опоры.
  • Понимает строгую речь и слово «нельзя».
  • Махает рукой на прощание.
  • В словарном запасе появляются новые слова. Например: «дай», «нет», «да», «ка-ка»
  • Уверенно держит кружку и ложку.
  • Много разговаривает на своем языке.

Многие дети в этом возрасте делают первые самостоятельные шаги, без опоры. Ребенок уже спокойно жует более твердую пищу, пьет из кружки, играет подолгу один. Узнать больше о ребенке в 11 месяцев

12 месяцев

12 месяцев

  • Без опоры встает и ходит.
  • Знает как использовать домашние предметы, такие как: телефон, выключатель.
  • Собирает пирамидку.
  • Лучше управляется ложкой в процессе еды.
  • Играет в прятки.
  • Ищет предмет, который спрятали.
  • Начинает проявлять самостоятельность.
  • Словарный запас растет.

К году ребенок уже без труда передвигается по дому на ногах самостоятельно. И даже бегает. Малыш зовет маму и папу, бабушку, выражает мысли словами, тем самым донося о том, что ему необходимо в данный момент. Говорит простенькие слова «дай», «на», «нет», «буду». Узнать больше о ребенке в 12 месяцев 

особенности, норма. Этапы развития ребенка до года :: SYL.ru

Рождение ребёнка – настоящее чудо, которого ждёт множество семей. Однако с первых дней жизни крохи счастье родителей смешивается с некой тревогой. Как правильно держать малыша? Как реагировать на его плач? Как часто его брать на руки? Подобные вопросы — словно снег на голову, но в них нужно разобраться. Ведь развитие ребёнка до года – ответственный процесс, в котором каждая мелочь важна!

Воспитание ребёнка начинается с момента зачатия

Как только будущая мама узнает, что под сердцем у неё бьётся новая жизнь, нужно тут же приниматься за «воспитание» будущего ребенка.

Во-первых, женщине необходимо заняться собой: правильный образ жизни, здоровые сон и питание, прогулки. Во-вторых, нужно исключить все негативные эмоции. Малыш, хоть он и крошечный, ощущает то же, что и мама. Зачем ему лишний стресс?

Очень хорошо начинать общение с крохой ещё в утробе. Это могут быть сказки, колыбельные на ночь, поглаживания живота. Ребёнку важно чувствовать и знать, что его ждут и любят.

Этапы развития ребёнка до года

Самый большой рывок в развитии происходит именно до года. За двенадцать месяцев малыш получает колоссальные знания и опыт, которые ему понадобятся на протяжении всей его жизни.

Сразу после рождения врачи оценивают состояние младенца, исключают отклонения и пороки. Далее следить за развитием крохи будет участковый врач-терапевт. Это будет похоже на экзамен. За каждый месяц своей жизни малыш должен чего-то достичь: научиться держать головку, реагировать на свет и шум, прибавить в весе, подрасти и т. д. Нормы развития детей до года включают в себя оценку двигательной активности, сенсорных реакций, речи, эмоционального и социального поведения.

Любые отклонения требуют вмешательства специалистов. Ведь коррекцию легче осуществить, когда организм малыша ещё не до конца сформирован.

Развитие младенца от 0 до 5 месяцев

Самую первую свою характеристику ребёнок получает сразу после рождения. Для этого используют шкалу Апгар, по которой оценивают частоту сердцебиений, дыхание, состояние кожи, мышечный тонус и рефлексы. Также ему измеряют рост и взвешивают. Каждый месяц ребёнок должен прибавлять около 600 грамм и вырастать на 2-3 сантиметра.

К концу первого месяца жизни кроха уже сможет ненадолго удерживать головку. А отлично с этой задачей он будет справляться в три месяца. В период от месяца до трёх ребёнок учится реагировать на звуки, на появление окружающих, узнаёт маму и близких людей.

Родителям нужно ознакомиться с различными методиками воспитания. Исследующие раннее развитие детей до года психологи утверждают, что те малыши, с которыми занимались чуть ли не с первых дней после рождения, быстрее сели, начали ходить, говорить. У таких детей хорошо развиты память и мышление, они менее подвержены стрессам.

В четыре месяца малыш учится приподниматься на ладонях, когда лежит на животе. Он берёт и удерживает предметы, иногда тянет их в рот. Кроха любит ощупывать и разглядывать своё тело. Все движения приобретают более целенаправленный характер.

Стоит обратить внимание на психическое развитие ребёнка. До года он научится многому, но уже первые успехи можно заметить в конце 4 месяца жизни. Малыш начинает осознавать себя как отдельную от мамы личность. Он хорошо распознаёт родных и чужих людей, улыбается своему отражению в зеркале.

В период от 4 до 5 месяцев дети уже достаточно окрепли для занятий гимнастикой. Нужно разминать ручки, ножки, пальчики. Физическое развитие детей до года в большей мере зависит от родителей. Зарядка, упражнения не только укрепляют мышцы, но и формируют психику.

К концу пятого месяца можно увидеть первые результаты в развитии речи. Появляются первые слоги. В это время нужно как можно больше разговаривать с малышом, читать ему сказки, потешки, стихи, да и просто комментировать свои действия.

Развитие малыша в 6-7 месяцев

Развитие ребёнка до года – очень важный и ответственный процесс, к которому маме следует подготовиться заранее. А именно читать литературу по воспитанию чада, общаться с другими мамами, прислушиваться к советам и рекомендациям педиатра.

Полугодовалый малыш – это уже тот «пластилин», из которого можно что-то «вылепить». Ребёнок не только подрос, прибавил хорошо в весе, но и научился слушать взрослых. Он реагирует на своё имя, осознанно играет с игрушками. Кроха умеет сидеть, а также учится ползать. Теперь изучаемая территория стала больше, и за малышом нужен глаз да глаз.

В 6–7 месяцев малыш произносит первые слова. Развитие речи ребёнка до года во многом зависит от правильно выбранной методики. Огромных результатов можно достичь благодаря играм, направленным на мелкую моторику. Дети изучают мир с помощью рук и пальчиков. И чем лучше развиты эти части тела, тем лучше они мыслят, тем быстрее заговорят. Развивая детскую речь, родителям необходимо следить и за своей. Слова нужно выговаривать чётко, ни в коем случае нельзя кривляться.

В этом возрасте можно начать использовать методики раннего развития, в частности карточки Глена Домана, на которых изображены разные предметы, животные, люди. Демонстрируя карточку (10 секунд), нужно называть рисунок на ней. Так развивается не только речь, но и зрительная память, мышление.

Запас игрушек для своего чада стоит пополнить. Они должны быть из разных материалов, различных форм и цветов. Только не нужно искажать психику малыша и покупать всяких зелёных кроликов и розовых Лунтиков.

Почти большие! Развитие от 8 до 9 месяцев

Это один из самых забавных этапов в развитии. Малыш уже может выражать свои эмоции, он хорошо сидит, ползает, когда нужно, проявляет настойчивость. У крохи появляются первые зубки. С этого момента ему можно по чуть-чуть вводить прикорм.

Понемногу увеличивается словарный запас. Кроха понимает много слов, более отчётливо произносит разные звуки, в том числе и имитацию животных. Малыш учится усваивать жесты: «ладушки», «пока», «ну-ну».

Ребёнок всё лучше различает людей и неохотно идёт к чужим на руки. Раннее развитие детей до года уже приносит плоды. Малыш может говорить слова «мама», «папа», «баба». Он пытается вставать на ножки, но ещё не ходит.

Игрушек становится еще больше. Чадо уже понимает игры с кубиками и пирамидками. Его интересует всё новое.

Развитие в 10-12 месяцев

Все этапы развития ребёнка до года довольно сложные. Всего за двенадцать месяцев маленький человечек подрастает на 20–22 сантиметра и набирает около восьми килограммов. Он показывает все части тела, некоторые даже называет. Словарный запас состоит из восьми–десяти слов и постоянно увеличивается. Ребёнок научился выражать свои эмоции, он уже умеет просить, быть настойчивым. Кроха понимает многие слова и движения, реагирует на реплики «можно – нельзя».

В период от 10 месяцев и до года ребёнок учится делать первые шаги сначала с поддержкой, а потом и без неё. Наступает время купить чаду первую обувь. Следует быть очень щепетильным при выборе. Она обязательно должна иметь толстую подошву и супинатор.

С каждым днём ребёнок становится всё более активным и самостоятельным. Родители должны не забывать поощрять и хвалить кроху за все достижения.

Игрушки уже приобретают социальный характер: посудка, инструменты, куклы, больничка. Неудивительно, ведь малыш всё повторяет за мамой и папой. Играть он сам ещё не умеет. Задача взрослых – рассказать об игрушках и показать, как с ними забавляться.

Нормы развития детей до года и отклонения

Конечно, каждой маме и папе хочется, чтобы их чадо выросло умным, смышлёным и развитым. Родители всегда строят большие планы по поводу своего наследника.

Но, к сожалению, не все дети рождаются здоровыми. Часто разные отклонения и пороки рушат все надежды. Для многих семейных пар это звучит как приговор.

Не стоит отчаиваться. Современная медицина позволяет многие дефекты откорректировать сразу после рождения. И чем раньше замечены отклонения в развитии, тем легче их исправить.

Большой плюс для больных детей – это физические занятия. Массаж, гимнастика, зарядка не только укрепляют мышцы, но и способствуют развитию речи, памяти, мышления. Большинство недугов при правильном подходе и терапии излечимы. Главное — не опускать руки и бороться за здоровье малыша!

Развитие детей до года: методики

Ни для кого не секрет, что чем раньше начать обучение малыша, тем легче сложится его дальнейшая жизнь. Маленькие дети значительно проще и быстрее усваивают новую информацию. Схватывают буквально на лету.

Специалисты рекомендуют использовать разные методики развития детей до года: Монтессори, Зайцева, Глена Домана, Никитиных. Каждая из них по-своему хороша, однако выбор — за отдельно взятым родителем.

Методика Глена Домана. Доман – американский врач, который создал специальные способы обучения детей с отклонениями. Позже эти методы применили и к здоровым малышам. Суть развития по Доману состоит в использовании карточек, на которых могут изображаться как предметы, люди, животные, так и буквы, цифры. Другими словами, весь мир — в карточках. Такой материал можно изготовить и самостоятельно. Врач также сделал акцент на звуках и слогах. Чем больше потешек, сказок, песен ребёнок слышит с рождения – тем больше он запоминает.

Методика Монтессори. Построена на индивидуальности каждого ребёнка. Дети сами должны решать, как и чем им заниматься. Роль взрослого – создать определённые условия для игры, а также развить внимание малыша. Важным инструментом обучения является коллективное творчество, где, кроме общения, дети могут поделиться собственным опытом.

Методика Зайцева. Представляет собой кубики для изучения букв, звуков и целых слогов. Конечно, до года ребёнка вряд ли получится научить читать, но некоторые буквы и их написание он запомнит. Развитие ребёнка до года по этой методике нерезультативное. Она больше подойдёт детям после двух лет.

Методика Никитиных. Основана на совместной деятельности взрослого и ребёнка. Взрослый призван раскрыть детские способности и талант. Малышей не нужно принуждать к занятиям, а лишь пробуждать интерес. Стены детской комнаты можно украсить разными познавательными плакатами, картами, буквами, цифрами. Рано или поздно малыша заинтересуют они и то, что на них изображено.

Методика Сесиль Лупан. Цель – пробудить желание познавать мир. Во многом метод похож на метод Г. Домана, только Сесиль учитывает особенности развития детей до года. По её мнению, задания нужно подбирать по возрасту малыша. Не стоит требовать от него сверхъестественного. Занятия с ребёнком не должны быть похожими на каторгу, они должны вызывать интерес.

Не словом единым, или Какие игрушки должны быть в арсенале ребёнка

Каждый родитель пытается дать своему чаду всё самое лучшее. Это касается и игрушек. Развитие ребёнка до года зависит от многих факторов, в том числе и от правильно выбранных дидактических материалов.

Не все родители знают, какие игрушки нужны для определённого возраста. Поэтому покупают всё без разбора.

Итак, какими должны быть игрушки малыша до года:

  • Новорождённому понадобятся такие предметы, которые фокусируют зрение и развивают слух. Конечно, речь идет в первую очередь о погремушках. Это также могут быть красочные электромобили, которые вешают над кроваткой.
  • В два–три месяца можно покупать разных зверушек и кукол с яркой внешностью и крупными чертами лица (глаза, нос, рот). Их малыши любят подолгу разглядывать.
  • А вот полугодовалому ребёнку уже нужно разнообразие. Его игры приобрели более осознанный характер. Поэтому всяческие кубики, пирамидки, разные по форме и цвету, будут ему в самый раз. Принцип, по которому выбирают игрушки для этого возраста, заключается в том, что они должны иметь как можно больше разных деталей. Это поможет развить мелкую моторику. Кстати, подобные предметы можно изготовить самостоятельно. Достаточно в яркую ткань зашить всякую всячину: пуговицы, зёрнышки, бусинки и т. п. Малыш охотно будет всё это перебирать пальчиками (но только под присмотром!).
  • Детям постарше необходимы более сложные предметы для игр. Они начинают повторять многие действия взрослых. Поэтому стоит приобрести набор посудки, инструментов, различных кукол и принадлежности к ним.
  • С 9–10 месяцев презентуйте ребёнку книги. Нужно выбирать литературу с большими яркими картинками. Сейчас много книг с 3D-рисунками, которые увлекут любого «читаку». Знакомить с книжкой обязательно должен взрослый, хотя малыш и сам уже вполне может рассматривать картинки.
  • Не стоит забывать и о музыкальных инструментах. Программа развития ребёнка до года предусматривает знакомство с бубном, ксилофоном, барабаном, пианино. Такие предметы не только развивают слух, но и концентрируют внимание малыша.

Все детские игрушки стоит покупать в специализированных магазинах. Пусть они будут хорошего качества и из натуральных материалов.

Заключение

Рождение малыша – огромная радость для семьи! Однако вместе с тем предстоит сложный процесс воспитания. Развитие ребёнка до 1 года полностью зависит от его родителей. Ничто не приходит само по себе. И если мама с папой собираются воспитать будущего гения, начинать следует с пелёнок!

Развитие ребенка до года − можно ли пропустить некоторые ступени?

Развитие ребенка от рождения до года напоминает прыжок с трамплином, настолько разительны перемены от беспомощного кричащего комочка счастья, до розовощекого карапуза. И именно родители, их помощь и поддержка способствуют тому, чтобы малыш гармонично развивался в физическом, эмоциональном и интеллектуальном плане.

Развитие ребенка по месяцам до 1 года представлено в специальном календаре, сверившись с которым всегда можно оценить насколько ваш карапуз опережает сверстников или на что нужно сделать особый упор.

Календарь развития ребенка по месяцам до года показывает, какими должны быть достижения ребенка в норме, однако все дети индивидуальны, и не стоит огорчаться, если малыш пойдет позже соседского карапуза, возможно в чем-то другом он будет значительно опережать его.

Нормы развития ребенка до года по месяцам

Родителям следует помнить, что календарь развития ребенка до года составлен по средним показателям, а так же с учетом условных и безусловных рефлексов исчезающих в определенном возрасте. Малыш может быть абсолютно здоровым, но пропустить некоторые ступени развития, например ползание. Однако существуют определенные нормы развития ребенка до года, это показатели, отсутствие которых у ребенка к конкретному возрасту свидетельствуют о возможных патологиях и должны встревожить родителей.

Этапы развития ребенка до года

1 месяц

Большее время суток новорожденный проводит во сне, питание происходит по требованию. К концу первого месяца тонус мышц нормализуется, и ребенок может засыпать, раскинув руки и расправив кулачки. Реагирует на голос и может проявлять оживление при появлении мамы.

Для снятия тонуса рекомендуется купать малыша в большой ванной после того как заживет пупочная рана, а так же проводить расслабляющий массаж основы которого покажет патронажная медсестра.

2 месяц

Во второй месяц жизни у новорожденного вырабатывается особый режим сна и кормления. Ребенок учиться, не только распознавать звуки, но и реагировать на них голосовым сопровождением. Малыш умеет сопровождать движение предметов взглядом, учиться держать голову из положения, лежа на животе.

3 месяц

Малыш проявляет эмоции – смеется и плачет, играет погремушками, пытается перевернуться. Лежа на спине, ребенок пытается оторвать голову от подушки и немного приподняться, при этом напрягаются брюшные мышцы. Лежа на животе, может держать голову до 10 секунд.

4 месяц

Малыш с легкостью переворачивается со спины на бочок, и на живот, может становиться не только на локти, но и, выпрямляя руки поднимать голову, делая упор на ладони. Показатели эмоционального развития ребенка до года именно в этот месяц наиболее высоки, малыш учиться различать ласковую интонацию от гневной, может отвечать гулением на речь, обращенную к нему, использует слезы, для выражения недовольства и привлечения внимания к себе. Так же ребенок может выражать удивление, хохотать и улыбаться когда с ним играют, выделяет среди игрушек любимую, с которой постоянно играет.

5 месяц

Этот период познания нового, ребенку становиться неинтересно лежать в кроватке на спине, и он старается всеми способами расширить свои горизонты, переворачиваясь на живот и совершая попытки ползти назад или вперед. Кроме того все попадающие в обзор предметы немедленно отправляются в рот для дополнительного исследования.

Программа развития детей до года в этот период заключается в постоянном общении с ребенком для пополнения его пассивного словарного запаса. Малыш учиться распознавать слова и понимать человеческую речь, поскольку без этого невозможно полноценное развитие речи у детей до года.

6 месяц

Полугодовалый рубеж ознаменуется новыми достижениями в плане физического развития. Многие дети уже начинают сидеть, хорошо держат голову, играют в прятки, закрывая лицо руками, используют не только всю ладонь при захвате, но и большой палец. В этот период дети совершают попытки взять в руки ложку, сложить мелкие предметы в коробку. Малышам нравиться рвать бумагу, мять в руке пищу, разбрасывать и собирать игрушки, подолгу вертеть зажатый в руке предмет, изучая его.

7 месяц

На седьмом месяце дети начинают вставать с опорой, ползают на четвереньках, говорят свои первые слова. Развитие ребенка от 0 до года сугубо индивидуально и карапуз не обязательно должен выполнять все как по расписанию, однако если к 7 месяцу ребенок еще не сидит, не говорит отдельные слоги и с трудом держит голову, возможны отклонения в его развитии спровоцированные неврологическими или другими патологиями.

8 месяц

Ребенок в восемь месяцев может совершать попытки передвигаться в вертикальном положении, держась за опору, самостоятельно встает из положения, сидя, а вот садиться еще не умеет, поэтому если малыш плачет стоя в кроватке, это означает что ножки его устали, а плюхаться на попу при посадке ему не хочется. Кроха начинает активно общаться, указывая жестами и произнося повторяющиеся звуки. Любит пробовать новые вкусы, бурно реагирует на знакомую музыку, танцует, хлопает в ладоши.

Память малыша способна ежедневно запоминать новую информацию в десятки раз лучше, чем у взрослого человека. Именно сейчас стоит начать использовать методики раннего развития детей до года, в которых задействована зрительная и слуховая память. Можно показывать малышу картинки, озвучивая их, давать игрушки развивающие моторику пальцев.

9 месяцев

Девятимесячный карапуз уже имеет свой характер, и привычки, он учиться сопоставлять события. Например, малыш, видя в руках мамы предмет, отождествляет его с каким, ни будь действием или событием, бутылочку с кормлением, шапочку с прогулкой, банное полотенце с купанием. Кроме того ребенок может сам пытаться выразить свои желания направляясь к двери или к холодильнику. В девять месяцев некоторые малыши уже ходят с поддержкой или без, а другие хорошо передвигаются на четвереньках, что в обоих случаях считается нормой.

10 месяцев

Ребенок практически полностью переходит на взрослую пищу, он активен, ежедневно появляются новые достижения, слова или звуки. Малыш пытается подражать взрослым, интересуется техникой и кнопками, может воспользоваться пультом от телевизора или копирует то, как родители общаются по телефону. Именно на этом этапе физическое развитие ребенка от 0 до 1 года максимально, слабые детки догоняют своих более шустрых сверстников, а те с каждым днем открывают в себе все новые возможности.

11 и 12 месяцы

Малыш к своему первому юбилею только отдаленно напоминает того сморщенного орущего карапуза, которым был менее года назад. За этот период физическое развитие ребенка до года достигло своего максимума. Дети к году умеют ходить с поддержкой или самостоятельно, пользоваться ложкой и чашкой, самостоятельно преодолевать преграды, в словарном запасе 10 – 15 слов.

Для того чтобы развитие ребенка по месяцам до года было гармоничным и разносторонним, необходимо ежедневно заниматься с ребенком используя методики развития детей до года. Однако родителям не стоит давать слишком большую нагрузку на ребенка, для которого каждый день и так открытие, поскольку переутомление и большая умственная и физическая нагрузка могут дать обратный эффект. Раннее развитие ребенка до года заключается в игровых занятиях с малышом, при которых он получает возможность не только общаться с родителями, а и тренировать свои физические возможности, память логическое мышление, моторику или речь.

Самым большим злом для малыша, являются родители, пытающиеся всеми правдами или не правдами сделать из него гения, иногда последствия таких педагогических экспериментов весьма печальны, и дети вместо того, чтобы радоваться жизни, замыкаются в себе.

Доктор Комаровский: нормы и сроки

Загрузка…

Восприятие в раннем детстве — Институт развития ребенка

Перейти к содержанию

  • Главная
  • О
    • Контактная информация для СМИ
    • Юридическая информация и политика
    • О
    • Политика конфиденциальности
    • Политика возврата
    • Свяжитесь с нами
  • ADD
  • Статьи экспертов по воспитанию
  • Статьи экспертов
    • ADD-ADHD
    • Возраст и этапы развития ребенка
    • Развитие ребенка
    • Психология ребенка и психическое здоровье
    • Здоровье детей и подростков
    • Обучение
    • Как быть родителем
    • Жить счастливо как семья
    • Безопасность детей в СМИ
    • Развитие ребенка
  • Блог