Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Практическое занятие № 14 — стр. 10

4. Установите причины грамматических ошибок и определите пути их преодоления.

5. Составьте аннотацию статей из журнала «Дошкольное воспитание» по проблемам формирования грамматического строя речи.

Практическое занятие № 14

Теоретические основы развития речи дошкольников

Вопросы к занятию

1. Понятие о речевой деятельности, ее структуре. Связная речь как результат речевой деятельности, обоснование цели и задач работы по развитию связной речи детей в детском саду.

  1. Понятие связной речи, ее функций и форм.

  2. Ситуативная речь, ее характеристика. Причины ее возникновения и проявления на разных возрастных этапах.

  3. Понятие контекстной речи, ее характеристика.

  4. Условия перехода от ситуативной к контекстной речи.

Литература

1. Логинова, В. И. Умственное воспитание детей на занятиях по формированию речи//ДВ, 1973, № 4.

2. Выготский, Л.С. Мысль и слово//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000.- С. 23-27.

3. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. — С.34-40.

4. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 358-369.

5. Рубинштейн, С.Л. Речь и мышление//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. — С. 28-34.

Задание к занятию

1. Изучите литературу, составьте план и конспект каждого источника.

2. Подготовьте аннотацию журнальных статей по проблеме развития связной речи дошкольников.

Практическое занятие № 15

Методика подготовки и проведения беседы

Вопросы к занятию

1. Содержание и методика подготовки воспитателя и детей к беседе.

2. Задачи беседы, требования к отбору содержания в разных возрастных группах. Логическая структура занятий.

3. Вопрос как главный прием руководства беседой, требования к вопросам.

4. Требования к ответам детей в процессе беседы.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Крылова, Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 403-409.

3. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. — С.393-403.

Задания к занятию

1. Изучите указанные работы, сделайте выписки.

2. Составьте фрагмент занятия в любой возрастной группе с беседой на определенную тему.

3. Разработайте конспект обобщающей беседы для детей старшего дошкольного возраста.

Практическое занятие № 16

Рассматривание сюжетных картин как средство развития диалогической и монологической речи дошкольников

Вопросы к занятию

  1. Особенности восприятия и понимания сюжетных картин дошкольниками. Стадии развития наблюдения, их сущность и значение.

2. Принципы отбора картин для детей разных возрастных групп.

3. Задачи и структура занятий по рассматриванию картины.

4. Методика обучения детей разного возраста рассмотрению картин.

5. Приемы активизации интереса и творчества детей старшей группы на занятиях по рассмотрению картин.

6. Приемы обучения детей форме и логике рассказа.

7. Требования к содержанию и структуре детских рассказов по картине в разных возрастных группах.

Литература

1. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателей дет. садов. / Э.П. Короткова. – изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

2. Люблинская, А.А. Восприятие картинки// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999. – С.424-428.

3. Рубинштейн, С.Л. Развитие связной речи// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999. – С.354-358.

4. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образов. учреждений. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Владос, 2003. – 288 с.

Задания к занятию

1. Составьте план и конспект статьи Л.С. Рубенштейна.

2. Напишите тезисы статьи А.А. Люблинской.

3. Составьте конспект занятия по обучению детей рассказыванию в процессе рассматривания картин (на выбор).

Практическое занятие № 17

Обучение детей творческому рассказыванию

Вопросы к занятию

1. Значение обучения творческому рассказыванию для развития личности и речи ребенка.

2. Психологические предпосылки освоения и формы творческого рассказа у дошкольников. Типичные трудности.

3. Виды занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

4. Требования к содержанию и форме творческих рассказов детей разных возрастных групп.

5. Приемы активизации воображения и фантазии детей.

6. Методика обучения детей выразительной передаче содержания рассказа.

7. Оценка творческих рассказов детей.

Литература

1. Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст]: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2002. – 159 с.

2. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: Программа и конспекты: книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, А.И. Максаков, Е.М. Струнина, Т.М. Юртайкина; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.

3. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателей дет. садов. / Э.П. Короткова. – изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

4. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего возраста) [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Е. И. Тихеева.// Под ред. Ф.А. Сохина – изд. 5-е, испр. — М.: Просвещение, 1981. – 159 с.

5. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: игры, упражнения, конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина.//Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2003. – 144 с.

Задания к занятию

1. Составьте конспект занятия по обучению детей старшего возраста творческому рассказыванию.

2. На лабораторном практикуме сделайте фото или видеозапись и проанализируйте занятие по обучению творческому рассказыванию. Дословно запишите рассказы детей. Разработайте методические рекомендации для воспитателя.

Практическое занятие № 18

Обучение детей пересказыванию литературных текстов

Вопросы к занятию

1. Особенности мыслительной деятельности ребенка при пересказывании художественного текста. Значение пересказа для развития мышления и речи.

2. Требования к отбору текстов для пересказов в разных возрастных группах.

3. Приемы обучения детей пересказу.

4. Программные требования к пересказыванию детей в разных возрастных группах.

Литература

1. Гурович, Л.М. Пересказ как прием активизации умственной деятельности на занятии// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 445-448.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. // Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. – 224 с. — С.124-129.

3. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образов.учреждений. /О. С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Владос, 2003. – 288 с.

Задания к занятию

1. Разработайте конспект занятия по обучению детей пересказыванию.

2. Составьте вопросы к статье Л.М. Гурович.

4.1.2.3. Содержание лабораторных занятий

Лабораторное занятие № 3

Деловая игра «Обучение детей сочинению загадок»

Цель. Научить студентов проводить занятия по обучению детей отгадыванию загадок, отбирать эффективные приемы и методы.

Вопросы к занятию

1. Содержание и структура занятия по обучению детей сочинению метаморфических загадок или знакомству с полисемией, метафорой.

2. Перспективный план работы по обучению детей старшей возрастной группы сочинению загадок.

Литература

1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст]/ Ю. Г. Илларионова. — М.: Просвещение, 1976.

2. Логинова, В. И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение, 1984. – С. 83-101.

3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.

4. Самкова, О. Н. Формирование творческих речевых умений в процессе сочинения загадок детьми старшего дошкольного возраста [Текст]// Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду.- Л.: Просвещение, 1989.

Задания к занятию

1. Составьте конспект занятия по обучению дошкольников составлению загадок.

2. Разработайте наглядное пособие по обучению детей отгадывать и составлять загадки.

2. На лабораторном практикуме пронаблюдайте и оцените применение загадок в учебно-воспитательном процессе данной возрастной группы. Разработайте методические рекомендации для воспитателя в виде перспективного плана работы с загадками.

Лабораторное занятие № 4

Анализ формирования звуковой культуры речи у детей в одной из возрастных групп детского сада

Цель. Научить студентов анализировать речь детей с точки зрения звуковой культуры речи.

Вопросы к занятию

1. Анализ работы воспитателя по формированию звуковой культуры речи у детей группы (документация, план работы).

2. Содержание и методика составления речевой характеристики.

3. Характеристика состояния звуковой культуры речи детей возрастной группы на основе проведенного обследования.

4. Задачи работы по воспитанию звуковой культуры речи в данной группе.

5. Перспективное планирование работы в группе (фронтальные и индивидуальные занятия). Защита плана работы.

Литература

1. Алексеева, М.М. К методике обучения звукопроизношению// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 344-352.

2. Гвоздев, А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 302-312.

3. Лопухина, И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи [Текст]: пособие для логопедов и родителей / И.С. Лопухина. — М.: Аквариум, 1995.

4. Максаков, А.И. Учите, играя (игры и упражнения со звучащим словом) [Текст]: пособие для воспитателя детского сада. /А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

5. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] /М.Ф. Фомичева. — М.: Просвещение, 1981. – 240 с.

Задания к занятию

1. Изучите литературу по проблеме.

2. Составьте конспект статьи А.Н. Гвоздева «Усвоение детьми звуковой стороны русского языка»

3. Подготовьте материалы и обследуйте звукопроизношение 5-ти детей, результаты обследования внесите в таблицу.

4. Составьте перспективный план работы на два месяца с обследованными детьми с приложением проектов разработанных пособий по воспитанию правильного звукопроизношения и общеречевых навыков.

5. Подготовьте аннотацию журнальных статей по проблеме воспитания звуковой культуры речи дошкольников.

Лабораторное занятие № 5 Методика руководства разговорами в разных возрастных группах

Цель. Сформировать у студентов умение анализировать детское общение и осуществлять руководство разговорами с детьми.

Вопросы к занятию

1. Особенности разговорной речи детей 2 и 3 года жизни. Содержание и методика работы. Структура занятий.

2. Тематика и содержание разговоров с детьми разных возрастных групп детского сада. Требования к руководству разговорами.

3. Коллективный разговор детей, его значение для освоения детьми норм речевого общения. Роль воспитателя в руководстве коллективным разговором.

4. Типичные ошибки в практике работы детских учреждений по развитию разговорной речи детей и пути их устранения.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста [Текст]: методическое пособие. / Г.М. Лямина. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

3. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С.371-374 с.

Задания к занятию

1. Составьте план- конспект статей.

2. Выделите усложнение в содержании и приемах руководства разговорной речью детей в разных возрастных группах детского сада из «Программы воспитания и обучения в детском саду» и статей.

3. Определите темы для разговоров с детьми разных возрастных групп.

4. На практике запишите и проанализируйте разговор воспитателя с детьми. Сделайте вывод об уровне речевого развития детей.

Лабораторное занятие № 6

Деловая игра «Беседа как обобщающее занятие»

Цель. Научить студентов отбирать содержание бесед, формулировать вопросы и проводить беседы с детьми.

Вопросы к занятию

1. Проведение и анализ беседы по самостоятельно составленному конспекту.

2. Разработка вопросов для анализа занятия.

3. Защита конспектов занятий, разработанных студентами.

Литература

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст]: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Крылова, Н.М. Влияние беседы на умственное и речевое развитие детей // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – С. 403-409.

3. Радина, Е.И. Метод беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми старшей группы детского сада// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений /Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. — С.393-403.

4. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова.–М.: Академия, 2007. – 256 с.

Задания к занятию

1. Составьте конспект обобщающей беседы для старшей группы (тема по выбору).

2. Подготовьте необходимый материал для проведения занятий.

3. Подготовьтесь к роли воспитателя и эксперта. Анализ занятия провести по вопросам:

— оценить программное содержание беседы с точки зрения доступности, развивающего эффекта, реализации воспитательно-образовательных задач;

— выделить логические части беседы, определить задачи, решаемые в каждой из них;

— определить специфику вопросов в каждой части беседы, их формулировки, направленность, связь с характером детского ответа;

— оценить речевые реакции детей с точки зрения активности, сложности формулировок, разнообразия видов предложений;

— выделить доказательства, сформулировать выводы. Результаты представить в таблице 7.

При анализе беседы необходимо проделать следующее:

1. Сосчитать вопросы трех указанных типов. Количественные данные внести в соответствующую графу.

2. Проанализировать ответы детей на каждый тип вопросов и разнести данные в соответствующие графы.

3. Сделать выписки из плана воспитательной работы воспитателя за два месяца до беседы. Выделить и оценить:

а) содержание, формы и методы подготовительной к беседе работы;

б) план беседы, ее содержание и методические приемы.

Таблица 7

Характер вопросов воспитателя и речевых реакций детей в процессе беседы

Характер ответа детей

Характер вопросов воспитателя к детям

Количество вопросов

1 — 2 словное предложение

простое распространенное предложение

Сложное сочиненное предложение

сложное подчиненное предложение

суждения-доказательства из 2 — 3 предложений

Всего речевых реакций

Вопросы, требующие припоминания (репродуктивные)

Вопросы, требующие установления связей (поисковые)

Вопросы, требующие выводов (обобщающие)

Лабораторное занятие № 7.

Обучение детей составлению описательных рассказов по игрушке и предметной картинке

Цель. Познакомить студентов с методикой обучения детей составлению описательных рассказов, совершенствовать умение ставить цепь занятия, определять задачи и структуру занятий, а также отбирать содержание занятий по обучению составлению описательных рассказов.
Вопросы к занятию
1. Понятие «описательный рассказ», его сущность.
2. Особенности мыслительной деятельности детей при составлении описательных рассказов.
3. Усложнение требований к содержанию описательных рассказов в старших группах.
4. Методика обучения детей составлению описательных рассказов (задачи, структура занятий, методы и приемы).
5. Особенности использования моделей при обучении детей описательным рассказам.

Литература

1.Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. — 400 с.

2. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / Под ред. М.

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

 

На главную/Библиотека для студентов/

Скачать Учебник Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учебное пособие

Оглавление
Предисловие
Глава I Теоретические основы методики развития речи
§ 1. Предмет методики развития речи и задачи курса
§ 2. Научные основы методики развития речи и ее связь с другими науками
§ 3. Роль родного языка и речи в развитии ребенка
§ 4. Методы исследования в методике развития речи
Глава II. Из истории методики развития речи
§ 1. Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
§ 2. Развитие методики в России
Глава III Система работы по развитию речи в детском саду
§ 1. Цель и задачи развития речи детей
§ 2. Методические принципы развития речи
§ 3. Программа развития речи
§ 4. Средства развития речи
§ 5. Методы и приемы развития речи
Глава IV Методика развития словаря
§ 1. Понятие словарной работы и ее значение
§ 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста
§ 3. Задачи и содержание словарной работы в детском саду
§ 4. Общие вопросы методики словарной работы
§ 5. Методика словарной работы в возрастных группах
Глава V. Методика формирования грамматического строя речи
§ 1. Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
§ 2. Особенности усвоения детьми грамматического строя русского языка
§ 3. Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей
§ 4. Пути формирования грамматической стороны речи у детей
§ 5. Методика формирования морфологической стороны речи
§ 6. Методика формирования синтаксической стороны речи
§ 7. Методика формирования способов словообразования
Глава VI. Методика воспитания звуковой культуры речи детей
§ 1. Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
§ 2. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
§ 3. Типичные фонетические возрастные особенности речи детей и содержание обучения
§ 4. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
§ 5. Этапы обучения правильному звукопроизношению
§ 6. Методика обучения звукопроизношению на занятиях
§ 7. Формирование звуковой выразительности речи
Глава VII Методика развития связной речи
§ 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
§ 2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве
§ 3. Задачи и содержание обучения связной речи
§ 4. Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
§ 5. Беседа как метод обучения диалогической речи
§ 6. Приемы обучения рассказыванию
§ 7. Пересказ литературных произведений
§ 8. Рассказывание по игрушкам
§ 9. Рассказывание по картине
§ 10. Рассказывание из опыта
§ 11. Творческое рассказывание
§ 12. Связные высказывания типа рассуждений
Глава VIII. Методика работы с художественной литературой в детском саду
§ 1. Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
§ 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений
§ 3. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой
§ 4. Методика художественного чтения и рассказывания детям
§ 5. Методика заучивания стихотворений
§ 6. Использование художественной литературы вне занятий
Глава IX Подготовка детей к обучению грамоте
§ 1. Сущность подготовки к обучению грамоте
§ 2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте
§ 3. Ознакомление со словом
§ 4. Ознакомление с предложением
§ 5. Ознакомление со словесным составом предложений
§ 6. Ознакомление со слоговым строением слова
§ 7. Ознакомление со звуковым строением слова
§ 8. Подготовка к обучению письму

Скачать

 

Статья «Средство развития связной речи детей»

Содержание

Введение …………………………………………………………………………

3

ГлаваI. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством картинки…………………………………..

6

Современные представления о связной речи………………………………

6

1.2.Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте……………

10

1.3.Картинка как средство развития связной речи в дошкольном возрасте….

14

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..

18

ГлаваII. Опытно-экспериментальное исследование развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством картинки………………………….

19

2.1.Первичная диагностика уровня сформированности связной речи у дошкольников……………………………………………………………………

19

2.2.Экспериментальная работа по развитию связной речи у дошкольников посредством сюжетных картинок……………………………………………….

24

2.3.Анализ результатов экспериментальной работы…………………………

26

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….

28

Заключение……………………………………………………………………….

30

Список литературы……………………………………………………………

31

Приложения…………………………………………………………………….

35

Введение

Речь – это главное орудие человеческого общения и является основным аспектом развития личности ребенка. Способность правильно и грамотно говорить – необходимый компонент гармоничного развития личности ребенка, а развитая связная речь – гарантия успешного обучения в школе. Проблема развития связной речи у дошкольников – актуальная проблема для педагога, так как несформированность связной речи затрудняет коммуникативный процесс, и вызывает сложности в установлении взаимоотношений с окружающими людьми [2].

Несформированность связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации. Низкий уровень развития связной речи у дошкольников приводит к отрицательным последствиям и деформации межличностных отношений. Это препятствует полноценному развитию речемыслительной и познавательной деятельности детей, их социальной адаптации [5]. Поэтому так важно акцентировать внимание именно на развитии связной речи.

На сегодняшний день существует разнообразное множество приемов и методов для развития связной речи в дошкольном возрасте: пересказ, составление описательных и сюжетных рассказов. Для достижения эффективного результата при использовании данных методов, необходимо использовать наглядный материал, одним из которых является картинка или серию сюжетных картинок. Использование наглядных картинок в работе с дошкольниками при развитии связной речи необходимый атрибут, так как особенность дошкольного возраста состоит в том, что они мыслят образами.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью проведения своевременной диагностики нарушений связной речи у детей дошкольного возраста для дальнейшей их грамотной коррекции, с использованием картинок, что в свою очередь будет способствовать речевому развитию дошкольников и налаживанию коммуникационного общения со сверстниками и взрослыми.

Связная речь изучается в аспекте разных наук: лингвистики, психолингвистики, психологии, педагогики др. А среди ученых, изучающих связную речь, можно выделить таких как А.М. Бородич [6], А.Н. Гвоздева [9], В.П. Глухова [10], Р.И. Лалаеву [15], А.А. Леонтьева [18], Ф.А. Сохина [30], Е.И. Тихееву [32], Т.Б. Филичеву [33], Г.В. Чиркину [37].

Объект исследования – процесс развития связной речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи у детей дошкольного возраста посредством картинки.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников посредством картинки.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научно-методическую литературы по проблеме исследования.

2.Провести первоначальную диагностику сформированности связной речи у детей дошкольного возраста.

3.Разработать и апробировать коррекционно-развивающую работу по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием картинок.

4.Проанализировать результаты экспериментальной работы и оценить ее эффективность.

Гипотеза исследования – предполагается, что развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет проходить успешно, если в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками будут использоваться картинки или серии сюжетных картинок.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), беседа, количественный и качественный анализ данных.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проанализированы, систематизированы и обобщены теоретические знания и концепции по проблеме механизмов и закономерностей развития связной речи в детском возрасте. Проанализированы научные знания и практика использования картинок в работе с дошкольниками с целью формирования у них связной речи.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы работниками дошкольных учреждений, психологами, педагогами, а также родителями в работе с детьми по формированию у них связной речи.

Структура курсовой работы: работат стсоти из введения, двух глав (одной теоретической, одной практической), заключения, списка использованной литературы, состоящий из 40 источников, приложения.

ГлаваI. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста посредством картинки

1.1.Современные представления о связной речи

Изучением проблемы связной речи занимались многие деятели науки, такие как А.М. Бородич [6], А.Н. Гвоздева [9], В.П. Глухова [10], Р.И. Лалаеву [15], А.А. Леонтьева [18], Ф.А. Сохина [30], Е.И. Тихееву [32],

По мнению ФА Сохина, связная речь – это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. По его мнению, связная речь свидетельствует об овладении ребенком родным языком, его звуковым и грамматическим строем, а также словарем.Ф.А.Сохин считает, что связная речь включает в себя все стороны овладения родным языком: фонетико-фонематическая, лексическая, грамматическая стороны речи, связная речь [30].

По определению В.П. Глухова, «связная речь – совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой единое смысловое и структурное целое» [10].

По определению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, «которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания» [27].В своей работе С.Л. Рубинштейн указывал, что связность — это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [27]. Таким образом, можно говорить, что основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Н.И. Левшина занималась исследованием закономерностей развития связной речи. Она отмечала, что «сначала ребенок овладевает ситуативной речью, а затем постепенно переходит к контекстной речи» [17]. Формирование связной речи и ее функции зависят от содержания, от условий, в которых происходит развитие ребенка, от того, как малыш общается с окружающими.

По мнению М.М.Алексеева и В.И.Яшина связная речь представляет собой «наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе» [1].

Одним из основных средств человеческого общения выступает диалог, как одна из самых ранних форм речевой коммуникации. Под диалогом понимается обмен высказываниями репликами между партнерами. Н.В. Новотворцева отмечает важность сформированности связной диалогической речи у дошкольников, так как общение со сверстниками и установление взаимоотношений с другими людьми являются одним из важных условий психического развития личности ребенка [24]. Вместе с тем, как отмечают О.М.Вершина, В.П.Глухов, О.Я.Гойхман, диалогическая речь является одним из основных способов активизации познавательно-мыслительных процессов [10].

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Е.И.Тихеева [31] называет диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

Л.П. Якубинский выделяли диалог как форму речи, состоящую из реплик, из цепи речевых реакций. Он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь [40].

В трудах С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурия отмечается, что диалогическая форма речи (диалог) – первичная по происхождению, которая возникает при непосредственном общении двух или более собеседников и в основном состоит в обмене репликами. Отличительными чертами диалога, по мнению ученых, являются: эмоциональный контакт говорящих, их непосредственное воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность [20, 27].

М.И. Лисина также выделяла диалог как первичную форму речи у ребенка. Автор проводила исследования и накопила достаточный материал, содержащий многообразие высказываний детей в разнообразных условиях и при разных задачах [16].

По Л.С. Выготскому, высшей формой развития речи является монолог, которая является более сложной формой речи, по сравнению с диалогом [8]. Монолог отличается сложной организацией и структурой. Одним из первых ученых, который выделил эту форму речи как самую длительную форму, был Л.П. Якубинский. Также он охарактеризовал монолог с точки зрения, его связанности, одностороннего характера высказывания, наличия заданности и предварительного обдумывания [40]. Л.С. Выготский видел специфику монолога «в особой структурной организации, композиционной сложности, необходимости максимальной мобилизации слов, сознательности и намеренности речи» [8].

Как отмечают А.Р. Лурия, монологическая речь понимается как «связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах действительности» [20]. Важной особенностью этой формы речи является то, что ее содержание, как правило, заранее продумано и предварительно планируется. По мнению А.А. Леонтьева, «монологическая речь, являясь особым видом речевой деятельности, отличается спецификой выполнения речевых функций» [18].

Основным условием коммуникативной функции вне зависимости монологическая это речь или диалогическая является связность речи. В результате связной речи формулируется высказывание или текст говорящего. Для овладения связной речи детям требуется специальное развитие этой стороны речи.

А.А. Леонтьев выделил основополагающие черты монолога, как формы речи – это целостность, логичность и последовательность. В литературных источниках выделяют следующие признаки монологического высказывания:

наличие смысловых звеньев между частями текста;

логичность и последовательность между предложениями;

законченность мысли оппонента [18].

Еще одной существенной чертой монолога является связность изложения, которая отрежется на связности речи. Несоблюдение связности высказывания негативно отражается на изложении говорящего. Последовательность изложения — это логика мышления ребенка, логика его речи, умение его выражать мысли логично.

Критерии связности развернутой диалогической речи – достаточное раскрытие предмета речи, смысловая законченность и структурное единство, определяемое адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения [7].

Таким образом, связная речь – это умение человека грамотно и логично излагать свои мысли, последовательно и целостно оформлять свои высказывания в отдельные фразы и текст. Связная речь – это связность мыслей, где отражается логика мышления, оформленное в грамматически и лексически правильной речи.

Связная речь выступает в двух формах: монологе и диалоге. Диалогическая речь реактивна и непроизвольна, в большей степени зависит от ситуации. Диалог представляет собой разговор двух или более собеседников и в основном состоит в обмене репликами. Монолог более сложная форма общения, возникает он на основе диалогической речи. Монологическая речь представляет собой развернутое высказывание одного человека этот вид связной речи показывает в какой степени говорящий владеет словом словосочетанием предложением синтаксической конструкцией языка. Монологическая речь произвольна и избирательна.

1.2.Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах педагогов и логопедов (А.М. Бородича, В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, Т.А.Ткаченко, О.С.Ушаковой, Т.Б.Филичевой) [6;10;15;19;32;33], психологов (Л.С.Выготского, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б. Эльконина) [8; 18; 27; 38].

Ф.А. Сохин отметил, что связная речь в дошкольном возрасте – это результат освоения детьми всех аспектов родного языка (звуковая структура, лексическая сторона, грамматический строй) [30].

В процессе речевого онтогенеза без речевых патологий развитие связной речи происходит постепенно параллельно развитию деятельности и мышления. Уже в младенческом возрасте закладываются основы будущего связного высказывания у ребенка в процессе его эмоционального общения с родителями. К концу первого года жизни уже появляются первые осознанные слова, которые отражают основные потребности ребенка [35].

Как отмечает А.М. Леушина, к двум годам появляются связные фразы, которые в дальнейшем перерастают в простые предложения. Начинает формироваться коммуникативная функция речи. Речь двухлетнего ребенка ситуативна и экспрессивна, его словарь достигает примерно около 200 слов. [15].

Как отмечает О.С. Ушакова, Е.А. Смирнова, в три года дети начинают связывать между собой слова с помощью грамматических конструкций языка, повышается словарный запас, активизируется речь, простые предложения усложняются, очень интенсивно развивается понимание речи, дети начинают выстраивать диалоги между собой и взрослыми. В три года речь детей ситуативна, они допускают ошибки при построении предложений, их диалог отличается простотой, словарный запас достигает 1000 слов [32].

По данным М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, в четыре-пять лет у детей расширяется словарный запас, достигающий 2500 слов. Дети активно вступают в диалог, пересказывают сказки, составляют небольшие рассказы. Речь детей становится последовательной и развернутой. Но их речь еще не совершенна и связность речи отстает от идеала. Чаще всего для связности дети используют слова «еще», «потом». Возникают трудности в формулировке вопросов, а рассказы копируют образец взрослого [9]. По мнению О.С. Ушаковой речь детей данного возраста носит ситуативный характер, но по мере усложнения содержания и функции речи, ребенок начинает овладевать контекстной речью. Это происходит в основном в старшем дошкольном возрасте [32].

В старшем дошкольном возрасте дети начинают постигать монологическую речь, так как в этот период, как отмечают А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова, заканчивается процесс формирования грамматического, морфологического и синтаксического строя родного языка [9; 32]. По началу, связная речь детей 5-6 лет представляет собой короткий рассказ. В старшем дошкольном возрасте дети постепенно начинают использовать констатирующую речь, тогда как, характерная для младших дошкольников ситуативная речь, снижается. Это проявляется, во-первых, в сокращении наречий места и указательных частиц, заменявших другие части речи, во-вторых, в сокращении роли изображающих жестов при рассказывании. Сильное воздействие оказывает словесный образец на формирование связных форм речи и на исключение ситуативности. Но опора на наглядный образец усиливает ситуативные моменты в речи детей, снижает элементы связности и увеличивает моменты экспрессивности [11].

В старшем дошкольном возрасте дети используют высказывания, которые отличаются достаточной информированностью и логикой изложения. В рассказах детей можно заметить элементы фантазии или эпизоды их повседневной жизни [29].

Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития дошкольника

Ключевые слова:

коммуникативно-речевое развитие, умственные, когнитивные, лингвистические и личностные качества речи, языковая компетенция

Аннотация

В статье представлена ​​характеристика коммуникативно-речевого развития ребенка в единстве поведенческих, познавательных и творческих качеств речи.Реализован комплексный подход к оценке состояния активности личности и самореализации ребенка через генезис речи. В работе представлены критериальные оценки, диагностическое обследование уровня речевого развития ребенка с позиции коммуникативной направленности, авторская методика исследования в единстве эмоционально-волевых, познавательных и творческих качеств речи. Проанализированы основные основы коммуникативно-речевого развития ребенка во взаимосвязи компонентов характеристик конативного, когнитивно-лингвистического, личностного уровней, возрастные особенности развития компетенции ребенка в сфере речи. общение обобщено.Творческие достижения младшего дошкольника обеспечивают формирование таких личностных качеств, как коммуникативная направленность к окружающему миру, открытость опыту взрослых и сверстников, что приводит к повышению познавательной сложности речевого поведения детей среднего дошкольного возраста. . Когнитивно-лингвистический уровень достижений ребенка связан с усвоением отношений «человек-ситуация» и отношения «языковая форма-значимость».Язык становится объектом манипуляции и осознания. Формирование различных форм речевых выражений, адекватных ситуации и партнерской среде, обеспечивает ребенку осознание потребностей общения, дальнейшее развитие и усложнение познавательных форм взаимодействия, развитие способов и процессов мышления и творчества. в речевом общении.

Загрузки

Данные для скачивания пока недоступны.

Ссылки

Хомский, Н. (2002). О природе и языке (стр. 45–60). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. doi.org/10.1017/CBO9780511613876
Дэнби, Сьюзан Дж. (2002). Коммуникативная компетентность маленьких детей. Австралийский журнал раннего детства, 27 (3), 25–30. http: //www.earlychildhoodaustralia.org.a …
Фромм, Э. (1992). Человек для себя. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики.Исследование психологических проблем этики. Минск: «Коллегиум».
Хермер-Васкес, Л., Моффет, А., и Мункхольм, П. (2001). Язык, пространство и развитие когнитивной гибкости у людей: случай двух задач пространственной памяти. Познание, 79, 263–299. PMID: 11165214
Херфорд, Дж. Р. (2007). Истоки смысла. Язык в свете эволюции. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Калмыкова, Л., Новикова, Г. (2018). Психологистические феномены «знание языка» и «знание про мову»: проблемы общения и функционирования в детской речи.Психолингвистика — Психолингвистика, 23 (1), 99–118. DOI: 10.5281 / zenodo.1211606
Харченко, Н. (2017). Мовна особенности развития дошкольника: особенности развития в процессе слушания. Psyxolingvistyka — Психолингвистика, 21 (1), 171–185. doi.org/10.5281/zenodo.1088464
Эволюция языка и развитие человека. Брайан Мак-Уинни Университет Карнеги-Меллона (2005). В D. Bjorklund & A.Пеллегрини (ред.) Истоки социального разума: эволюционная психология и развитие ребенка (стр. 383–410). Нью-Йорк: Guilford Press. Получено с: http://www.inf.ed.ac.uk/teaching/courses/cnl/MacWhinney_05.pdf
Максименко, С. (2000). Генетическая психология. Методологическая рефлексия проблемы развития в психологии. Методическое отражение проблем развития в психологии. Москва: Рефл бук.
Пиаже, Ж. (1959). Язык и мысли ребенка (Marjorie and Ruth Cabain, Trans.). Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол.
Пироженко, Т. (1999). Мовленневое развитие дошкольника. Киев: Грайлик [на украинском языке].
Пироженко, Т. (2002). Мовленнева генеза в индивидуальном измерении. Проблемы загальной та педагогічной психологии — Проблемы общей и педагогической психологии (Том IV, Гл. 7), (с. 192–199) [на укр.
Пироженко, Т. (2003). Психологическое развитие ребенка дошкольного возраста: опыт работы современного дошкольного учреждения.Запорожье: ООО «Ліпс». [на украинском языке].
Пироженко Т.А., Тищенко С.П. (1992). Особенности генезиса образа «Я» дошкольников при воздействии на них неблагоприятной социально-экологической обстановки. Киев [на русском языке].
Пироженко, Т. (2010). Коммуникативно-мовленневый рост дошкольника. Тернополь: Мандрівец [на украинском языке].
Сорока, И.А. (2017). Развитие навыков обучения 21 века на уроках английского языка (стр. 201–204). Киев: КПИ им. Игоря Сікорского, «Политехніка».
Томаселло, М. (2000). Обладают ли маленькие дети синтаксической компетенцией взрослых? Познание, 74 (3), 209–253.
Томаселло, М. (2008). Истоки человеческого общения. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Выготский, Л. (1986). Мысль и язык (Козулин, Алексей, Пер.). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Просмотры аннотации: 317

Загрузок в PDF: 214

Как цитировать

Пироженко Т., & Сорока, I. (2018). Тенденция и динамика коммуникативно-речевого развития ребенка дошкольного возраста. ПСИХОЛИНГВИСТИКА , 24 (1), 289-303. https://doi.org/10.31470/2309-1797-2018-24-1-289-303

методов исследования | Определения, типы, примеры

  • часто задаваемые вопросы

  • О нас

    • Наши редакторы
    • Применить как редактор
    • Команда
    • Работа
    • Контакт
  • Мой аккаунт

    • Заказы
    • Загрузить
    • Реквизиты счета
    • Выход
  • Мой аккаунт

    • Обзор
    • Наличие
    • Информационный пакет
    • Реквизиты счета
    • Выйти
  • Админ

  • Авторизоваться


  • Поиск

  • Корректура и редактирование

      • Диссертация
      • кандидатская диссертация
      • Эссе
      • Бумага
      • Личное заявление
      • Редактирование APA
      • испанский, французский или немецкий
      • О наших услугах
      • Наши услуги
      • Пример редактирования
      • Тарифы
      • Как это работает
      • Наши редакторы
      • Гарантия счастья
  • Проверка на плагиат

  • Инструменты цитирования

      • Генератор цитирования APA
      • Генератор цитирования MLA
      • Citation Checker New
      • Цитирование Редактирование
      • Руководства по стилю цитирования
      • Со ссылкой на источники
      • APA Style
      • MLA Стиль
      • Чикаго Стиль
  • База знаний

    • Все статьи
    • Правила языка
    • Академическое письмо
    • Научно-исследовательский процесс
    • Методы исследования
    • Структура диссертации
    • Научная статья
    • Очерк
    • Плагиат
  • Вычитка и редактирование

  • Проверка на плагиат

  • Инструменты цитирования

  • База знаний

  • часто задаваемые вопросы

  • О нас

  • Мой аккаунт

  • Мой аккаунт

  • Админ

  • Авторизоваться

Nederlands

английский

Deutsch

Français

Italiano

Español

Свенска

Данск

Суоми

Норвежский букмол

Назад

    • Тезис

    • Кандидатская диссертация

    • Сочинение

    • Бумага

    • Личное заявление

    • Редактирование APA

    • Испанский, французский или немецкий

    • О наших услугах

    • Наши услуги

    • Пример редактирования

    • Тарифы

    • Как это работает

    • Наши редакторы

    • Гарантия счастья

Назад

    • Генератор цитирования APA

    • Генератор цитирования MLA

    • Citation Checker Новый

    • Цитирование Редактирование

    • Руководства по стилю цитирования

    • Ссылки на источники

    • Стиль APA

    • Стиль MLA

    • Чикагский стиль

Назад

  • Все статьи

  • Языковые правила

Как создать теоретическую основу для исследования

  • часто задаваемые вопросы

  • О нас

    • Наши редакторы
    • Применить как редактор
    • Команда
    • Работа
    • Контакт
  • Мой аккаунт

    • Заказы
    • Загрузить
    • Реквизиты счета
    • Выход
  • Мой аккаунт

    • Обзор
    • Наличие
    • Информационный пакет
    • Реквизиты счета
    • Выход
  • Админ

  • Авторизоваться


  • Поиск

  • Корректура и редактирование

      • Диссертация
      • кандидатская диссертация
      • Эссе
      • Бумага
      • Личное заявление
      • Редактирование APA
      • испанский, французский или немецкий
      • О наших услугах
      • Наши услуги
      • Пример редактирования
      • Тарифы
      • Как это работает
      • Наши редакторы
      • Гарантия счастья
  • Проверка на плагиат

  • Инструменты цитирования

      • Генератор цитирования APA
      • Генератор цитирования MLA
      • Citation Checker New
      • Цитирование Редактирование
      • Руководства по стилю цитирования
      • Со ссылкой на источники
      • APA Style
      • MLA Стиль
      • Чикаго Стиль
  • База знаний

    • Все статьи
    • Правила языка
    • Академическое письмо
    • Научно-исследовательский процесс
    • Методы исследования
    • Структура диссертации
    • Научная статья
    • Очерк
    • Плагиат
  • Вычитка и редактирование

  • Проверка на плагиат

  • Инструменты цитирования

  • База знаний

  • часто задаваемые вопросы

  • О нас

  • Мой аккаунт

  • Мой аккаунт

РАЗВИТИЕ ЛИНГВАКУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУКИ

Все науки, связанные с исследованием языковых проблем, пронизывают культурно-историческое содержание, закладывая основу культурологии.Поскольку в большинстве случаев человек имеет дело не с самим миром, а с его представлениями, когнитивными паттернами и моделями, мир представлен через призму культуры и языка людей, которые видят мир. Ю.С. Степанов говорит, что язык незаметно направляет теоретическое мышление философов и других ученых. Действительно, крупнейшие философы ХХ века П. А. Флоренский, Л. Витгенштейн, Н. Бор и другие в своих научных концепциях центральное место занимали языку.Величайший мыслитель нашего времени X.G. Гадамер прямо утверждал, что «язык — единственная надежда на свободу». М. Хайдеггер считал, что первобытным является язык, а не природа и окружающий мир, потому что язык не только отражает, но и создает ту реальность, в которой живет человек. В этом контексте LC имеет стратегическое значение для методологии социальных наук.

Начиная с XIX века проблема языка и культуры постоянно находится в центре внимания философов, лингвистов и культурологов, опирающихся на антропоцентрические принципы познания и описания мира.В конце ХХ века ЖК начал исследовать не только язык, но и дискурс, в котором разными языками и дискурсивными единицами представлен соответствующий образ мира. LC, в отличие от других культурологических дисциплин, призван изучать живые коммуникативные процессы в их синхронной связи с этническим менталитетом, действующим в эту культурную эпоху. При таком понимании проблем ЖК археология культуры становится предметом ее исследования. Лингвистическая «раскопка» культурно-исторических пластов здесь осуществляется с помощью таких категорий, как национальная картина (образ, модель) мира, языковое (этнокультурное) сознание и менталитет народа.Названные категории не являются синонимами: каждая из них отличается по содержанию.

Новая наука Лингвакультурология возникла на стыке лингвистики и культурологии. Исследователи В. Н. Телия, В. Воробьев, Н. И. Толстой, Ю. Д. Апресян, Е. А. Яковлева, В. А. Маслова, А. Д. Шмелев и другие исследовали культурные корни народа с лингвистической точки зрения. Представляется рациональным выделить два периода в развитии ЖК: первый период — предпосылки для развития науки — работы У.фон Гумбольдта, А. Потебня, Э. Сапир и др., а второй период — оформление ЖК как самостоятельной области исследований. Динамику развития науки предсказывает еще один, третий период — появление фундаментальной междисциплинарной науки ЖК.

Лингвакультурология (ЛК) недавно была признана новой парадигмой европейской лингвистики. Однако к XXI веку она настолько развита, что превратилась в самостоятельную дисциплину. С одной стороны, LC разработал свой собственный предмет, чтобы отделить себя от страноведения, с другой стороны, он стал отдельным разделом культурологии.Сегодня ЖК развивается по нескольким направлениям. Его цель — изучить способы, которыми язык воплощает, хранит и передает культуру.

LC изучает язык как явление культуры. Это определенное видение мира через призму национального языка, когда язык выступает как выразитель определенного национального менталитета.

1) Как культура участвует в формировании языковых понятий;

2) Какая часть значения языкового знака придает культурные значения;

3) осознавать, соответствуют ли эти значения говорящему и слушающему, и как они влияют на голосовую стратегию;

LC тесно связан с когнитивной лингвистикой.Иногда, читая статьи в лингвистических журналах, очень сложно определить, к какой отрасли лингвистики они относятся: к когнитивной лингвистике или LC. Почему это так?

♦ Во-первых, потому что процесс формирования аккредитива еще не завершен; общий объект с когнитивной лингвистикой LC еще не определила параметры своего собственного исследования.

♦ Во-вторых, он говорит о том, что LC необходимо искать собственные задачи, предмет, теоретическую платформу, методологию, которые могли бы отличить его от других когнитивных дисциплин когнитивной психологии и когнитивной лингвистики.

Методология LC находится в процессе становления и развития. Пока не определены научный статус ЖК как науки, ее основные задачи; не раскрыта специфика основных терминов и понятий ЖК; формы сохранения и сосуществования языка и культуры в сознании человека изучены недостаточно.

LC — это комплексная область научных знаний о взаимосвязи и взаимном влиянии языка и культуры.По мнению В.Н.Телия, «LC- это та часть этнолингвистики, которая посвящена изучению и описанию взаимодействия, воплощенного в живом национальном языке, материальной культуре и менталитете, которое проявляется в языковых процессах и их двойственной природе с язык и культура этнической группы.

По мнению В.В. Красных, «ЖК — дисциплина, изучающая проявление, отражение и фиксацию культуры в языке и дискурсе. Она напрямую связана с изучением национальной картины мира, языкового сознания, ментально-языковой особенности нации.

В.А. Маслова отмечает, что: LC — наука, возникшая на стыке лингвистики и культурологии, исследует отраженные и закрепленные в языке культурные проявления людей; гуманитарная дисциплина, изучающая, воплощенная в живом национальном языке и представленная в языковых процессах, материальная и духовная культура. Он позволяет объяснить одну из фундаментальных функций языка — быть инструментом создания, развития, хранения и передачи культуры.

С последних двух десятилетий ХХ века термин «лингвакультурология» все чаще используется в связи с термином «лингвакультурология». Так же, как Lingua-countrystudy, LC изучает взаимосвязь языка и культуры, однако, в отличие от Linguacountrystudy, основное внимание уделяется лингвистическим аспектам. LC имеет ряд характерных знаков:

— это дисциплина синтезирующего типа, занимающая пограничное положение между науками, изучающими культуру и филологию;

основной объект ЖК — взаимосвязь языка и культуры и интерпретация этого взаимодействия;

Объектом исследования ЛК являются духовная и материальная культура, вербализованные артефакты, образующие языковую картину мира.

С точки зрения ЖК, объяснение идентичности этнокультуры хранится в словах-образах познаваемых предметов и явлений. В LC психолингвистика, прагма-лингвистика и когнитивная лингвистика взаимосвязаны. Взаимосвязь LC и когнитивной лингвистики позволяет проникнуть в одну из самых сокровенных областей культурного языкового сознания. Прагма-лингвистика дает возможность высветить этнокультурологические аспекты общения, Психолингвистика раскрывает универсальные и этнокультурные ментальные механизмы генерации и восприятия речи, кодирования и декодирования этнокультурной картины мира; Элементы социолингвистического анализа подчинены выявлению общественных факторов, влияющих на формирование и развитие языковой личности и формирование национально-культурного компонента в семантическом пространстве языка.

В. Воробьев дал исчерпывающее и стандартное определение LC. По его мнению, это сложная научная дисциплина, изучающая взаимосвязь и взаимодействие культуры и языка. С.А. Кошарная определила его как научную дисциплину, изучающую процесс осмысления и отражения на национальном языке элементов материальной и духовной культуры народа.

Анализ этих и других существующих определений LC позволяет установить:

LC тесно связан с лингвистикой и культурологией и носит синтезирующий характер;

ПЦ фокусирует основное внимание на культурных фактах, которые явно выражены в языке;

LC относится к лингвистическим наукам, поэтому результаты его теоретических обобщений могут найти практическое применение в процессе обучения родному и иностранному языку;

Основными направлениями исследования ЖК являются:) языковая личность; б) язык как система семиотического представления культурных ценностей.

Таким образом, современный ЖК — это научная дисциплина: а) изучающая (а) способы и средства представления объектов культуры на языке; б) особенности представления на языке менталитета людей; в) закономерности отражения ценностно-смысловых категорий культуры в семантике языковых единиц

В связи с этим становится важным использование лингвокультурологического подхода к иностранным аудиториям при обучении языку, поскольку лингвокультурологическая информация является необходимым компонентом коммуникативной компетенции иностранных студентов, особенно воплощенной в семантике языковых единиц.Лингвокультурологические знания требуют формирования лингвокультурологической коммуникативной компетенции. Лингвокультурологический подход — один из наиболее эффективных методов, направленных на создание и совершенствование навыков межкультурного общения через изучение языка как культурного феномена. Результатом является способность учащихся осуществлять межкультурное общение.

:

Истоки языкового развития: краткий обзор теорий языкового развития

Вы замечательны.

Без подсказки вы потратили первые годы на то, чтобы разбираться в звуках вокруг вас.

Вы превратили тарабарщину в смысл.

Если вы действительно остановитесь, чтобы поразмыслить, это действительно потрясающе.

Подумайте, как вы говорите на языке или языках, на которых говорите?

Это стоящий вопрос, который лингвистические и психологические сообщества изучают на протяжении десятилетий.

Если вы сейчас пытаетесь овладеть вторым, третьим или даже четвертым языком (если вы действительно амбициозны), есть веская причина изучить это.

Развитие языков — это очень сложная тема, и найти место для ее изучения непросто. Но именно поэтому мы здесь — чтобы вы начали с основ.

Этот пост поможет вам раскрыть важные цифры, теории и факты, которые вы, скорее всего, будете слышать снова и снова в своем путешествии по изучению языка.

Глубоко вздохнет каждый, когда мы погрузимся в увлекательно сложный мир развития языка.

Загрузить: Эта запись в блоге доступна в виде удобного и портативного PDF-файла, который вы можете
можно взять куда угодно.Щелкните здесь, чтобы получить копию. (Загрузить)

Зачем изучать теории развития языка?

Наша способность выучить и продолжить изучение языка — это то, что мы часто принимаем как должное. Большинство из нас не задумывается о физических и умственных процессах, через которые проходит наш мозг, чтобы уловить и использовать язык.

Задумывались ли вы о том, как мы можем использовать простые символы и звуки для передачи сложных идей? Вы действительно думали, как и почему все это произошло? Конечно, есть! Вы увлеченно изучаете язык.

Вы можете обнаружить, что изучение теорий, связанных с этой темой, может помочь в вашем собственном опыте обучения. Некоторым сложно найти метод обучения, который им подходит, особенно когда речь идет о языке. В настоящее время нас окружает обилие учебных ресурсов, посвященных различным теориям языка и известным стилям обучения.

Вот почему так важно взглянуть на сам процесс обучения, чтобы вам было проще найти и / или разработать метод, который работает для вас .

Самой выдающейся фигурой в языковом развитии является Ноам Хомски, который изучал это еще со времен своей учебы в Массачусетском технологическом институте. Кроме того, есть те, кто предложил свой взгляд на развитие языка с психологической точки зрения. Сюда входят такие психологи, как Б. Ф. Скиннер, Жан Пиаже и Выготский.

Мы дадим вам краткий обзор их теорий и перспектив. Справедливое предупреждение для всех: здесь много психологии, так что будьте готовы к кучке новых причудливых терминов (мы, конечно же, кратко их объясним по ходу дела).

Теории Хомского

Ноам Хомский изучает и развивает свои теории с 1950-х годов. В своей книге «Аспекты теории синтаксиса», опубликованной в 1965 году, он выдвинул фундаментальное наблюдение, что есть глубокие структуры и поверхностные структуры в каждом предложении , независимо от языка. Это причина, по которой вы можете составлять предложения с похожим значением, используя теоретически бесконечное количество слов.

По сути, глубокие структуры — это мысли и значения, которые мы хотим выразить, а поверхностные структуры — это слова, звуки и символы, которые мы используем, чтобы попытаться выразить их.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Взгляните на следующее предложение:

Развитие языка кажется мне действительно сложным.

Я считаю, что языковое развитие действительно сложно .

Оба выражения выражают одно и то же, используя разные слова и разный порядок слов. Глубинная структура такая же (представление о том, что развитие языка, очевидно, не самая простая вещь в мире), хотя используемые слова (поверхностная структура) разные.

Использование этих слов и их структуры со временем уточняются. Он изменяется и развивается на поверхности, но более глубокие структуры остаются. Это часть теории трансформационно-порождающей грамматики Хомского.

Еще одним важным вкладом Хомского в лингвистические исследования является теория универсальной грамматики. Он утверждал, что человеческий мозг содержит механизм овладения языком, а это означает, что наши языки имеют одни и те же более глубокие структуры, несмотря на в основном поверхностные поверхностные структуры .

Вот почему любой может выучить иностранный язык, независимо от сложности его грамматической структуры или сценария.

Бихевиористская точка зрения Б.Ф. Скиннера

К проблеме языка с другой точки зрения подходил Б.Ф. Скиннер, поведенческий психолог. Проще говоря, поведенческая перспектива постулирует , что все, что мы делаем, диктуется окружающей средой и что наше поведение является реакцией на внешние стимулы посредством оперантного кондиционирования , процесса, посредством которого поведение изменяется с положительным и отрицательным подкреплением.

Б.Ф. Скиннер предположил, что овладение языком продиктовано окружающей средой и положительным или отрицательным подкреплением, которое мы получаем от нее. Например, родители заставляют детей правильно произносить слово с положительной лицевой или вербальной реакцией. Они играют более важную роль в нашем «вербальном поведении», — концепцию, которую Скиннер описывает в своей книге. Вербальное поведение вводит понятие функции для слов , а также значений.

Например, ребенок может знать, как называть туалет, но он также должен знать, что использует этого слова, что позволит им усвоить или выразить.Они слышали это слово от родителей, но что происходит, когда они его произносят? Скорее всего, их к этому ведут родители.

Итак, в данном случае основная функция слова — выразить потребность в ванной. Довольно важная вещь для выражения, не так ли?

Теория когнитивного развития Пиаже

Жан Пиаже был еще одним выдающимся психологом, который предложил еще один подход к овладению и развитию языка. Его внимание было сосредоточено на развитии ребенка и этапах развития и обучения детей.

Он утверждал, что ребенок сможет полностью усвоить некоторые концепции только на определенных стадиях развития из-за того, что определенные участки мозга будут развиваться дальше только в определенном возрасте.

Например, поскольку сенсомоторная область развивается сначала в течение первых двух лет жизни ребенка, дети сосредотачиваются на своем непосредственном окружении, экспериментируя с вещами вокруг них, играя с ними, кусая их или бросая их.

На этом этапе они будут разбирать вещи, собирать их вместе и исследовать концепцию вещей, существующих в поле зрения и вне его.К концу всего этого они смогут визуализировать вещи, которых нет перед ними, что, возможно, является наиболее важной частью этого этапа, когда дело касается языка и общения.

Далее следует предоперационный этап, на котором дети могут развивать свое воображение и мыслить несколько более абстрактно. Они начинают играть с символами. Они будут использовать слова таким образом, который не является общепринятым или понятным. Например, они могут использовать слово «подушка» для обозначения «ткани» исключительно из-за нескольких общих характеристик между двумя объектами.

Они делают это для эгоцентрического общения. Любой, кто когда-либо пытался общаться с двухлетним ребенком, знает, что его совсем не интересуют другие точки зрения. Они слишком заняты изучением собственного разума, поэтому не принимайте это на свой счет.

Возможно, вы уже заметили, что в этих концепциях меньше внимания уделяется языку и больше — когнитивному развитию в детстве, и вы были правы. Тем не менее, это все еще важно знать, потому что Пиаже установил, что язык играет огромную роль в когнитивном развитии , главным образом в том, как дети используют язык на каждой стадии.

На сенсомоторной стадии дети экспериментируют со звуками, и речь в основном касается слуховых аспектов. Их не волнует смысл, им просто нравится создавать звуки. На предоперационном этапе дети используют язык для самовыражения, но они не могут отличить разговор от чистого выражения.

На конкретном этапе эксплуатации дети излагают факты и наблюдения. Наконец, во время формальной операционной стадии дети могут использовать язык для выражения, обсуждения и обсуждения абстрактных понятий.

Конструктивистская теория обучения Выготского

Не совсем не относилась к делу теория Выготского о социальном развитии . Он называется конструктивистской перспективой и описывает концепцию развития через построение мысли и смысла. Чтобы полностью понять это, вам сначала нужно понять его точку зрения.

Он бросает вызов более широко распространенной концепции знания, и предлагает, что знание — это конструкция смысла, уникальная для человека .То, как человек вырос (его культура), повлияет на его образ мышления. Он подчеркивает важность других в нашем развитии (например, социальное взаимодействие и управляемое обучение).

Выготский постулировал, что язык развивается аналогичным образом, но сосредоточен на развитии социальной речи, частной речи и внутренней речи.

Социальная речь — это язык, который мы используем с другими, в то время как личная речь (разговор с самими собой) не предназначена для общения с другими (это происходит примерно в трехлетнем возрасте).Внутренняя речь действительно начинает появляться только в возрасте шести или семи лет, когда внутренняя речь становится внутренней.

Это сложная идея, которая выходит за рамки данной статьи, но дети на этом этапе начинают усваивать язык и значение и, как говорит Выготский, начинают «думать в чистом смысле».

Достаточно сказать, что наши отношения с языком становятся все более изощренными и выходят за рамки значения слов и переходят в чувства или идеи, которые они вызывают.

Что для вас значат эти теории развития языка

Если честно, мы коснулись этих теорий лишь поверхностно. Учитывая влияние, которое они оказали на образование, воспитание детей и академический мир в целом, мы приглашаем вас погрузиться глубже, прочитав множество статей по каждой из них.

Но что вы можете сделать с этими новообретенными знаниями прямо сейчас?

Точно так же, как эти теории помогли детям и учителям усовершенствовать их методы обучения и преподавания, вы можете использовать эти знания для точной настройки ваших методов изучения языка.

Обладая лучшим пониманием этих теорий и их корней, вы сможете понять метод , лежащий в основе безумия некоторых обучающих программ. Подход, который вы используете сейчас, работает на вас?

Если мы рассмотрим идеи универсальной грамматики Хомского, мы можем сказать, что все языки придерживаются определенных грамматических параметров (например, порядка слов). Наша задача — определить эти параметры, слушая примеры предложений и формулируя правила второго языка.При таком подходе ваша учебная сессия будет включать в себя такие анализы, как: «В английском порядок слов — это субъект + глагол + объект, но на (целевом языке) это…»

Или вам стоит попробовать взглянуть на грамматику с другой стороны? Например, вы могли бы сделать это, проводя время в другой среде, где этот иностранный язык изобилует, как можно предположить с точки зрения конструктивизма?

Конечно, если вы не можете поехать в другую страну, попробуйте погрузиться в родной язык дома с помощью такой программы, как FluentU. FluentU — это онлайн-платформа для погружения в языковую среду, которая берет реальные видео — например, музыкальные видеоклипы, трейлеры к фильмам, новости и вдохновляющие выступления — и превращает их в индивидуальные уроки изучения языка.

А как насчет тех из вас, кто пытается найти способы научить своих детей второму языку? Возможно, анализ этапов развития Пиаже поможет вам понять, на чем сосредоточен ум вашего ребенка и как лучше всего познакомить его с новым языком.

Поскольку существует так много теорий, касающихся языкового развития, посмотрите, что работает для вас и какие теории или перспективы вы хотели бы изучить.

Это поможет вам лучше учить язык и, возможно, позже, если вы захотите, стать лучшим учителем языка.

Загрузить: Эта запись в блоге доступна в виде удобного и портативного PDF-файла, который вы можете
можно взять куда угодно. Щелкните здесь, чтобы получить копию. (Скачать)

И еще кое-что…

Если вы дочитали до этого места, вы, очевидно, серьезно относитесь к изучению языков. FluentU позволяет изучать языки по музыкальным клипам, рекламным роликам, новостям и вдохновляющим выступлениям.

С FluentU вы изучаете настоящие языки — так же, как на них говорят настоящие люди. На FluentU есть множество видеороликов, таких как трейлеры к фильмам, забавные рекламные ролики и веб-сериалы, как вы можете видеть здесь:

Экран просмотра приложений FluentU

На FluentU есть интерактивные субтитры, которые позволяют нажать на любое слово, чтобы увидеть изображение, разрешение

Теория ограничений · Блог · ActiveCollab

Теория ограничений — это методология, которая помогает вам определить решающий ограничивающий фактор (обычно называемый ограничением или узким местом), который стоит на пути к достижению цели.Основная цель теории ограничений — улучшить это ограничение до такой степени, чтобы оно перестало быть ограничивающим фактором.

Происхождение теории ограничений

В своем бестселлере «Цель» (1984) доктор Элияху Голдратт разработал теорию ограничений (ТОС) и представил ее широкой аудитории. С тех пор ТОС продолжала развиваться, и сегодня это один из самых известных методов управления.

Цель теории ограничений

Теория ограничений предполагает, что каждая сложная система, включая производственные процессы, состоит из нескольких связанных действий, одна из которых может нарушить работу всей системы (т.е. «Самое слабое звено в цепи»).

Цель теории ограничений — получение прибыли. Инструменты, которые помогут вам достичь этой цели:

  • Пять основных шагов — методология, которая поможет вам определить и устранить ограничения.
  • Процессы мышления — инструменты, которые помогают анализировать и решать проблемы.
  • Учет пропускной способности — метод, который помогает вам измерять производительность и принимать управленческие решения.
Методологии и основы управления проектами

Эта статья — лишь небольшая часть истории об управлении проектами и ее передовых методах, которые мы подробно рассмотрели в нашей ведущей электронной книге.

Спасибо за подписку!

Все подписчики информационного бюллетеня могут загрузить это (и другие) руководства по управлению проектами ActiveCollab.

Скачать электронную книгу

К сожалению, мы не можем подписаться на вас в данный момент.
Пожалуйста, проверьте ваш электронный адрес дважды. Если проблема не исчезнет, ​​сообщите нам об этом, отправив письмо по адресу [email protected]

Попробуй еще раз

Пять этапов фокусировки

Пять этапов фокусировки — это циклический процесс, направленный на улучшение и устранение узких мест, с которыми вы сталкиваетесь практически в любом проекте.Они включают в себя следующие шаги:

  • Определить — Определить текущее ограничение.
  • Exploit — Быстрое внесение улучшений с использованием имеющихся ресурсов.
  • Подчиненный — просмотрите все действия, чтобы убедиться, что они соответствуют требованиям ограничения.
  • Поднять — Примите меры, пока ограничение не будет снято. В некоторых случаях это может потребовать серьезных вложений.
  • Повторить — После разрешения одного ограничения повторите цикл и работайте над улучшением новых всплывающих ограничений.

Мыслительные процессы

Мыслительные процессы в основном используются для сложных систем, в которых многие действия зависят друг от друга. Они разработаны как научные «причинно-следственные» инструменты. Их роль заключается в выявлении коренных причин нежелательных эффектов (называемых НЖЯ) и последующем удалении НЖЯ без разработки новых.

Процессы мышления помогут вам ответить на три жизненно важных вопроса:

  • Что вам нужно изменить?
  • На что его поменять?
  • Какие действия вызовут изменение?

Учет пропускной способности

В отличие от традиционного учета (где упор делается на сокращение расходов, которые ограничиваются достижением нулевых расходов), Теория ограничений больше фокусируется на увеличении прибыли и поэтому не имеет таких ограничений.

Согласно теории ограничений, инвентарь связывает денежные средства, которые вы можете более продуктивно использовать в другом месте. В целом, теория ограничений пытается устранить искажения, которые продвигают цели, противоречащие цели увеличения прибыли.

Учет пропускной способности имеет четыре показателя:

  • Чистая прибыль
  • Возврат инвестиций
  • Производительность
  • Обороты инвестиций

По сути, есть три улучшения, на которых вы должны сосредоточиться:

  • Будет ли пропускная способность выросла?
  • Будут ли сокращены инвестиции?
  • Будут ли сокращены операционные расходы?

Преимущества теории ограничений

Одна из самых полезных характеристик теории ограничений заключается в том, что она подчеркивает процесс улучшения.

В средах, где есть срочная потребность в улучшении, TOC предлагает лучшее решение, поскольку оно сосредоточено в первую очередь на создании быстрых улучшений.

Успешная реализация теории ограничений имеет ряд преимуществ:

  • Повышает производительность за счет оптимизации ограничений
  • Позволяет производить больше продукции
  • Повышает прибыль
  • Сокращает время выполнения заказа за счет оптимизации ограничение
  • Это создает более плавный и быстрый поток продукта.
  • Это позволяет вам улучшать быстрее, потому что вы можете сосредоточить все внимание на одной важной области, т.е.системное ограничение
  • Это сокращает запасы и незавершенное производство за счет устранения узких мест.

Теория ограничений оказала огромное влияние на мир бизнеса и дала замечательные результаты для компаний по всему миру.

Несмотря на распространенное мнение, что теория ограничений Голдратта применима только к производственной среде, она оказала большое влияние и на другие отрасли (включая ИТ). Он также был разработан для самых разных отраслей, таких как розничная торговля, банковское дело, логистика, здравоохранение и многие другие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *