Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Статья по развитию речи: Коррекция речи дошкольников

 коррекция речи дошкольников

Составила:

Логопед

Центра развития ребёнка –

 детского сада № 14

«Дельфинчик»:

                              Т.С.Маркина

Что такое «речь»?

Ожегов С.И. даёт такую трактовку:

Речь – способность говорить, говорение

Разговор, беседа

Публичное выступление

Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладение всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач детского сада – формирование устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Основных компонентов языка и речи – семь (по Бородич А.М.):

Словарь

Грамматический строй речи

Звуковая культура речи

Диалогическая (разговорная) речь

Монологическая речь (умение связно рассказывать).

Ознакомление с художественной литературой.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Выполняя в детском саду общую задачу – формирование у детей правильной устной речи – можно выделить составляющие частные задачи. А именно:

Развитие словаря у детей

В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор, прежде всего, такого словаря, который нужен для нормального общения ребёнка с окружающими и который стихийным путём приобретается медленно, с трудом, с ошибками.

Формирование грамматического строя речи

Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении.

Ребёнок слышит от окружающих грамматически оформленную речь, осмысливая услышанное, усваивает грамматический строй. Воспитатель знакомит детей с новыми грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм.

Воспитание звуковой культуры речи

Прежде всего, ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Ребёнок, подражая и участь, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза, взгляд, обращённый к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т.д.).

Формирование разговорной (диалогической) речи: умение детей слушать и понимать обращённую к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы, спрашивать.

Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое.

Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки  детей к школе. В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывать свои мысли, умение выступать перед аудиторией.

Ознакомление с художественной литературой.

У детей формируются элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения о их героях.

Подготовка детей к обучению грамоте

Вся педагогическая работа по развитию речи ребёнка в детском саду подготавливает его к обучению в школе. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Дети должны слышать сказанное педагогом, уметь ясно выражать свои мысли. С детьми 6 лет проводится работа по подготовке к овладению детьми грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из 2 – 4 слов.

Итак,  дана краткая характеристика основных задач развития речи детей. Большинство задач имеет место во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

Если взрослые твёрдо знают, какие качества речи он должен формировать у детей, они будут планомерно развивать каждое из них. В этом случае речевое развитие каждого ребёнка будет проходить без проблем. Каждый из детей на определённой ступени развития будет овладевать словарным запасом, соответствующим возрасту, грамматическими нормами, звукопроизношением и т.д.

В каком случае ребёнок нуждается в коррекции речи? (Коррекция речи – это исправление речевых недостатков).

Если речь ребёнка намного отличается от речи его сверстников, то рекомендуется консультация специалистов, а именно психиатра, невролога, логопеда, психолога. Воспитатель тактично обращает внимание родителей на задержку (отставание в речевом развитии) ребёнка, находит аргументы убедить родителей посетить врачей-специалистов.

Речевые трудности у детей:

Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в три года – не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении.

Задержка на стадии называния.

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет.

В реальном общении вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

Говорит как маленький.

Невнятная речь.

Не хочет говорить.

В речи появились запинки

Адекватная помощь возможна, если выявлены причины возникших проблем, то есть, поставлен диагноз. Родные, близкие ребёнка совместно с воспитателями могут помочь ребёнку.

Если ребёнок не говорит, то постарайтесь одновременно «погрузить» ребёнка в процесс совершенствования как восприятия и понимания речи, так и формирования собственной речи.

Не подавляйте речевую и игровую инициативу ребёнка, учитывайте предпочтения в выборе игрушек, игр, книг.

Проверьте, может ли малыш выполнить следующие инструкции:

Покажи зайчика (машину)

Возьми зайчика, собачку.

Дай зайчика, …

Налей в стакан воды и дай его тёте.

Для развития слухового внимания предлагайте задания:

Дайте послушать, как звучит барабан, бубен, ксилофон. Потом предложите отгадать, на каком инструменте играли.

Обращайте на неречевые звуки: журчит вода, стучит посуда… Дома: гудит стиральная машинка, пылесос, …

Привлекайте внимание малыша: слышишь, как шумит дождь, гудит машина и т.д.

Пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи.

Расширяйте кругозор, говорите о том, что видите, комментируйте всё, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: мы сейчас оденемся. Мы сейчас гулять пойдём…

Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Ни в коем случае не запрещайте использовать жесты в общении. При появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Для стимулирования появления речи предлагается использовать:

Диалог,

Имитацию и звукоподражание,

Стихи

Чтение

Формирование речи происходит в общении. Постарайтесь «спровоцировать» на высказывание, ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае – как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения.

Легче всего получить ответ при инсценирование песенок, стихов-диалогов, маленьких сказок.

Например: — Был сапожник?

— Был

— Шил сапожник?

— Шил

и т.д.

Первая серия вопросов в диалоге предполагает ответ «да» — «нет»

Вторая серия вопросов предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это?

Третья серия – вопрос: Что делает?

Эффективный приём «Театр».

— «Куклы разговаривают»

— «Кормление зверей» и т.п.

Попробуйте учить ребёнка читать. Не страшно, если слова выговариваются нечётко. Учить нужно с глобального чтения. Ребёнок должен научиться узнавать написанное слово целиком, как иероглиф. (Например, «дом», «мяч»).

Слова печатать фломастером зелёного или чёрного цвета. На обороте каждой карточки рисунок предмета

Когда ребёнок научится узнавать слова, картинки можно стереть.

Речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь включает только слова-названия предметов. Нужно учить использовать слова-действия через слова-команды: дай мяч, неси куклу, …

Учить образовывать множественное число имён существительных, глаголов: стол – столы, кукла – куклы, …

Упражняйте в употреблении уменьшительной формы имён существительных: нос – носик, рот – ротик, …

Расширяйте глагольный словарь: входит – выходит, наливает – выливает, …

Вводные прилагательные в речь: большой – маленький, горький – сладкий.

Обратите внимание на предлоги. Ваза на столе. Под столом собака.

Постоянно стремитесь, чтобы у ребёнка были новые впечатления.

В дошкольном возрасте основания для беспокойства, когда речевые умения хуже, чем у сверстников, он не может связно рассказывать, что с ним произошло, не может точно сформулировать свою мысль, ограничен словарный запас, не понимает значений многих слов.

В этом случае коррекция речи включает следующие приёмы:

Заведите «Словарик» — альбом, шкатулку и т.п., куда будете помещать картинки по различным темам: овощи, фрукты, посуда, одежда, обувь, цветы, деревья, домашние и дикие животные, птицы и т.д.

Слова не просто заучиваются, а вводятся в разнообразные ситуации.

Задания на формирование обобщений. Морковь, капуста, огурец – это … овощи.

Обращайте внимание на свойства предметов.

Упражняйте в словообразовании.

Развивайте словесно-логическое мышление. Например: писатель – книга, художник — … /кисть/.

Учите различать мужской и женский род глаголов прошедшего времени: бегал – бегала, …; префиксальные изменения глаголов (выехала, съехала, приехала, уехала, …).

Упражняйте в употреблении предлогов: Поручения: положи мяч под стул, на стул, … . Игры «Кто спрятался за …?» и т.д.

Учите пересказывать прочитанное:

а) отвечать на конкретные вопросы по содержанию

б) Сделайте серию картинок на карточках, перепутайте, предложите разложить правильно и рассказать историю

в) уточняйте значение непонятных слов.

Спрашивайте, как понимает значение пословиц

Учите отгадывать загадки, объяснять.

Если у ребёнка дефекты звукопроизношения, не предлагайте ему произносить скороговорки. До консультации логопеда, учите различать близкие по звучанию слова: кашка – каска, колобок – коробок, бочка – почка, …

Итак. Речь  — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Речь оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.

Поэтому очень важно до поступления ребёнка в школу сформировать у него грамматически правильную, связную речь.

Литература

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., Просвещение, 1974

Давидович Л.Р., Резниченко Т.С., Ребёнок плохо говорить. Почему? Что делать? М., 2004

Нарушение речи у детей дошкольного возраста: причины, виды

В норме у ребенка к пяти годам полностью должны быть сформированы все речевые навыки. Если этого не произошло, то необходимо выяснить, почему возникло нарушение речи и при необходимости предоставить комплексную логопедическую, психотерапевтическую, медицинскую помощь.

В каком возрасте можно обнаружить речевые нарушения

По мнению педиатров и детских психологов, нарушение речи у детей внимательные родители могут обнаружить с первого месяца жизни младенца. На возможность развития данной проблемы в дальнейшем указывает неэмоциональный, монотонный плач новорожденного. В раннем детстве задержка речевого развития определяется по следующим признакам:

  • в конце первого месяца грудничок не выражает голод или недовольство криком;
  • в четыре месяца младенец не улыбается, если взрослые разговаривают с ним;
  • в пять месяцев нарушения речи у детей проявляются отсутствием произношения звуков; малыши не ищут глазами предметы, на которые указали взрослые;
  • в семь месяцев младенец не произносит отдельные слоги, не реагирует на свое имя;
  • в девять месяцев малыш не говорит слова с одинаковыми звуками;
  • в десять месяцев не машет на прощание рукой;
  • в год не говорит осмысленно отдельные слова, не вслушивается в музыку, не исполняет элементарных просьб;
  • в два года не показывает на предметы, не произносит отдельные слова, не различает понятий «маленький-большой».

Часто встречается нарушение речи у детей, родившихся ранее положенного срока

Перечисленные проблемы являются признаком общего нарушения речевой функции. Чтобы помочь ребенку, необходимо обратиться к следующим специалистам для определения причины патологии и постановки точного диагноза:

  • отоларингологу для проверки слуха малыша;
  • невропатологу для диагностирования наличия органического поражения ЦНС;
  • детскому психологу, чтобы определить уровень интеллекта;
  • окулисту для проверки зрения;
  • логопеду, чтобы выставить окончательный диагноз и подобрать способы коррекции.

Нельзя выставить диагноз после посещения одного специалиста. Только комплексное обследование позволяет определить причины, вызвавшие проблему.

Почему возникает речевое нарушение 

Встречаются разные факторы, приводящие к сбою речевого развития у детей. Они могут проявляться по отдельности и сочетаться между собой. К основным причинам относятся следующие факторы:

  • Генетическая предрасположенность. Возможно, у родителей речь формировалась позже, чем у их ровесников, или родственники страдали заиканием, а также нарушениями в области головного мозга, отвечающей за языковые конструкции. К наследственному фактору относятся структурные аномалии ротовой полости, нарушения прикуса, патологии нёба, короткая уздечка.
  • Причиной нарушения языковых конструкций являются болезни, перенесенные на первом году жизни. Наибольшую опасность представляют инфекции, менингит, воспаление уха, приводящее к снижению качества слуха, а порой и полной его потере, что негативно сказывается на восприятии речи. Также опасны травмы нёба, головы.
  • Врожденные патологии. Формирование нервной системы, центра развития речи плода происходит до 12 недель беременности. К наиболее негативным факторам относится перинатальное кислородное голодание, инфекции, которые перенесла женщина в первом триместре беременности, травмы. Патология развивается в результате несовместимости крови матери и плода, на фоне чего токсины, образующиеся в детском организме, нарушают функционирование центра речи в головном мозге. Частые стрессы, употребление алкогольных напитков, курение будущей матери, занятость на вредном производстве негативно сказывается на последующем становлении речи у ребенка.
  • Патологии во время родов. К наиболее опасным для дальнейшего развития речи малыша относится асфиксия, приводящая к гипоксии клеток головного мозга, использование щипцов в процессе родовспоможения.
  • Общее нарушение речи проявляется у детей, растущих в социально неблагоприятных условиях, причем не обязательно у пьющих родителей с аморальным поведением. Проблемы с речью у ребенка могут развиться и в благополучной семье, где малыш страдает от дефицита общения. Наиболее важен для ребенка дошкольного возраста эмоциональный контакт с матерью.

Речь – сложный психический процесс. Ребенок начнет говорить в том случае, если слух, головной мозг, артикуляция достигли необходимой степени развития, что зависит от состояния здоровья и окружения малыша. Недостаток ярких впечатлений, отсутствие условий для полноценного общения проявляется задержкой не только психического, но и физического развития.

Нарушения речи у детей кроются в недостатке общения с родителями

Какие бывают виды нарушений 

К фонематическому расстройству речи относятся следующие патологии:

  • брадилалия – характеризуется замедленным произношением с сохранением грамотности и четкости;
  • дислалия – замена в словах некоторых звуков при сохранении восприятия речи;
  • тахилалия – для нее характерно увеличение темпа разговора;
  • дизартрия – проявляется проблемами с голосовыми связками, мышцами щек, языка, губ, гортани;
  • заикание – возникает на фоне судорог, спазмов разных мышц артикуляционного аппарата; часто встречается в дошкольном возрасте, проявляется многократным повторением звуков или слогов;
  • ринолалия – данное фонематическое нарушение в народе называют гнусавостью, оно возникает из-за хронического синусита, аномального строения носовой полости.

Кроме фонематического нарушения встречаются внутренние факторы, вызывающие проблемы с речью:

  • алалия – является врожденной патологией из-за структурного повреждения головного мозга на фоне кислородного голодания, травмы, внутриутробной инфекции;
  • афазия – является приобретенной патологией; диагноз устанавливается в том случае, если ребенок дошкольного возраста ранее говорил, но перестал общаться языковыми конструкциями на фоне травмы, опухоли головного мозга.

Тяжелое нарушение диагностируется при комбинации разных видов отклонений. Имеющие их дети начинают разговаривать позже ровесников, у них наличествуют дефекты произношения, словарный запас беден.

Своевременная коррекция развития речи позволит впоследствии избежать проблем с письмом

Какие бывают группы нарушений 

Выделяют следующие группы детей с нарушенным развитием речи:

  • В первую группу относят детей, которые хорошо различают звуки, но у них отмечаются проблемы с произношением некоторых из них. Это отклонение встречается чаще всего и легко поддается коррекции.
  • Во вторую группу входят дети, не произносящие звуки, путающие их между собой, переставляющие слоги. Они также не договаривают окончания слов.
  • В третью группу включаются дети с тяжелыми нарушениями. Они не способны различать звуки, не сливают их в слоги, не составляют предложения, у них бедный запас слов.

Чтобы помочь детям с тяжелыми нарушениями адаптироваться в обществе, необходима специальная и срочная коррекция.

Что делать родителям при речевых нарушениях у ребенка

Если родители заметили, что у ребенка имеются проблемы с речью, то им необходимо:

  • понаблюдать, как малыш общается с другими детьми, не страдает ли у него коммуникация; нарушение общения с людьми часто вызывается аутизмом;
  • проверить, нет ли у ребенка проблем со слухом;
  • проконсультироваться с неврологом, детским психологом, логопедом;
  • начать коррекцию.

Успех коррекционных занятий зависит не только от работы специалистов, но и от грамотных действий родителей.

Профилактика нарушений  

У детей развитие речи нарушается по-разному, но профилактика будет общая для всех:

  • с рождения разговаривайте с младенцем, в ходе общения проявляйте различные эмоции;
  • не сюсюкайте с младенцем, четко произносите слова;
  • ежедневно занимайтесь пальчиковой гимнастикой;
  • в дошкольном возрасте занимайтесь развитием мелкой моторики, лепите, рисуйте; отлично развивает речь игра в конструктор, мозаику;
  • каждый день выполняйте упражнения для развития мышц языка – они являются подготовительным моментом в становлении звуков;
  • занимайтесь дыхательной гимнастикой, она развивает речевое дыхание, помогает бороться с заиканием;
  • читайте книги, учите стихи, расширяйте словарный запас.

Совместная деятельность детей и родителей позволит предотвратить речевые дисфункции.

Если у ребенка после четырех лет наблюдаются стойкие нарушения в произношении звуков, слов, обратитесь к логопеду для консультации. Своевременная коррекция поможет избежать развития дальнейших отклонений в развитии и нарушений в коммуникации у ребенка.

Читайте также: симптомы и лечение эхолалии у детей

Консультация по логопедии: Коррекция речевого развития у детей дошкольного возраста — основа их полноценного психического развития

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения  проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

     Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

Дети находятся в процессе  постоянного развития. Они развиваются как физически, так и психически. Наиболее значимым признаком полноценного психического развития отдельно взятого ребенка является освоение им разговорной речи. Причем развитая речь отнюдь не является природной способностью. Для того чтобы сегодняшний малыш стал интересным собеседником в будущем, смог без труда находить друзей потребуются совместные усилия его и родителей.                                                                                                                                                                         Речь – это важнейшее средство коммуникации, способное удовлетворить одну из основных человеческих потребностей – потребность в общении. Задержка в речевом развитии не позволяет ребенку полноценно включаться в игру со сверстниками, а значит, затрудняет социализацию. Игра с другими детьми способствует формированию адекватной поведенческой линии личности, эмоциональной сферы и характера человека. Особенно негативно сказывается нехватка речевого развития на эмоционально-психологическом состоянии маленького человека.

Полезно знать: если коммуникативная деятельность ограничена, то ребенок может замкнуться в себе, стать неуверенным или, напротив, драчуном, не находя иного способа выразить свои эмоции.

Причем из-за легкой возбудимости еще несовершенной нервной системы негативизм со стороны детей проявляется чаще.                                      Несовершенство речевых умений создает трудности в познании окружающего мира, отрицательно сказывается на словесно-логическом мышлении, даже если изначально малыш обладает всеми предпосылками для освоения мыслительных операций. Если ребенок мало разговаривает, то его языковые навыки не совершенствуются, возникают трудности с овладением различными понятиями, обобщением, классификацией, выполнением анализа. При этом малыш теряет возможность восприятия информации, полученной от окружающих.                                                                                 Дети, неспособные связно выражать свои мысли, часто импульсивны, при этом увещевания взрослых на них практически не действуют. Интеллектуальные операции у таких малышей вызывают определенные трудности. Им сложно сосредотачиваться, поэтому они не могут последовательно выполнить поставленную задачу,

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, речевые или физиологические проблемы.                                                                                                                      Задача родителей — вовремя заметить трудности, которые испытывает малыш, разобраться в этой проблеме, установить причину его неудач и помочь ребенку. Порой родители самостоятельно не могут с этим справиться, и тогда приходится обращаться за помощью к специалистам: психологам, педагогам, врачам, логопедам. Очень важно вовремя обнаружить проблему и обратиться к хорошему специалисту, когда проблема еще не приобрела серьезных масштабов, т. к. чем больше она запущена, тем сложнее и дороже будет ее устранение. А порой исправить сложившуюся ситуацию бывает и невозможно. 
   Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните — он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка. 
Для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием малыша, родителям необходимо знать этапы развития речи  ребенка.                                                                                                                                 

Рекомендации родителям по формированию правильной речи.

  Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь. Речь взрослых должна быть:

— чёткой, неторопливой

— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

— грамотной, то есть не содержащей  лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психическое развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

 Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.
Своевременная диагностика, а также коррекционно-педагогическое, медицинское воздействие на раннем этапе развития позволяют ребёнку с психо-речевыми нарушениями к 4-6-и годам приблизиться к возрастной норме по уровню общего и речевого развития.

  Таким образом, чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком, разумеется, не переутомляя его, и доступным, правильным языком рассказывать ему сказки, разучивать вместе с ним стихотворения, потешки, играть, тем скорее он овладеет правильной речью.

Методическая разработка по развитию речи по теме: Нестандартные средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Пархоменко Ж.В., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №54»

Нестандартные средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Прекрасная человеческая речь – продукт сложнейших психических процессов нашего организма. (Слайд №2) Любые нарушения этих процессов или недостаточное освоение человеком этой сложнейшей разговорной техники может привести большим затруднениям в жизни того человека. Речь в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. По данным мировой статистики число речевых расстройств у дошкольников растёт, и в связи с чем, актуальность проблемы профилактики речевых нарушений принимает глобальный характер. (Слайд № 2)

Проблемой развития речевой деятельности занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает К.Д. Ушинский — основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е.Н, Симонович А.С, Тихеевой Е.И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н.К, Флерина Е.А. и многие другие. (Слайд № 3)

Речевая деятельность, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи. По мнению Ф.А Сохина, каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быстрой утомляемости. Вследствие этого, продуктивность коррекционного процесса снижается.       (Слайд №4)

Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше Г. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., используются самые разнообразные нетрадиционные средства развития.  

Включение в практику нетрадиционных средств позволяет развивать способности и возможности ребенка, его познавательную, эмоциональную, поведенческую сферы, а также повышает уровень психического и физического здоровья, а также позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Эффективность нетрадиционных средств определяется:

  •  нестандартностью по замыслу, организации и методике проведения;
  •  созданием условий для развития интереса, и творческой самостоятельности детей;
  •  благоприятным климатом на занятии, в группе и т.д.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных средств и приемов позволило мне прийти к выводу, что их применение предотвращает утомление, поддерживает познавательную активность детей и повышает эффективность логопедической работы в целом.

Вся жизнь ребёнка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов, и средств в коррекционной, логопедической работе с детьми. Для достижения этой цели должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет игру, как основную ведущую деятельность дошкольников.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. (Слайд №5)

Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, личный опыт работы и результативность использования традиционных методов выявил необходимость комбинирования традиционных и нетрадиционных средств в коррекции речевой патологии у детей.

Главным и приоритетным направлением работы с детьми в нашем учреждении является здоровьесбережение. Мною была поставлена цель: разработать методическое пособие, которое бы способствовало сохранению здоровья, профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников. Учитывая важность проблемы, было выбрано направление – использование нестандартных средств коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Это направление позволяет решать следующие задачи:

  • Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи.
  • Развитие фонетической, фонематической, лексической, грамматической сторон речи воспитанников.
  • Автоматизация и дифференциация звуков.
  • Развитие психических процессов у детей.
  • Развитие глазомера, координации движений пальцев рук.
  • Закрепление знаний детей о цвете, размере, форме предметов.
  • Формирование координации в пространстве, а также умения ориентироваться на плоскости.
  • Развитие сенсорных систем всех модальностей.

Для решения поставленных задач мною было изготовлено и апробировано логопедическое учебно-методическое пособие «Крышкоград». (Приложение №1) Данное пособие можно использовать при организации подгрупповой и индивидуальной форм непосредственно-образовательной деятельности.        (Слайд № 6)

Применение крышек это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный детям.  Это универсальное средство представляет собой набор крышек разного цвета и различные задания с ними. Задания могут быть использованы для детей от 3-х лет и до 7 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ОНР, ФФНР). Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребёнка, его умственной и моторной способности, заинтересованности в игре, а также от поставленной педагогом цели. (Слайд № 7)

В ходе упражнений предусмотрено не только развитие мелкой моторики, но и решение ребёнком сенсорных задач, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие фонематического восприятия, развитие звукового анализа и синтеза, знакомство с образом буквы, коммуникативных способностей, а также приобретение детьми новых умений и навыков, которые могли бы использоваться в других видах деятельности.

В ходе занятия педагог может включать одно или несколько упражнений (Приложение №2). Каждое упражнение проводится несколько раз с постепенным усложнением. Эти задания можно применять не только в логопедической группе, но и в массовых группах, а также в домашних условиях. (Слайд №8)

Анализ результатов диагностики показал, значимость и необходимость использования нетрадиционных методов коррекционной работы, для преодоления речевых нарушений и укрепление психофизического здоровья детей. В процессе занятий словарный запас детей обогатился до уровня необходимого ребенку в школе. Воспитанники активнее стали работать на занятиях, появилась заинтересованность. У детей повысилось творческое воображение, память, логическое и образное мышление.

Обучение детей для меня – это не только увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки: отбор речевого материала, подбор игр, изготовление наглядных пособий.

В перспективе планирую продолжать начатую работу по использованию нестандартных средств коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. (Слайд № 9)

Список литературы

1. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.,1986.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи. М., 1995.

4.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. — Екатеринбург, 1998.

5. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М.,1973

6. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. М., 1979.

7. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении /  С.А. Мухина, А.А. Соловьева. — М.: Феникс. 2004. – 384 с.

8.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения.- М.: Школьная пресса, 2002.

9.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем.- СПб.: изд. «Лань», 1998.-64с.

Методическая разработка по коррекционной педагогике на тему: Игры для коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста

Важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка это правильная и грамотная речь. Некоторым детям требуется коррекция. Предложенные ниже игры, направлены на коррекцию нарушений речи.

1. 1.«Веселый язычок» 

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. 

Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков 

2.«Как Буратино за грибами ходил» 

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков. 

Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения. 

3. «Футбол» 

Цель: развивать         плавный,         длительный,         направленный         выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. 

Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки. 

4. «Самый большой мыльный пузырь» 

Цель: развивать         плавный,         длительный,         направленный         выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. 

Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь.

Следить за длительным, плавным выдохом. 

5. «Светофор» 

Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. 

Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами. 

6. «Где звук?» 

Цель: учить определять место звука в слове. 

Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова. 

7. «Волшебные кубики» 

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза. 

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово. 

8. «Мяч в воздухе» 

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. 

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается — выходит из игры. 

9. «Оркестр» 

Цель: развивать длительный, плавный выдох. 

Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки). 

10. «Тишина» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш. 

11. «Лес шумит» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер. 

12. «Гуси» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением. 

13. «Пчелы и медвежата» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями. 

14. «Мухи в паутине» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука. 

15. «Пчелы собирают мед» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями. 

16. «Поезд» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается. 

17. «Воробушки» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз. 

18. «Договори словечко» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.). 

  

19. «Поймай рыбку» 

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах. 

Оборудование: металлические         скрепки         и         небольшие         предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. 

Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. 

20. «Помоги Маше» 

Цель: автоматизация звука Ш в словах. 

Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.). 

21. «Одень ребятишек» 

Цель: автоматизация звука Ш в словах. 

Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.). 

22. «Назови ласково» 

Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. 

Ход: воспитатель говорит: 

Захотелось ласковых нам слов. 

Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг. 

Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петухпетушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.). 

23. «Родители и детки» 

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах. 

Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.). 

24. «Большущие слова» 

Цель: автоматизация звука Ч в словах. 

Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени: у кошки – усы, а у тигра — …. у птички – глаза, у дракона — …. у гномика – дом, а у великана …. 

25. «Колечко-колечко» 

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах. 

Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из         играющих,         затем         выкрикивает:         «Колечко-колечко,         выйди         на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим. 

  

Статья (средняя группа) на тему: Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста/

Значение своевременной коррекции речи у детей дошкольного возраста

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем, речь  является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающая к обучению в школе, одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью может свободно общаться с окружающими, понятно выражать свои мысли, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре.

В массовых группах детских садов встречаются дети с нормальным интеллектом, но со значительным отставанием в развитии речи.. Их речь невнятна, малопонятна окружающим, дефекты произношения затрудняют выступления таких детей на утренниках, участия их в различных конкурсах, где необходимо прочитать стихотворение, роль в сказке или спеть песню. Пока ребенок находится в младшем и среднем дошкольном возрасте эти дефекты мало заметны, но к старшему возрасту, когда у большинства детей  сформировано правильное звукопроизношение, дефекты явно бросаются в глаза, доставляя неприятности как детям, так и родителям плохо говорящего дошкольника.

Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на характер ребенка. К 5-6 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.  

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу, где с первого дня пребывания ему приходится широко пользоваться речью:  задавать вопросы и отвечать на них в присутствии всего класса, читать вслух, выступать с проектами, так же участвовать в конкурсах, только более высокого уровня. В данной ситуации, недостатки речи негативно отразятся на успехах ребенка.

Особенно необходимой для ребенка становится грамотная правильная речь тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение других компонентов речевой системы, таких как фонематическое восприятие, процессы анализа и синтеза, лексико-грамматический строй, развитие связной речи. Если у ребенка страдают все компоненты речевой системы, ему необходима комплексная коррекция. В таком случае педагог-воспитатель должен порекомендовать родителям ребенка обратиться за помощью к учителю-логопеду для консультации. Чаще всего таким детям необходимо посещать логопедическую группу для детей с Общим недоразвитием речи с целью оказания своевременной помощи ребенку. Необходимо отметить, что у детей с ОНР свои особенности восприятия, памяти и мышления, характерные для данной патологии. Необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда, предполагающая проведение специальных занятий по осознанному формированию всех компонентов речевой системы.

Учитывая интересы ребенка, воспитателю необходимо своевременно отмечать детей с нарушениями речи и рекомендовать родителям  обратиться за консультацией  к педагогу-психологу и логопеду. Это первая помощь, которую вы можете оказать семье, имеющей ребенка с нарушением речи. В группу для детей с ОНР набираются дети 4-5 лет (средний дошкольный возраст), без патологии зрения, слуха и интеллекта.

Речевые и языковые цели в дошкольном учреждении

Это дошкольные годы, когда языковые способности детей действительно развиваются. К пяти годам ваш дошкольник не сможет участвовать в политической дискуссии, но он сможет четко общаться и понимать общение других. Но на самом деле этот навык представляет собой совокупность многих весьма специфических навыков, приобретенных в дошкольном возрасте. Овладение этими навыками — основная языковая цель дошкольников.

Осведомленность о звуках и слогах

К 2 годам ребенок имеет твердое представление о звуках, принадлежащих его языку. Даже не зная письменности, дошкольники могут рифмовать основные звуки, создавая новые, иногда бессмысленные, звуки, которые по-прежнему являются частью языка, часто вызывая раздражение мамы, сидящей за рулем. Осведомленность о родном языке значительно усиливается в дошкольном возрасте, переходя от звуков к более сложным формам фонетического восприятия, таким как способность сказать вам, сколько слогов в определенном слове.Главный результат развития фонетической осведомленности в дошкольном возрасте — это вновь обретенная способность связывать звуки с письменным языком.

Словарь из 10 000 слов

Дошкольники изучают язык невероятно быстро. Среднестатистической маме может пройти несколько лет, прежде чем она запомнит 10 000 слов на иностранном языке, но средний дошкольник выучит 10 000 слов к тому времени, когда он будет готов пойти в школу. Это изучение слов не без новизны.Ваш дошкольник выучит словарный запас быстрее, чем грамматику. Языковое развитие дошкольника — естественный инстинктивный процесс; он будет использовать подсказки взрослых, чтобы понять, что означают слова, но не как их использовать. Таким образом, дошкольник может знать, что «няня» означает, что мама и папа уезжают на некоторое время, а дружелюбная девочка ненадолго остается в доме. Поэтому не удивляйтесь, услышав: «Нина присматривает за мной».

Full Sentences

Будьте готовы пропустить милые предложения младенческих лет.Дошкольники начинают заполнять эти пропущенные слова при построении предложений. Что касается языкового развития, это больше всего улучшает грамматику. Здесь предлоги и артикли чудесным образом начинают появляться в предложениях. Итак, если вы знакомы с просьбой вашего малыша «сесть на стул», сейчас самое время ценить ее, как только она станет грамматически правильной «сидеть на стуле».

Последовательные предложения

Дошкольник не только начинает составлять правильные и, следовательно, более длинные предложения, но также начинает последовательно соединять предложения.К 5 годам дети будут правильно использовать союзы, такие как «так» и «потому что», например, «Мой воздушный шарик улетел, поэтому я плакал». Это вызывает непрекращающийся поток слов у некоторых малышей-болтунов при немедленном восторге и последующем раздражении родителей. Но такая форма беседы должна понравиться большинству родителей, поскольку показывает интеллект ребенка. Способность связывать связанные предложения не только показывает улучшение языковых навыков, но и способность мыслить логически.

Дополнительная информация :

Поговори со мной, детка!: Как ты можешь поддержать языковое развитие маленьких детей

Маленькая беседа: Как развить языковые навыки вашего ребенка от рождения до четырехлетнего возраста

.

Логопедическая терапия для детей — Как научить вашего ребенка говорить

Последнее обновление

Большинство детей со временем развиваются нормально; они достигают правильных этапов в правильном возрасте. Однако у некоторых детей могут быть проблемы с определенными навыками, такими как речь или языковые навыки. В таком случае рекомендуется использовать логопед, чтобы облегчить проблему и ускорить задержку речевого развития.Чем раньше ребенок получит внимание, тем больше у него шансов справиться с этой проблемой. Если язык ребенка не улучшен до такой степени, что вы можете понять, о чем говорится, тогда может потребоваться логопедия.

Что такое детская логопедия?

Логопедия используется для детей, которым трудно произносить определенные слова или которые не проявляют интереса к разговору. В этой форме терапии используются упражнения, которые помогают улучшить способность ребенка говорить.Причин потери / ухудшения речи много. Ребенок мог получить сильную травму, которая задерживает речевой процесс. Другой пример может заключаться в том, что у ребенка могут быть синдромы задержки речи, которые могут быть генетическими. Логопедия воздействует на речевую способность ребенка, чтобы усилить и улучшить ее.

Каковы вехи развития речи у детей?

Если вас беспокоит, что речь вашего ребенка не улучшается с нормальной скоростью, вам следует помнить о следующих этапах.У вас должен быть запас от трех до четырех месяцев, так как каждый ребенок развивается по-своему и в своем собственном темпе. Также важно отметить, что врачи не всегда могут рекомендовать логопеду малышам, если их общий речевой прогресс не очень медленный.

Моложе 12 месяцев

  • Возможно, ваш ребенок еще не разговаривает, что совершенно нормально для этого возраста
  • Проверьте, использует ли ваш ребенок определенные звуки, чтобы идентифицировать окружающие его предметы
  • Ваш ребенок должен лепетать и ворковать, что проявляет интерес к общению.
  • В 9 месяцев ваш ребенок должен издавать звуки, составляющие слова, даже если он не понимает их значения.

от 12 до 15 месяцев

  • Более жесткие согласные, такие как звуки «п», «н» и «м», теперь должны быть лучше слышны. Однако вы должны помнить, что каждый ребенок разучивает некоторые звуки в разном темпе.
  • Ваш ребенок должен демонстрировать признаки того, что он слушает взрослых, разговаривает и пытается имитировать слова
  • Ваш ребенок должен уметь понимать простые инструкции и следовать им

от 18 до 24 месяцев

  • Вашему ребенку должно быть легко связно говорить от 20 до 50 слов
  • К настоящему времени ваш ребенок должен уметь соединять слова вместе и пытаться составлять предложения
  • Ваш ребенок должен уметь распознавать предметы, которые он видит ежедневно, а также различные части своего тела
  • Он должен уметь понимать более сложные инструкции и следовать им.

Между 2 и 3 годами

  • Ваш ребенок должен иметь гораздо больший словарный запас и учить одно-два слова в день
  • Ваш ребенок должен уметь связывать больше слов, чтобы образовать полные предложения
  • Ваш ребенок должен понимать почти все, что вы говорите, и уметь различать похожие по звучанию инструкции

Распространенные расстройства речи и языка у детей

Некоторые из речевых и языковых расстройств, которые могут возникать у детей, включают:

1.Шарнирное соединение

Заболевание, которое часто встречается у детей, когда ребенок не может правильно произносить определенное слово или издавать определенные звуки. Наиболее частым нарушением артикуляции, обнаруживаемым у детей, является шепелявость, а у детей младшего возраста чаще всего неправильно произносятся согласные звуки «р» или «с». Хорошим примером этого является то, что ваш ребенок говорит «wace» вместо «race» или «thand» вместо «stand».

2. Свободное владение

Это состояние, с которым большинство детей сталкивается в какой-то момент в начале своего речевого процесса.Нарушение беглости — это когда ребенок застревает в определенной части слова и пытается повторить ее более

.

Связь: Дети дошкольного возраста | VLS

«Общение работает для тех, кто этим занимается». Джон Пауэлл

Знаю

Дошкольники умеют и умеют коммуникаторы. Они общаются главным образом с помощью языка, но также полагаются на жесты, мимику и поведение. В следующем разделе будут освещены вехи языка и общения для дошкольников. За ним последует раздел, в котором обсуждаются эти вехи, и рассматриваются три аспекта языка и общения, о которых могут думать лица, осуществляющие уход: восприимчивый язык, выразительный язык и навыки разговора.

Вехи

Язык и общение развиваются с необычайной скоростью в раннем детстве. Большинство детей лепечут около 6 месяцев, произносят первые слова примерно в 1 год, используют комбинированные слова примерно в конце второго года обучения, и к 4-5 годам они уже имеют развитый словарный запас и знают основные правила грамматики. . В дошкольном возрасте дети увеличивают словарный запас, используют более длинные и сложные предложения, решают проблемы и говорят не только о том, что происходит в данный момент.Они говорят о вещах, которые произошли в прошлом, а также о том, что произойдет в будущем. Подумайте, как это увлекательно наблюдать, как трехлетний ребенок перерастает из связки нескольких слов в сложный разговор! В таблице ниже показаны коммуникативные навыки дошкольников по мере их роста. Помните, что индивидуальные различия существуют, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дошкольники достигают этих этапов, и что каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали на курсах познания и физического воспитания, вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения.Думайте о вехах как о руководящих принципах, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут понять, когда и на что обращать внимание по мере взросления маленьких детей. Как дошкольный педагог, вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали из семей, и свои собственные знания во взаимодействии, опыте и среде, которую вы создаете для детей дошкольного возраста.

Вехи развития языка и общения в дошкольном учреждении
Возраст 3
  • Выполняет инструкции в 2 или 3 шага
  • Может называть самые знакомые вещи
  • Понимает такие слова, как «в», «на» и «ниже»
  • Говорит имя, возраст и пол
  • Называет друга
  • Говорит достаточно хорошо, чтобы незнакомцы могли понять большую часть времени
  • Говорит такие слова, как «я», «я», «мы» и «ты», а также некоторые формы множественного числа (автомобили, собаки, кошки)
  • Поддерживает разговор, используя от 2 до 3 предложений
Возраст 4
  • Рассказывает истории
  • Поет песню или произносит стихотворение по памяти, например «Itsy Bitsy Spider» или «Колеса в автобусе»
  • Знает некоторые основные правила грамматики, такие как правильное употребление «он» и «она»
  • Может произносить имя и фамилию
  • Задаёт вопросы и дает объяснения
Возраст 5
  • Говорит очень четко
  • говорит простой рассказ из полных предложений
  • Использует будущее время; например, «Бабушка будет здесь.
  • Говорит имя и адрес
  • Знает и может неправильно применять правила грамматики (т. Е. Говорит «пошел» вместо «пошел»)
  • Начинает использовать «личную речь»; вы можете услышать внутренний монолог ребенка
  • Можно определить общие предметы по использованию (т. е. вилка — это то, чем вы едите)

Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний (2013). Основные этапы развития. Электронный ресурс, доступный по адресу: http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists.pdf

Обучение общению — уникальный процесс, свойственный каждому дошкольнику и семье. Многие аспекты окружающей ребенка среды могут затруднять коммуникативное развитие. Семья может интересоваться коммуникативным и языковым развитием своего маленького ребенка и неуверенно относиться к тому, что они наблюдают, а также к тому, чего ожидать. Как дошкольный педагог, у вас есть возможность сначала учиться у семьи, и вы можете подумать о том, чтобы предложить дополнительную информацию для развития, включая возможные предупреждающие знаки.«Дети включены вместе» могут быть для вас ценным ресурсом (http://www.kitonline.org), а также вехами в развитии и информацией о действиях на раннем этапе, размещенной на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, http: // www. cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В таблице ниже также указаны возможные предупреждающие знаки для дошкольников:

Возможные предупреждающие признаки задержки речи и общения у дошкольников
Трехлетние
  • Слюни или очень нечеткая речь
  • Не говорит предложениями
  • Не говорит понять простые инструкции
  • Не смотрит в глаза
Четырехлетние
  • Не могу пересказать любимую историю
  • Не следует команде из трех частей
  • Не использует «я» и «ты» правильно
  • Говорит нечетко
  • Игнорирует других детей или не отвечает людям вне семьи
Пятилетние
  • Не могу назвать имя и фамилию
  • Не использует множественное число или прошедшее время должным образом
  • Не говорит о повседневной деятельности или опыте
  • Не отвечает людям или отвечает только поверхностно

Как общаются дошкольники

Изучая приведенную выше таблицу, вы можете заметить, что некоторые вехи связаны со способностью детей понимать и понимать язык или то, что говорят другие (восприимчивое общение), другие — со способностью детей использовать слова и говорить (выразительное общение), а другие — со способностью детей использовать слова и говорить. их способность участвовать в языковом обмене со сверстниками или взрослыми (социальная активность).Давайте посмотрим, как эти аспекты общения раскрываются в рамках замечательного развития маленьких детей в возрасте от трех до пяти лет.

Рецептивное общение относится к способности ребенка слушать и понимать язык. Дети начинают понимать больше слов, более длинные предложения и более сложные вопросы. Они понимают названия большинства вещей в их повседневной среде и действия, которые они видят или совершают каждый день. Дети также начинают понимать новые описательные слова, такие как «мягкий», «жесткий» или «гладкий», и слова-эмоции, такие как «безумный», «грустный», «счастливый», «страшный»).

Понимание языка тесно связано с когнитивным развитием детей младшего возраста. Например, трехлетние дети начинают использовать и понимать вопросы «почему», «когда» и «как». К 4 годам дети понимают множество слов, обозначающих цвета, формы и размеры. Понимание языка также тесно связано с грамотностью и ранним развитием математики. На четвертом году обучения дети учатся понимать названия букв, звуки, названия и значения чисел. Восприимчивый язык важен для успеха в дошкольном учреждении, поскольку дети должны понимать, как следовать указаниям, и слушать, что говорят учителя, другие важные взрослые в их жизни или сверстники.

Выразительное общение относится к способности детей выражать себя с помощью слов, жестов и выражений. Они сообщают о своих действиях, эмоциях, потребностях и идеях. Они также реагируют на то, что говорят другие. Это становится ясно, когда вы смотрите, как дети играют друг с другом: они говорят об игре, описывают свои действия и идеи и реагируют на то, что говорят и делают их друзья. Дети дошкольного возраста также могут разговаривать сами с собой, когда они заняты трудными задачами, думать вслух или когда они взволнованы.Например, ребенок может разговаривать с самим собой, когда строит высокую башню из блоков, говоря такие вещи, как «еще один, не падай!», Или когда он выполняет новое или сложное задание: «Я закончил большую головоломку. сам!»

Социальная активность включает понимание и использование правил общения, таких как слушание, чередование и соответствующие способы использования звуков и мимики. Разговоры включают как понимание (восприимчивое общение), так и выражение (выразительное общение).Дошкольники учатся использовать звуки, жесты, выражения лица и слова на языке (языках) их семьи, когда взрослые общаются, разговаривают, читают и поют с ними.

Поддержка общения, языка и грамотности

Эффективные коммуникативные навыки являются неотъемлемой частью самовыражения детей, развития ими социальных отношений и их обучения. Основы этих навыков закладываются при рождении и закладываются в раннем детстве. Когда вы поддерживаете взаимодействие с дошкольниками на основе их интересов, вы помогаете укрепить роль ребенка как партнера в общении.Общение и языковое развитие лучше всего происходит в контексте постоянных, заботливых и отзывчивых отношений.

Ваша роль дошкольного учителя дает возможность поддерживать эти навыки в течение дня. Вы можете использовать свои знания в области общения и языкового развития наряду с наблюдениями за детьми, находящимися на вашем попечении. Вместе эта информация может создать возможности для партнерства с детьми, чтобы поддерживать их интерес через общение. Например, во время еды с дошкольниками вы можете поддерживать зрительный контакт, улыбаться, повторять и добавлять контекст в попытки общения дошкольников или следить за глазами дошкольника, когда он смотрит на зеленые овощи на своей тарелке, а затем сказать: «Ты глядя на твой зеленый горошек.Что еще зеленого? » Или поговорите о том, кто сидит рядом с ребенком. «Кто будет сидеть рядом с тобой сегодня за обедом, Томми? О, смотри, Кассандра сядет рядом с тобой.

Ваша роль дошкольного воспитателя также дает возможность создать среду, которая дает детям все необходимое, чтобы они могли хорошо общаться в раннем возрасте. Коммуникативная среда характеризуется преднамеренным и частым использованием таких стратегий, как:

  • Изучение коммуникативных и языковых навыков у дошкольников
  • Общение и обучение в семье, а также наблюдение и определение стадии развития отдельных дошкольников
  • Добавление слов и идей для наилучшего описания понимания опыта дошкольниками
  • Реагирование на попытки общения детей и развитие того, что дети говорят
  • Использование новых, сложных, и интересные слова в разговоре
  • Следование наставлениям, подсказкам и предпочтениям детей
  • Разговор с детьми в течение дня о событиях дня
  • Встраивание языковых игр, песен и стишков в повседневную рутину и опыт
  • Задание детям значимых вопросов ab проявлять свои действия, интересы, события или чувства
  • Часто читать детям и предоставлять детям возможности взаимодействовать с книгами и печатными материалами
  • Внедрение альтернативных способов и систем общения, основанных на индивидуальных потребностях детей (например,g., используя изображения или визуальные подсказки для содействия общению)
  • Предоставление ежедневных возможностей для участия в мероприятиях, которые помогают им овладеть новыми навыками или практиковать существующие навыки в веселой, стимулирующей и поддерживающей среде

См.

Видео недоступно Смотреть общение и языковое развитие в дошкольном возрасте.

Do

Понимание этапов развития — важный аспект работы с маленькими детьми. Изучение и понимание того, как общаются дошкольники, поможет вам узнать, как поддержать их в развитии языковых и коммуникативных навыков, а также какие виды обучения следует планировать в классе и по программе.В повседневной работе с детьми дошкольного возраста учитывайте следующее:

  • Планируйте осмысленно: В повседневном общении с детьми вы можете целенаправленно планировать действия, которые позволят вам собирать информацию о детях, а также о том, как они развивают и совершенствуют свои коммуникативные навыки. . Например, вы можете наблюдать, как дети общаются со сверстниками или выражают свои мысли, когда они участвуют в повседневной работе в интересующих вас областях, как они следуют указаниям, когда вы ведете их через такие действия, как время в кругу, или как они общаются во время свободной игры со сверстниками. .Вы должны использовать эту ценную информацию наблюдений для планирования занятий, которые способствуют дальнейшему развитию детей, или для адаптации целей и занятий для удовлетворения уникальных учебных потребностей отдельных детей.
  • Будьте внимательны к индивидуальным потребностям детей: Занимаясь этими наблюдениями, помните, что каждый ребенок индивидуален, и что иногда дети могут не достичь ожидаемых результатов. Однако, если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите с тренером.Это может быть сложно, но это может иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Тренеры могут поделиться с семьями информацией о типичном развитии и сообщить им, что ваша программа готова помочь. Если ваша программа предоставляет инструменты проверки развития, они могут помочь начать разговор о ваших проблемах. Вы всегда должны говорить с тренером, тренером или руководителем о том, как помочь ребенку прогрессировать в вашем классе.
  • Чутко реагируйте на потребности и предпочтения семьи: Если члены семьи подходят к вам и разделяют озабоченность по поводу развития своего ребенка, попросите их обсудить их проблемы с тренером.Тренер отвечает за решение проблем, связанных с развитием, и он или она начнет процесс идентификации или направления ребенка. Семьи детей старше 3 лет также могут связаться со своим местным школьным округом. Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка, чтобы ребенок мог получать услуги и поддержку, отвечающие его или ее индивидуальным потребностям. Кроме того, педиатр может провести обследование развития и, возможно, направить ребенка к специалисту.

Узнайте об инструментах, которые использует ваша программа, чтобы помочь понять развитие каждого ребенка. Например, ваша программа может попросить семьи заполнить такие инструменты, как Анкета по возрасту и возрасту (ASQ). Этот и другие подобные инструменты предоставляют вашей программе информацию об уникальном развитии каждого ребенка. Поговорите со своим тренером, супервизором или тренером, чтобы узнать больше об инструментах и ​​процессах, которые использует ваша программа, и с кем поговорить, если у семей возникнут вопросы.

.

Дошкольная программа речи и языка — Город Торонто

Зарегистрируйтесь на экзамен по речи и языку для вашего ребенка. Эта программа полностью финансируется провинцией Онтарио. Это не стоит денег для семей и не требует OHIP.

Добро пожаловать в дошкольную программу речи и языка!

Речь, язык и социальные навыки вашего ребенка важны для построения отношений, обучения и поддержания общего состояния здоровья. Проблемы с коммуникативным развитием у дошкольников удивительно распространены: у каждого 10-го дошкольника наблюдается задержка речи и / или языковой задержки.

Основная цель дошкольной программы речи и языка — обеспечить оптимальное коммуникативное развитие каждого ребенка в Торонто.

Что предлагает программа

Оценка

Патолог речи и языка оценит развитие речи, языка и общего общения вашего ребенка, чтобы определить, присутствует ли задержка, и установить цели терапии.

Обучение родителей / опекунов

Первый и лучший учитель вашего ребенка — это вы! На семинарах, проводимых сотрудниками дошкольной программы речи и языка, вы найдете стратегии, которые можно использовать в повседневных ситуациях.

Прямое лечение / вмешательство

Вашему ребенку могут пригодиться домашние занятия, индивидуальная терапия и / или групповая терапия. По возможности, вашего ребенка будут сравнивать с другими детьми, у которых похожие цели.

Переход в школу

С вашего разрешения, программа дошкольного обучения речи и языка поделится информацией о целях и текущих потребностях вашего ребенка с учителем вашего ребенка, когда он пойдет в школу.

Кто может получать эти услуги

Услуги дошкольной речевой и языковой программы доступны для семей, которые:

  • проживает в Торонто (почтовый индекс начинается с «M» — e.г., M3B XXX)
  • имеют детей дошкольного возраста (с рождения до 31 августа года имеют право посещать детский сад полного дня)
  • обеспокоены речью и / или языковым развитием своего ребенка

Если ваш ребенок посещает школу, поговорите с учителем вашего ребенка или директором школы о любых проблемах с речью и языком. Есть речевые патологи, которые консультируются со школами TDSB и TCDSB.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *