Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

речевой материал, комплекс артикуляционной гимнастики. Формирование правильного звукопроизношения шипящих у дошкольников в домашних условиях

Обследование произношения звука «Ш»

При обследовании произношения специалист должен выяснить, как произносится проверяемый звук в отдельности, в словах, речи. Для этого могут использоваться изображения, в названия которых входит «Ш». Важно, чтобы он занимал разное положение и сочетался с другими звуками. Маленького ученика просят произнести стихотворение, в которых слова имеют «Ш».

Если ребенок нечетко произносит изолированный «Ш» — нужно вначале поставить этот звук, а потом закреплять его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а дефект наблюдается только в словах, нужно поработать над его закреплением в речи.

Правила проверки в домашних условиях:

  1. Ребенок в спокойном состоянии, повторяет нужные слова за одним из родителей. При форсированном произнесении звук часто искажается.
  2. Ребенок не один раз произносит нужный звук. Иногда дети даже при наличии дефекта могут имитировать правильное звучание и нарушение удается заметить не сразу. Услышать дефектное выговаривание проще в словах, где «Ш» произносится вместе с другими согласными. Для проверки ребенку следует выговорить такие слова: каштан, кашне, пунш, мундштук.

У одних детей проблему можно победить на первых занятиях, у других с дефектом борются поэтапно в течение некоторого времени, подбирая соответствующие задания и приемы.

Как проверить произношение буквы «Ш» без логопеда

Логопедами используется емкая процедура обследования, позволяющая выявить проблему и ее уровень. Но проверить речь ребенка можно и самостоятельно. Проверка произношения осуществляется изолированно, в слогах, словах, фразах и предложениях, т.е. по нарастающей.

Проверка произношения изолированного звука осуществляется путем повторения ребенком разных звуков за мамой или папой. Аналогичным образом проводится проверка произношения в слогах. Для более комплексной оценки необходимо, чтобы буква «Ш» находилась в разных позициях (ША, ОШ, УШУ, ОШО и т.д.)

Важно учитывать, что проблема может быть с произношением и других шипящих. Поэтому, если вы решили научить ребенка говорить букву «Ш», то следует быть готовыми к тому, что придется корректировать и другие звуки.

Для проверки произношения «Ш» в словах желательно подготовить или приобрести карточки с рисунками. Это превратит процедуру в забавную игру. Логопедические слова на букву «Ш» подбираются так, чтобы необходимый вам звук находился в разных положениях. При выборе предложений и словосочетаний следует отдавать предпочтение тем, в которых он встречается в разных местах.

Оценка уровня произношения

Выговаривание любого звука может быть неправильным. В таком случае, самый простой вариант — это отсутствие звука [Ш]. Тогда речь ребенка будет звучать примерно так: апка, ина, маина и т.п.

Чаще встречается искажение звука. При щечном произношении воздух проходит не через язык и губы, а уходит в щеки. В итоге на выходе получается глухой шум. Визуально видно, как надуваются щеки ребенка.

Иногда ребенок можно произносить шипящие в «нижнем» положении. В таком случае к твердому небу приближается не кончик языка, а средняя часть его спинки. В таком случае получается нечто похожее на [Щ].

Если малышу будет удаваться произносить [Ш] задней часть языка, которая сближается с твердым небом. На выходе можно услышать нечто напоминающее фрикативное [Х] или звонкое южнорусское [Г].

Важно! Точно нарушение сможет выявить только логопед.

Когда ребенок учится разговаривать, то он может заменять один звук на другой. Часто замена группы шипящих идет на свистящие — до четырех лет — это физиологическая норма.

При проблемах дошкольник начинает менять [Ш] на [С]. В таком случае вместо «шапки» он говорит «сапка», вместо «машина» — «масина».

Возможные отклонения

Во время обследования можно выявить, что звук «Ш» произносится некорректно. Несмотря на то что этот звук считается глухим, произносить его нужно четко и чисто.

Возможные отклонения:

  1. Ребенок слишком выставляет язык между зубов, в результате чего получается шепелявый звук.
  2. Сигматизм у «Ш» появляется при сильном напряжении глубокой части языка. Тогда «Ш» заменяется на «Х».
  3. При боковом сигматизме получается «хлопок».
  4. Призубный парасигматизм — язык упирается в верхние резцы. Вместо «Ш» получается «Т».
  5. При губно-зубном парасигматизме «Ш» звучит, как «Ф».
  6. Вместо «Ш» звучит «С», это свистящий парасигматизм.

Важно рассказать ребенку, как правильно должны располагаться речевые органы. Занятия должны сопровождаться наглядными аналогиями и демонстрациями.

Постановка и автоматизация звука Ч, упражнения по дифференциации звуков Ч-Т, Ч-Ц, Ч-Щ

Поставить ребёнку букву Ч и звук [Ч] можно и без помощи логопедов, а при организации самостоятельных систематических занятий. Есть много интересных способов, как помочь детям понять, как же нужно перестраивать язык, чтобы вышел артикуляционно правильный звук  [Ч].

Возраст ребёнка и готовность речевого аппарата

Если малыш 3-4 лет не выговаривает звук и букву Ч, это ещё находится в пределах нормы, поскольку артикуляция звука [Ч] сложная:

  • кончик языка поднимается к нёбу, сгибаясь крючочком так, чтобы коснуться альвеол верхних зубов с внутренней стороны;
  • на короткое мгновение он присасывается к нёбу;
  • потом всё тело язычка резко опускается вниз.

Такая сложная артикуляция звука [Ч] доступна детям с 5 лет. Ребёнок готов произносить его произносить, если он уже освоил  звуки [Ж], [Ш] и [Щ].

Прислушайтесь к звукообразованию [Ч] и вы услышите, что звук состоит из мягкого [т’] и резкого [щ’] .

Характеристика звука [Ч]:

Звук [Ч’] – согласный, глухой, всегда мягкий.

Постановка звука [ч]

Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:

  1. С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
  2. С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
  3. Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.

Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.

Артикуляционная гимнастика

Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:

  • «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.
  • «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
  • «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.

Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].

Правильная артикуляция

Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:

1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:

  • малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
  • ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.

2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :

  • нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.

3. Упражнение с применением игровой формы подражания:

  • имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
  • читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.

4. Использовать опорные звуки:

  • попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.

Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.

Автоматизация звука [ч]

Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:

  • сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
  • проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
  • произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
  • проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
  • чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
  • чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.

Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],

Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и  [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.

Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].

Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [ч] рекомендуется проводить длительностью до 10 минут для детей 4-5 лет и до 20 минут для 6-7-летних ребят.

Методическая разработка по логопедии по теме: Методические рекомендации по постановке звука [Ш]

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

г. Пыть-Ях

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа № 6

Методические рекомендации

по постановке звука [Ш]

Составитель:

Зайнуллина Динара Фаритовна –

учитель-логопед

2013г.

Содержание:

Пояснительная записка

  1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Ш]
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Постановка звука [Ш]
  • Постановка звука [Ш] от звука [Т]
  • Постановка звука [Ш] от правильного звука [С]
  • Постановка звука [Ш] от правильного звука [Р]
  • Постановка звука [Ш] с механической помощью
  • Постановка звука [Ш] по показу артикуляции
  • Постановка звука [Ш] на вдохе
  • Постановка звука [Ш] при аномалиях строения речевых органов
  1. Изолированное произношение звука [Ш]
  2. Автоматизация звука [Ш] в слогах
  3. Автоматизация звука [Ш] в словах
  4. Автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях
  5. Автоматизация звука [Ш] в предложениях
  6. Автоматизация звука [Ш] в литературных произведениях (чистоговорках, поговорках, стихах, тексте)

Список используемой литературы

Пояснительная записка

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а так же необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля), а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.

Нужно также отметить, что недостатки произношения звуков провоцируют возникновение такого тяжелого, сложно поддающегося коррекции речевого дефекта, как заикание.

Основной целью коррекции звукопроизношения является развитие устной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием ребенка как личности: развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, способности преодолевать трудности.

Задачи коррекции звукопроизношения детей определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.

Конкретные задачи коррекции звукопроизношения разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

-овладение речевой деятельностью в разных её видах;

-развитие звукового анализа слов;

-развитие фонемного восприятия, т.е. дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики;

-развитие умения произвольно управлять вниманием, регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой группы;

-формирование речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной форме;

-обогащение словарного запаса;

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

Данная методическая рекомендация предназначается родителям, студентам-логопедам и учителям-логопедам.

  1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Ш]

Накажем непослушный язычок (самомассаж языка)

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.

Лопатка

Рот откройте, улыбнитесь. Положите широкий расслабленный язык на нижнюю губу и удерживайте его в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык, закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

Качели

Рот откройте, улыбнитесь. Выполните следующие движения языком вверх-вниз: 1) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку; 2) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним. Движения выполняются в спокойном темпе 5—10 раз.

Маляр

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка нужно погладить нёбо, делая движения вперед-назад (от зубов в глубь рта и обратно). Выполните 5 — 10 движений.

Грибок

Рот откройте, улыбнитесь. Прижмите широкий язык всей плоскостью к нёбу, затем присосите его к нёбу и удерживайте в таком положении 5—10 секунд. Язык будет похож на шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — на его тоненькую ножку. Затем «отклейте» язык. Закройте рот. Повторите упражнение 2—3 раза.

Вкусное варенье

Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз.

Выполните 5—10 движений, затем уберите язык и закройте рот.

Чашечка

Рот откройте, улыбнитесь. Язык высуньте и придайте ему форму ковша: боковые края и кончик подняты, средняя часть прогибается книзу. Удерживайте язык в таком положении 5—10 секунд. Затем уберите язык и закройте рот. Повторите упражнение 2 — 3 раза.

Фокус

Удерживая язык в положении «Чашечка», подуйте на кончик носа так, чтобы ватка, положенная на кончик носа, подлетела вверх. Повторите упражнение 3—5 раз.

  1. Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Солнышко
Раз, два, три, четыре, пять!
-Показывать заданное количество пальцев.
Солнце глянуло в кроватку!
— Кулачок «просыпается» (сжимать и разжимать кулачок).
Раз, два, три, четыре, пять!
Дружно сделаем зарядку!
— Кулачок «просыпается».

Петушок
Петушок наш вдруг проснулся,
— Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные расставлены вверх.
Прямо к солнцу повернулся.
— Повертеть кистью руки в разные стороны.
Кукарекнул раз, два, три!
— Разводить и сводить указательный и большой палец.
Ты сегодня не проспи.

Мячик
Друг веселый, мячик мой!
— Сделать круглое колечко из большого и указательного пальчиков.
Всюду, всюду ты со мной!
— Читать стихотворение и менять в колечке верхний пальчик один за другим.
Раз, два, три, четыре, пять
Хорошо с тобой играть.

Домики для пальчиков
Раз, два, три, четыре, пять —
-Дети разжимают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с мизинца.
Вышли пальчики гулять.
-Ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять-
-Сжимают пальцы в кулачки.
В домик спрятались опять.
-Начиная с мизинцев, поочередно поворачивают кулачки, как бы рассматривая «домики» пальчиков.

Замок

На двери висит замок (руки в замке)
Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем, не разжимая)
Потянули, (потянули)
Покрутили, (вращаем руки)
Постучали (стучим основанием ладоней)
И – открыли! (руки разжимаются)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж (водим пальчиком вокруг уха)
Летят осы вокруг носа, сссс (водим пальчиком вокруг носа)
Летит комар, на лоб — оп (пальчиком дотрагиваемся до лба)
А мы его — хлоп (ладошкой до лба)
И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)
Отпустим комара? Отпустим!
(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

Котик (выполнять действия по смыслу)

Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.

Котёнок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки — жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка
(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).

  1. Постановка звука [Ш]

СПОСОБ I. ПОСТАНОВА ЗВУКА [Ш] ОТ ЗВУКА [Т].

Ребенок должен длительно произнести звук [т], приставив широкий кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком «целится» себе в ладонь.

 Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь.

Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение перед зеркалом.

Укажите ребенку на этот, не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после [т], скажите ему, что так «шипит» змея.

При длительном произнесении звука [т] рот ребенка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребенок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он прикрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струей.

Затем ребенок сразу должен «шипеть» как змея. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке.

Во время длительного произнесения звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щеки ребенка около углов его рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука [ш] станет совсем точным.

В дальнейшем ребенок должен сам округлять губы (можно перед зеркалом).

Когда звук [ш] будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте его в слогах (по картинкам).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С]

1. Если ребенок произносит звук [с] при верхнем положении языка, начинайте ставить ему звук [ш] (см. ниже).

2. Если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка, ему нужно сначала поставить «верхнеязычное» произношение этого звука.

Постановка звука [с] при верхнем положении языка.

Ребенок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (покажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с].

Если звук [с] не получается, нужно начать длительно произносить звук [с] при нижнем положении языка и в это время вести языком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось.

Немного потренируйте с ребенком верхнее произношение звука [с].

Окончательная постановка звука [ш].

Ребенок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечеткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш].

Скажите ребенку, чтобы он «полз» кончиком языка от зубов к альвеолам, как бы «ощупывая им дорогу». Губы ребенка постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы.

Когда ребенок произнесет звук [ш], скажите ему, что так «шипит» змея.

Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребенка и выдвиньте вперед его губы.

В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

В заключение переходите к произношению слогов (по картинкам). Обучайте «змею разговаривать».

Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он произносит.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Р]

Пусть ребенок длительно произнесет звук [р] (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке).

Затем нужно произнести этот звук шепотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш].

Скажите ребенку, что так «шипит» змея.

Округлите ребенку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ.

В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает.

После этого переходите к произношению слогов.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Пусть ребенок длительно произносит звук [с] при верхнем положении языка (см. способ 2). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель.

Во время такого произнесения вы вводите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш].

Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть».

В это время округлите губы ребенка, нажав на углы его рта пальцами. Послышится полноценный звук [ш].

В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало).

Обратите внимание ребенка на тот звук, который он произносит, скажите ему, что так «шипит» змея.

После этого переходите к произнесению слогов (по картинкам) вначале со шпателем, затем без него («обучайте змею разговаривать»).

Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он выговаривает, и попросите его повторить его вслед за вами.

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ

Ребенок должен выполнять упражнение «Чашечка». В результате он научится придавать языку ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш].

Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди — с наружной стороны).

В этом положении ребенок должен «дуть на край чашечки» («чтобы остудить налитый в нее чай»). Выдох нужно ощущать на приставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.

Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.

Все это время ребенок должен продолжать «дуть на край чашечки». Нечеткий свистящий звук сначала заменится на [с], затем послышится звук [ш] (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта).

Все это ребенок должен выполнять по вашему показу (вам только нельзя произносить звук [ш]).

 Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить звук [ш], обратите его внимание на этот звук. Скажите ему, что так шипит змея.

В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам и «шипеть».

После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть».

Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало).

Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам).

Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он произносит.

СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ

Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончиком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над нижними, между ними небольшой просвет.

Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на коротком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холодок от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребенок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не получится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между верхними резцами и кончиком языка.

После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется прислоненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвеолы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.

Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспроизводит этот звук «шороха».

Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы послышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воздуха, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обратно (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш].

Укажите ребенку на то, что на выдохе «шорох» получается более звучным.

После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда).

Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперед губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

Обратите внимание ребенка на то, что так «шорох» стал еще более звучным и уже превратился в настоящее «шипение», как будто шипит змея.

В дальнейшем пусть ребенок округляет губы самостоятельно и без предварительного вдоха сразу на выдохе «шипит».

«Обучайте» вашу змею «произносить слоги».

Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов

Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки этого звука (см. с. 84) до тех пор, пока у него не сформируются необходимые двигательные навыки.

Ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребенок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвертым способом.

При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно.

Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.

Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не вырастают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности альвеол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жестким.

Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно произносить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности альвеол. Можно воспользоваться также вторым, четвертым и пятым способами. Во всех случаях язык ребенку придется продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придется полагаться на собственный слух: как только в произношении ребенка послышится звук [ш] – нужная точка артикуляции найдена.

Когда у ребенка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш]. Для этого во время произнесения звука кончик языка нужно будет продвинуть вперед, чтобы он оказался с наружной стороны альвеол. Звук будет звучать мягче.

4 – ИЗОЛИРОВАННОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

5 – АВТОМАТИЗАЦИЯ В СЛОГАХ:

5.1. – в прямых

ша-ша-ша

шо-шо-шо

шу-шу-шу

ши-ши-ши

ша-шо-шу

шо-шу-ши

шу-ши-ша

ши-ша-шо

ша-шу-шо

шу-шо-ши

шо-ши-ша

ши-ша-шу

ша-ши-шо

ши-шо-шу

шо-шу-ша

шу-ша-ши

шо-ша-ши

ша-ши-шу

ши-шу-шо

шу-шо-шу

5.2. – в обратных

Аш-аш-аш

ош-ош-ош

уш-уш-уш

иш-иш-иш

аш-ош-уш

ош-уш-иш

уш-иш-аш

иш-аш-ош

аш-уш-ош

уш-ош-иш

ош-иш-аш

иш-аш-уш

аш-иш-ош

иш-ош-уш

ош-уш-аш

уш-аш-иш

ош-аш-иш

аш-иш-уш

иш-уш-ош

уш-ош-уш

5.3. – со стечением согласных

шта-што-шту-шты

што-шту-шты-шта

шту-шты-шта-што

шты-шта-што-шту

ашт-ошт-ушт-ышт

ошт-ушт-ышт-ашт

ушт-ышт-ашт-ышт

ышт-ашт-ошт-ушт

тша-тшо-тшу-тши

тшо-тшу-тши–тша

тшу-тши-тша-тшо

тши-тша-тшо–тшу

шка-шко-шку-шкы

шко-шку-шкы-шка

шку-шкы-шка-шко

шкы-шка-шко-шку

кша-кшо-кшу-кши

кшо-кшу-кши-кша

кшу-кши-кша-кшо

кши-кша-кшо-кшу

акш-окш-укш-ыкш

окш-укш-ыкш-акш

укш-ыкш-акш-окш

ыкш-акш-окш–укш

шпа-шпо-шпу-шпы

шпо-шпу-шпы-шпа

шпу-шпы-шпа-шпо

шпы-шпа-шпо-шпу

ашп-ошп-ушп–ышп

опш-упш-ыпш-апш

ушп-ышп-ашп-ошп

ыпш-апш-опш-упш

пша-пшо-пшу-пши

пшо-пшу-пши-пша

пшу-пши-пша-пшо

пши-пша-пшо–пшу

мша-мшо-мшу-мши

амш-омш-умш-ымш

шма-шмо-шму-шмы

ашм-ошм-ушм-ыпш

6 – автоматизация в словах:

6.1. – с прямым слогом

Шапка

шов

шахматы

шок

шахта

шёпот

шайба

шея

шанс

шелест

шаман

шелестеть

шагать

шептать

шампиньоны

шевелить

шуба

шум

шут

шутка

шумный

шуметь

шумовка

шутник

шина

шить

шикать

шипы

шиповник

шифон

шипеть

шимпанзе

мышата

мешать

дышать

ушанка

мешок

пушок

петушок

капюшон

дыши

ошибка

ушиб

тишина

кушетка

ошейник

мишень

квашеный

6.2. – с обратным слогом

наш

ваш

кашка

башня

ушко

мушка

мышка

пышка

дашь

мышь

камыш

душ

тушь

ешь

пьёшь

финиш

букашка

кашне

башмак

каштан

шашка

кошка

мошка

окошко

подушка

катушка

кукушка

квакушка

кумушка

бабушка

дедушка

избушка

вышка

шишка

донышко

пятнышко

мишка

вишня

пешка

успешно

6.3. – со стечением согласных

штаб

штамп

штат

штанга

штаны

штопка

штопать

штука

штык

шкаф

шпага

шпагат

шпатель

шпиль

шпинат

шпингалет

шпион

шмель

шницель

швы

шлейф

шлем

шлюз

шлюпка

шляпа

7 – автоматизация в словосочетаниях:

7.1. – с прямым слогом

шалун шагает

кушает тушёнку

шайка шайтанов

ошейник Шавки

шею и уши

шила на машинке

шотландцы из Шотландии

шить шинель

шимпанзе шушукает

шипучий уж

мешок шалфея

Даша кошатник

шов на шубе

галоши и гамаши

камешек нашёл

в шине шило

шить мешает

шалость малыша

пишу шутки

по шашкам и шахматам

камыши колышет

кушает тушёнку

вышиваю шаль

ошибка мошенника

ишак шатался

шум шагов

тушёные шампиньоны

шел шагом

шумный еж

Наташина шуба

лошадь пашет

шуба на вешалке

в шалаше тишина

широкий шарф

шорох в тишине

широко шагать

шикарный шиньон

хорошо на душе

шарлатан с шарманкой

брошенный кошелек

шинковать грушу

на крыше шифер

широкий шифер

шорник подошёл

шут за ширмой прошу не шуметь

крушить машину

шифоновые рюши

шатается на шарнирах

шайка шулеров

пишу карандашом

хороший шарлатан

шоколадная шарлотка

шаркающие шаги

не нарушаю тишины

шугать шушеру

шуршание машинных шин

Мариша в шиньоне

широкий шуруп

шаткий шифоньер

у шофёра шашечки

шарж на шахматиста

шахтёр не шумел

Шушера шушукала

 

7.2. – с обратным слогом

ешь кашку

нашёл ландыш

шила не утаишь

поешь вишни

карандаш у малыша

шалаш хорош

брошь украшала

финиш впереди

пьёшь сок

дай тушь

пошел в душ

увидел камыш

испугался мышь

дашь шишку

7.3. – со стечением согласных

дедушкины шахматы

шьёт штанишки

штанишки для Яши

у Яши мешок

мешок каштанов

мишка шатун

дедушка и бабушка

швея шьёт

нашла в мешке

шишка на макушке

в шкатулке катушки

шипение кошки

удушливый кашель

кошка в лукошке

шампиньоны в лукошке

бешметы и башлыки

в норушке крошки

шагаю в штиблетах

юноша и девушка

вышел из нашей школы

нашли в шкафу

у мишки шишка

на бабушкиной шее

шуба из шиншиллы

мамаша квакша

лягушка на подушке

шуба бабушки

шумные пташки

пшенная каша

шелковое кашне

шиншилловая шуба

малышка мартышка

мишка шатун

пшенная каша

шалить в школе

шмыгать и кашлять

шумит каштан

выше башни

шапка в шкафу

дедушкина ложка

штопаная шаль

лягушка-квакушка

дашь лукошко

под подушкой ватрушка

Шарик нашкодил

ромашки на пашне

шелковая  штора

Алешина рубашка

пятнышко на рубашке

шуршат букашки

шмель и шершень

шлепнулся орешек

добродушная лошадь

брошка Алёнушки

на ромашке букашка

на ладошке горошки

маршал марширует

школьный хорошист

школьная шарада

в поварёшке рыбёшка

на рубашке кушак

бесшабашная барышня

Глаша маникюрша

хорошие башмаки

решетка на башне

рубашка Паши

кружка под крышкой

на малышке рубашка

книжка про мышку – норушку

широкополая шляпа

шофёр «шкоды»

хорошая шпаргалка

горошек на ладошке

8 – автоматизация в предложениях:

8.1. – с прямым слогом

Шапочник шьёт шапки.

Миша ешь шоколад.

Шок — это по-нашему!

Маша кушает тушёнку.

Шушера шумно шушукает.

Я ношу шубу и шапку-ушанку.

Я вышиваю шаль шелком.

Шейху подали шербет и шепталу.

Надели Паше галоши и гамаши.

Шахтёр крушил шахту.

Мамаша малыша шатенка.

Я пишу прошение о шахтерах.

Я ушиб шею.

Маршал ушёл с шумом.

Я ушел в гараж[ш].

Наташа  пишет тушью.

Шарманки шамкают и шали шаркают.

К платью пришили шифоновые рюши и широкое шитье.

Шарканье ног не нарушало тишины.

Шорник подошел к шалашу.

В кошелке метр шелка.

Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.

Шаги шакала бесшумны.

Прошу не шуметь.

Ветер шумит над крышей и камыши колышет.

Милости прошу к нашему шалашу.

Я по бережку пошёл, белый камешек нашёл.

Миша хорошо пишет.

У хорошей артели и лошади в теле.

Хорошую шубку подарили Дашутке.

Хороша Маша, да не наша.

8.2. – с обратным слогом

Берешь, трёшь и отдаёшь.

Наш шалаш хорош.

Хочешь шашлык?

Тише едешь — дальше будешь.

Потеряешь — не найдешь.

Маша, поешь каши.

В «уж», «замуж», «невтерпеж» этой буквы («ь») не найдешь.

Какая тишь — лишь ветер шевелит камыш.

Ты опять шалишь, мой малыш.

От капли уйдешь, а под дождь попадешь.

Как только подойдёшь к берегу, увидишь небольшой шалаш.

Шилом моря не нагреешь.

Не по-хорошему мил, а по милу хорош.

Когда ешь, хорошенько жуй.

Добро потеряешь — опять наживешь, друга потеряешь — уже не вернешь.

С хорошим другом горы свернешь, с плохим — горя хлебнешь.

Одной рукой в ладоши не похлопаешь.

Когда говоришь, хорошенько думай.

Наташа нашла ландыш, а я нашёл три ландыша.

8.3. – со стечением согласных

У Алёшки широкая лепёшка.

Брошь украшала шею бабушки.

Мышь шуршит под шинелью.

У Ариши в лукошке шампиньоны.

Дедушка с бабушкой рядышком.

Швея шьёт на швейной машине.

Малыши играют в пятнашки.

Маша нашла в мешке шпагат.

Парнишка что молчишь?

Даша вышивает бабушке подушку.

На Шреке шарф из шифона.

На подушке вышиты кошка и мышка.

Бабушка шила шапку из шиншиллы.

У кошки шея и ушки.

Дедушка, шаркая, шёл к Катюше.

Бабушка вышивает петушка.

У малышки шуршащая погремушка.

У Яши пшенная каша.

Бабушка шьёт штанишки Яше.

Я шью шорты на швейной машине.

У Яши мешок каштанов

Шахиня шла на шпильках.

Паша шатался по школе.

У Маши-малышки теплые шапка да шарфик.

Штурман шёл к штурвалу.

Я дарю шкатулку барышне.

Шило в мешке не утаишь.

Я хорошо швартую шлюпку.

Крошка букашка шмыгнула в лукошко.

Малыши-голыши шлёпают в шлёпках.

У меня большой шкаф.

У меня хорошие башмаки.

Матрешка шлепнулась с шарманки.

Наташа вошла, шурша шелковой шалью.

В мешке проросшая картошка.

Бабушкину шкатулку нашли в шкафу.

В шляпном ателье шили шапки, бешметы и башлыки.

Штормовой шквал швырнул шлюпку на шхеры.

Вошла барышня в шлафроке, украшенном шлицами и  шлейфом.

Мы наблюдали, как пришвартовывались шхуны «Шваб» «Шпрее», «Штутгарт» и швертбот «Швед».

Шуршали шины машин рядом с пешеходной дорожкой.

В шалаше лишь шмель шумел.

У мышки-крошки в норушке крошки.

Хорошо в дорожку пирожки с картошкой.

Лошадь пошла шагом.

Юноша и девушка из нашей школы вышли победителями  турнира по шашкам и шахматам.

Шипели шкварки на плите.

Работа шла не шибко.

Тишину душного полдня нарушили шаги Шуриного де душки.

Кошка только на мышей и хороша.

Ум — хорошо, а два — лучше.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

Больше знай — меньше болтай.

Неумелой швее и иголка с ниткой шить мешают.

И поедим, и спляшем, только пашни не напашем.

На пирушке и колотушки пляшут.

Поменьше болтай, побольше делай.

В холод кошка мышей не ловит.

По Ивашке и рубашка.

Миша и Паша играют в шашки.

 Миша проиграл две пешки.

Тракторист пашет пашню.

Тётя Даша шьёт мне рубашку.

Алёша и дедушка пошли собирать шишки.

Маша вышла на опушку и увидела кукушку.

Шуршит в норке мышка, а её караулит кошка.

В нашем доме ребятишки очень любят читать книжки.

Бабушка и Алёнушка пошли гулять, орешков набрать.

Хорошо шагать пешком утром по опушке.

Две лягушки-попрыгушки пошумели на опушке.

У Гриши под мышкой книжка.

Я нашла букашку на большой ромашке.

Кошка-шалунишка катает шарик.

Маша отдохнула на опушке и пошла дальше.

На ладони — башня, крошечная башенка, в белый цвет окрашена игрушечная башня.

На опушке небольшой домишко.


9 – автоматизация звука в литературных произведениях (чистоговорках, поговорках, стихах, тексте)

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что-то шепчут камыши.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Это утка в камыше.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

Выходи из камыша.

Ше-ше-ше, ше-ше-ше

Нет уж утки в камыше.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

Что же шепчут камыши?

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Я пишу уж хорошо,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Всё, что хочешь, напишу,

ши-ши-ши, ши-ши-щи

«Ешьте кашу»,— напиши,

шу-шу-шу, шу-шу-шу

—  Это я уж напишу,

шо-шо-шо, шо-шо-шо

—  Вижу, пишешь хорошо.

 

Дали Маше манной каши.

Маше каша надоела.

Маша кашу не доела.

Маша, кашу доедай,

маме не надоедай!

 

Хороша швея Наташа

Шила шубку —

сшила юбку.

Шила шапку —

сшила тапку.

Ну и Наташа!

—  Наташа, как мышка шуршит бумагой?

—  Ши-ши-ши!

—  А как уж шипит?

—  Ш-ш-ш-ш!

—  А как люди шепчутся?

—  Шу-шу-шу!

—  И откуда ты, Наташа, всё это знаешь?

Везёт нас лошадка

Везёт нас лошадка,

лошадка, лошадка —

ни шатко, ни валко,

ни валко, ни шатко.

Стегнуть бы

кнутом бы

лошадку,

да — жалко…

А. Шибаев.

Сон. 

—  Мама, подожди немножко,

Не буди! — кричит Алёшка.

Одеяло — к носу ближе:

—  Я во сне пятёрки вижу. 

Л. Корчагина.

 

Миша пишет.

Вот детишки Маша, Миша.          

Маша меньше, Миша выше.      

Миша Маше что-то пишет.        

Отгадай, что пишет Миша.

***

На лугу поспела кашка.

Кашку ест корова Машка.

Машке нравится обед:

ничего вкуснее нет!

А. Шибаев.

Катюшки

В деревушке три Катюшки

взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

сшили дедушке кафтан,

сшили бабушке жакет,

сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам,

всем Андрюшкам и Наташкам,

сшили яркие штанишки,

сшили пёстрые рубашки.

А. Стройло.

 

Мошки.

Облепили лампу мошки,

греют  тоненькие  ножки.

Осторожно, мошки!

Обожжете ножки!

В. Лунин.

***

Лягушки-попрыгушки,

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки!

Шапка.

У шапки-ушанки

Шнурочки на ушках,

Чтоб кверху завязывать

Шапкины ушки.

  И. Лопухина.

 

Шарф.

Для Мишутки-малыша

Вяжет Маша тёплый шарф,

Шарф на шею он повяжет

И «спасибо» Маше скажет.

  И. Лопухина.

 

Варежки.

Вяжет Мише бабушка

Тёпленькие варежки,

Чтобы греть ладошки

Мишутке-крошке.

  И. Лопухина.

 

Шубка.

Тёплую шубку

Наденем на Мишутку.

В шубке малышка

Как медвежонок Мишка!

  И. Лопухина.

 

Рубашка.

На Мишиной рубашке

Вышиты ромашки,

Вышиты ромашки,

Ландыши да «кашки».

 И. Лопухина.

***

Маша нашему малышке

Шила новые штанишки,

Шила шубу, шила шарф,

Для Мишутки – малыша.

На Малышкиной рубашке

Шёлком вышила кармашки.

Наш Мишутка так хорош –

Краше Миши не найдёшь!

Он шагает по дорожке

В шитой Машею одежке.

 И. Лопухина.

***

Шалунишка наш Павлушка!

Потрошит малыш подушку!

И рубашка, и штанишки –

Всё в пушинках у малышки!

 И. Лопухина.

***

Кормит малыша Наташа

Из широкой плошки кашей:

— Ешь, малышка, жуй, Антошка!

Вот тебе большая ложка!

 И. Лопухина.

***

Шапка, варежки и шуба,

Пряжка, ремешок, штаны…

Так укутан – даже губы

Из-под шарфа не видны!

 И. Лопухина.

 

Мышонок и Мышка (шепталка)

Мышонку мама – мышка

Шептала: — Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!

А я, — шептала мышка, —

Подушку шью, малышка!

В подушке не пушинки,

А шутки и смешинки.

Поешь пшена немножко

И спать ложись, мой крошка.

Лишь голову положишь –

Во сне увидеть сможешь

То, что шепнёт на ушко

Волшебная подушка.

  И. Лопухина.

* * *

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Опушка боброва,

Маша черноброва.

* * *

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

И накормила кошку.

*** 

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлёпнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что ещё в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

М. Яснов.

 * * *

Шмель продаёт шары воздушные.

Шары такие непослушные!

Шары шуршат и в небо рвутся,

А шелковинки-нитки рвутся.

 Г. Сапгир.

 * * *

Шмель шнырял, шуршал в шалфее,

Шмель ужасный шум затеял,

Столько дел он натворил –

Даже шершня разбудил.

А. Пудваль.

***

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

— Как расшумелись шалуны!

А. Усачёв.

***

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой          ширины.

В. Кожевников.

 ***

Мишка милый, мишка славный,

Неуклюжий и забавный.

Мишка весь из плюша сшит,

Ватой пышною набит.

***

Уронили мишку на пол,

оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

потому что он хороший.

А. Барто

Список используемой литературы:

какие причины нарушения, как выполняются артикуляционные упражнения для постановки и закрепления произношения – Развитие речи у детей

Часто детям трудно дается произношение различных фонем и звук Ш не исключение. Они шепелявят, из-за чего могут подвергаться насмешкам окружающих их сверстников. Чтобы убрать этот дефект нужно провести постановку и автоматизацию звука Ш.

Содержание статьи

Причины нарушения

Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук Ш.

  • Боковой сигматизм проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей присутствует , мышцы языка плохо развиты.
  • Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
  • При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
  • Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
  • При зубной парасигматизм заменяет в словах звук «ш» на глухой «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
  • Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».

Важным фактором является также манера общения родителей с малышом. Часто взрослые специально подражают ребенку, считая такое произношение забавным. Однако малышу кажется, что так и нужно говорить, поэтому он со временем привыкает к неверному произношению.

Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно.

При плохой артикуляции происходит снижение качества произношения звуков. Также при короткой уздечке возникают проблемы с сосательным рефлексом.

Артикуляционные упражнения

Существует целый ряд упражнений, которые направлены на постановку правильного произношения шипящих звуков. При этом следует учитывать индивидуальную характеристику каждого малыша.

Упражнение «Лопатка» выполняется для расслабления языка. Следует широко улыбаться при открытом рте. Затем язык вытягивается вперед, кончик ложится на нижнюю губу. Язык должен касаться по бокам уголков рта.

Важно: перед постановкой любого звука необходимо правильно отрегулировать движения артикуляционного аппарата во время произношения и закрепить полученный результат до автоматизма. Это единственно верный путь для решения проблемы.

Прием «Пирожок» выполняется, чтобы укрепить языковые мышцы. Он также поможет развить боковые стенки языка. При улыбке с открытым ртом следует положить язык на нижнюю губу. Затем боковые стенки языка поднимаются чтобы образовать впадину по центру. Положение удерживается до десяти секунд.

Подвижность языка улучшается при выполнении задания «Качели». Артикуляционная гимнастика заключается в том, чтобы язык лежал на губе широко и плоско. Нельзя допустить его сужения. Затем язык поэтапно тянется к потолку и полу. Потом движения происходят в сторону верхней и нижней губы.

Далее язык следует расположить между губой и зубами. Нужно проделать это как сверху, так и снизу. После этого язык касается резцов.

Завершить упражнение следует касанием языка альвеол за нижними зубами, а потом за верхними.

Домашнее задание «Язык шагает через зубы» является хорошим способом постановки звука «ш». Он поможет научить ребенка управлению языком. Для этого следует открыть рот и улыбнуться. Широким концом языка проводить касания внутренней части зубов сверху и снизу.

Упражнение «Маляр» способствует исправлению неверного произношения «ж» и «ш». Следует улыбаясь приоткрыть рот и расслабить губы. Нижняя челюсть обязана быть статичной и не двигаться. Кончиком языка нужно поглаживать небо, важно чтобы он не вышел за предел ротовой полости.

Необходимо правильно выполнять артикуляционную гимнастику чтобы упражнения приносили плоды. Каждому ребенку нужно разработать отдельное индивидуальное занятие, которое отвечало бы всем проблемам произношения.

Детям 4-5 лет проводят также дыхательную гимнастику. На стол кладется ватный шар, который следует двигать струей воздуха. Губы нужно сложить в трубочку, при этом щечная часть полости рта участия не принимает.

Важно, чтобы задания были интересными. Тогда малышу, у которого не получается произносить звуки, станет весело и занимательно их выполнять. Это значительно ускорит проявление положительных результатов.

Способы постановки фонемы Ш

Специалисты используют механическое становление правильного звука «Ш» с помощью других фонем:

  1. Постановка от фонемы «с». В момент произношения звука язык поднимается медицинским зондом, похожим на шпатель. Также можно использовать любую стерильную палочку. Когда звук «ш» появится изолированно, нужно пытаться его выговорить без посторонней помощи.
  2. Постановка от фонемы «р». Выполняется при условии хорошо выговариваемого звука. При воспроизведении инструментом придерживают кончик языка, устраняя вибрирующие движения. Предварительно можно выполнить с малышом упражнение «парус», чтобы правильно поставить язык.
  3. Постановка с помощью гласных. Здесь наиболее подходят звуки «а», «ы», «э». Ребенка просят воспроизвести одну из фонем и поднимают язычок зондом. Должно получиться аш-ыш-эш.

На заметку: становление «ш» с помощью гласных чаще всего используют при дизартрии. При тяжелых нарушениях речи – этот вариант наиболее действенный особенно, если в лексиконе совсем мало правильно выговариваемых звуков.

Закрепление

После того, как ребенку удалось произнести звук «ш», важно закрепить результат, и автоматизировать процесс.

Для этого создают специальную картотеку заданий для каждого малыша. Начинать нужно с простых слов и словосочетаний, в которых часто встречается проблемный звук. Можно также завести специальную домашнюю тетрадь для закрепления результатов, куда дети, начиная с 1 класса смогут записывать тексты с обильным содержанием буквы «ш».

Необходимо, чтобы ребенок не только фонетически правильно произносил звук «ш», но и верно его использовал в грамматике. При правильном написании и употреблении буквы, малыш и в разговоре будет стараться употреблять ее как нужно.

В такой тетради нужно дать задание на добавление окончаний в словах: Ната…(ша) пи…(шет), Тимо…(ша) хочет ку…(шать), Ма…(ша) собирает ланды…(ши).

Нужно научить ребенка создавать уменьшительно-ласкательную форму слов: дядя – дядюшка, кроха – крошка, ухо – ушко, пятно – пятнышко.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Следует составить текст, где постоянно встречается буква «ш», слова нужно заменить картинками. Ребенок при прочтении будет стараться выговорить слова правильно. Важно сохранять для малыша развлекательную составляющую, тогда он будет воспринимать занятия как игру.

Существует богатый выбор стихов и чистоговорок, которые направлены на постановку звука «ш» у детей.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Малыш должен уметь также правильно употреблять букву «ш» в правописании. Для этого ему нужно составлять предложения с проблемным звуком. Начать можно с простых односложных предложений, постепенно усложняя задачу.

Рекомендации родителям

Чтобы улучшить речевые способности малыша необходимо придерживаться таких правил:

  1. Благоприятная обстановка. Кроха на раннем этапе развития старается повторять за взрослыми. Родителям следует выстраивать свою речь правильно. Предложения с употреблением сложных для ребенка букв помогут быстрее адаптироваться и справиться с трудностями освоения.
  2. Комментирование. Чтобы малышу было проще получать новые навыки в общении взрослым нужно озвучивать все свои действия, объясняя зачем они так делают, а не иначе.
  3. Поэтапные действия. Постепенно внедрять в лексикон ребенка обобщенные понятия и находить вместе с ним связи между предметами и словами. Взрослым необходимо демонстрировать различные приспособления подробно объясняя для каких целей они нужны. После попросить малыша повторить услышанное.
  4. Игры. Большинство упражнений и заданий с детьми раннего возраста происходят посредством игровых процессов. Здесь можно использовать стихотворения, песни, танцевальные движения с озвучиванием действий и т.д.

Главное условие в развитии ребенка в целом – любящие и терпеливые родители. Постановка правильного произношения любого звука должна происходить постепенно без давления на кроху. Подход к устранению проблемы необходимо совершать комплексно с участием логопеда  и окружения малыша.

Постановка звуков «Ш» и «Щ»

Произношение звуков «Ш» и «Щ» кажется трудной задачей для многих иностранцев, изучающих русский язык. Однако, эта задача вполне посильная. Тренируйтесь перед зеркалом. Внимательно следите за расположением языка и губ. Постепенно звуки станут получаться все более чистым.

Звук «Ш»

Отодвиньте язык назад и напрягите корень языка, кончик языка поднимите к альвеолам, вытяните губы. Звук должен напоминать шипение. Как сбегает молоко на плите или шипит змея. Если звук больше похож на свист или не выходит вовсе, сделайте следующее. Вытяните губы, сдвиньте кончик языка к верхним зубам и произнесите звук «С». Тяните звук. Продолжая тянуть звук, медленно сместите кончик языка к альвеолам, пока не получится звук «Ш». Как только вы «поймаете» искомый звук, вы сможете воспроизвести его без труда.

Не бойтесь экспериментировать. Прижимайте кончик языка сильнее к альвеолам (вы почувствуете, как звук «спотыкается» и перестает звучать), ослабляйте нажим, и в итоге вы инстинктивно найдете нужное положение артикуляционного аппарата, чтобы извлекать звук «Ш».

Ничто так хорошо не помогает в постановке звуков, как фонетическая зарядка.Даже если вы не знаете значения некоторых слов, но умеете читать, полезным будет регулярное повторение любых слов со слогами ША, ШО-ШЁ (читается как ШО), ШУ, ШИ, ШЕ.

Шапка, шахматы, шахтёр, шашка, шахта, шайба, шарф.

Шоколад, шок, шёпот, шёлк.

Шуба, шутник, шутка, шум.

Шерсть, шесть, шелестит.

Широко, шина, шип, шиповник.

Звук «Щ»

Постановка звука «Щ» обычно занимает больше времени, чем постановка звука «Ш». К тому же, иногда иностранцу сложно уловить на слух разницу между «Ш» и «Щ».

Итак, снова начнем с наблюдения за своей артикуляцией. Губы растяните в улыбке (так будет проще), кончик языка подвиньте ближе к верхним зубам, а сам язык напрягите, чтобы он естественным образом приподнялся к небу. Попробуйте произнести звук «Щ». Помните, что он более долгий, чем звук «Ш». «Щ» – мягкий звук. Держите губы растянутыми.

Если у вас получается звук, больше похожий на «Ф», это значит, вы уперлись кончиком языка в верхние зубы. Опустите кончик языка, спрячьте его за верхними зубами. Сильнее напрягите язык. Добейтесь, чтобы звук рождался там, где язык стремится прикоснуться к небу.

Если звук выходит похожим на свист или дыхание, сильнее вытяните губы в улыбке. Напрягайте язык. Должно быть ощущение, что он стремится «прилипнуть» к небу, но вы не позволяете ему это сделать.

Если выходит звук, похожий на «Х», вы слишком низко опустили язык и чрезмерно напрягли его. Расслабьте его, поднимая выше к небу. Если выходит звук «Ш», сместите язык вперед, ближе к верхним зубам.

Как только вы найдете нужное звучание, дальше дело за практикой.

Щётка, щепка, щетина, щи, ищи, полощи, свищи, щавель.

Письмо

— Как оформить официальное письмо

Если вы пишете официальное письмо, например, для заявления о приеме на работу, вам нужно сделать его правильно. Неправильно составленное письмо производит негативное впечатление и может даже снизить ваши шансы получить эту работу. Приведенные ниже советы о том, как написать письмо, обеспечат правильное оформление письма.

Важные части письма

При оформлении официального письма нужно ориентироваться на 6 областей:

  • Ваш адрес.
  • Адрес получателя (кому вы отправляете письмо).
  • Дата.
  • Приветствие.
  • Закрытие.
  • Ваша подпись / ФИО.

Ваш адрес

Поместите это в верхний правый угол письма в виде:

  • Номер и название улицы
  • Пригород
  • Город
  • Почтовый индекс
  • Страна (только при отправке письма за границу)
  • Телефон (необязательно)
  • Адрес электронной почты (необязательно)

Примечание : не ставьте свое имя вверху адреса.

Адрес получателя

Поместите это в верхнем левом углу письма, но начните немного ниже (2 или 3 строки) первой строки вашего собственного адреса. При желании вы можете указать имя человека, которому вы пишете, его должность или отдел, а также название компании вверху этого адреса.

Примечание : не указывайте номер телефона или адрес электронной почты получателя.

Дата

Дата должна быть размещена в правой части письма рядом с вашим адресом, но по крайней мере на одну строку ниже последней строки адреса получателя.

Приветствие

Если вы знаете имя человека, которому пишете, приветствие должно иметь следующий вид:

Уважаемый / Должность / Имя например Уважаемый мистер Смит

Примечание : в официальном письме предпочтительно не использовать имя получателя.

Если вы не знаете имя человека, которому пишете, используйте вместо этого «Уважаемый господин» или «Уважаемая мадам». Если вы не знаете пол человека, можете использовать «Уважаемый сэр или мадам».

Закрытие

Заключительная часть вашего письма должна быть помещена под текстом вашего письма с левой стороны.

Если вы использовали имя человека в своем приветствии, закройте письмо словами «Искренне Ваш».

Если вы использовали «Уважаемый господин» или «Уважаемая госпожа», закройте письмо словами «С уважением».

Подпись / ФИО

Официальные письма должны быть подписаны вашим именем в левом нижнем углу страницы.Напечатайте свое имя под своей подписью.

Правильный макет письма

При написании официального письма существует ряд приемлемых вариантов оформления, и вы можете иметь свои собственные предпочтения. Однако приведенные выше советы по написанию писем дадут вам письмо, приемлемое в большинстве формальных ситуаций. Пример этого макета можно увидеть ниже.

Теперь, когда вы знаете, как правильно написать письмо, вы сможете выглядеть профессионально в следующий раз, когда подадите заявку на работу или представите деловое предложение.

Как написать письмо, 3.8 из 5 на основе оценок 40

Теги: письмо, сопроводительное письмо

Что такое сопроводительное письмо?

Что такое сопроводительное письмо и, что более важно, какое хорошее сопроводительное письмо?

Мы знаем, что отправка резюме без сопроводительного письма, как правило, пустая трата времени. Резюме редко читают или получают то внимание, которого оно заслуживает.

Предоставление конкретных доказательств ваших навыков и компетенций, когда они
связать с возможностью работы в хорошо составленном сопроводительном письме является
важный шаг в вашем успешном поиске работы.

Сделайте правильные шаги, чтобы
составьте письмо, по которому вы попадете на собеседование.

Что такое сопроводительное письмо?

  • Сопроводительное письмо — это индивидуализированная и актуальная презентация того, что вы можете привнести на работу и почему вы подходящий кандидат.
  • он добавляет личное измерение в ваше резюме
  • ваше сопроводительное письмо должно вызвать достаточный интерес, чтобы ваше резюме было правильно прочитано
  • ваше сопроводительное письмо и возобновить совместную работу, чтобы убедить читателя в вашей пригодности для работы
  • он демонстрирует вашу способность сообщить о своих сильных сторонах и компетенциях потенциальному работодателю

Действительно ли необходимы сопроводительные письма?

Да,
необходимо сопроводительное письмо.Работодателям не хватает времени. Они есть
вероятно, проигнорирует резюме, пришедшее без сопроводительного письма, для двух основных
причины:

  • кандидат не приложил усилий, чтобы написать краткое и ясное резюме
    его или ее навыков и сильных сторон, поскольку они связаны с возможностью трудоустройства
  • без
    это краткое изложение того, почему данное лицо является подходящим кандидатом на работу,
    у работодателя не будет мотивации уделять резюме внимание,
    заслуживает

Когда
вашему конкуренту потребовалось время, чтобы составить хорошо написанный и
целевое сопроводительное письмо, а у вас нет, ваше заявление о приеме на работу будет отправлено
низ стопки.

  • сразу хорошее сопроводительное письмо привлекает внимание читателя
  • оно вызывает достаточно интереса, чтобы убедить читателя продолжать обращать внимание
  • оно превращает интерес в желание узнать больше о вас
  • оно превращает желание в действие — Работодатель перейдет к вашему резюме, внимательно прочитает его, а затем назначит собеседование

Как мне написать хорошее сопроводительное письмо?

Выполните следующие четыре шага, чтобы написать сопроводительное письмо, которое привлекает внимание, вызывает интерес, превращает интерес в действие.

1. Привлекайте внимание читателя

  • используйте легкую для чтения структуру и формат сопроводительного письма
  • настройте сопроводительное письмо, адресовав его конкретному лицу. «Кому это может относиться»
    не будет читать ваше сопроводительное письмо. Узнайте полное имя
    человеку, которому следует отправить письмо, и убедиться, что вы получили
    орфография и позиция правильные!
  • Начните свое сопроводительное письмо с привлекающего внимание вступительного предложения, например «У меня более 6 лет солидного опыта ведения бухгалтерского учета в сложных условиях… «
  • убедитесь, что ваше правописание и грамматика на 100% точны.

2. Стимулируйте интерес читателя

  • . Первый абзац ясно указывает на вашу убежденность в том, что вы подходящий кандидат.
  • он подчеркивает преимущества Прочитав ваше сопроводительное письмо
  • , оно представляет вас как подходящего кандидата на эту должность

«Я уверен, что мой опыт и навыки полностью соответствуют вашим требованиям».

«Я с энтузиазмом отношусь к положительному вкладу, который я могу сделать для компании XYZ.»

3. Превратите интерес в желание

  • Заставьте читателя узнать о вас больше
  • Сосредоточьтесь на своих достижениях и подведите итог, почему вы подходящий кандидат на работу
  • Хороший способ сделать это — с помощью маркера баллы — короткие и простые, но действенные.

4. Преобразуйте желание в действие

  • побудите читателя прочитать ваше резюме и позвонить вам на собеседование
  • объясните, где и как с вами можно связаться
  • будьте активны и сообщите работодателю, что вы будете следить за ним к определенной дате, если вы не услышали от него

Фразы , которые создают сильное закрытие, включают:

«Я позвоню вам на следующей неделе, чтобы убедиться вы получили мое резюме и ответили на любые ваши вопросы.»

» Я с нетерпением жду возможности узнать больше о вашей компании и о том, как я могу внести свой вклад в успех вашего отдела. «

» Вы можете связаться со мной по … чтобы договориться о собеседовании. Я знаю, что ваше время, потраченное на встречу со мной, будет хорошо вознаграждено ».

Закрытие сопроводительного письма

Как мне начать сопроводительное письмо?

Начните свое сопроводительное письмо с мощной фразы, которая сразу привлекает внимание читателя.Примеры включают:

«Ваше недавнее объявление о вакансии секретаря на XYZ.com вызвало у меня интерес и энтузиазм. Я уверен, что мой опыт и навыки полностью соответствуют вашим требованиям к работе, особенно моим …» Меня очень интересует позиция бухгалтерского учета, которую вы разместили на веб-сайте вашей компании, и я считаю, что у меня есть квалификация, чтобы успешно выполнить ваши требования … »

Сопроводительное письмо Введение Примеры

Знание, что такое сопроводительное письмо и как написать убедительное письмо, является ключом к успеху в поиске работы.

Более 50 сопроводительных писем, помогающих получить работу …

Используйте подборку бесплатных сопроводительных писем, чтобы помочь вам.

Основные страницы сопроводительного письма

Шаблон сопроводительного письма

Советы по сопроводительному письму

Основное сопроводительное письмо

Пример резюме

Создайте успешное резюме с помощью этих образцов резюме

Описание работы

Используйте эти описания вакансий, чтобы помочь вам составить сопроводительное письмо.

Отвечая на вопрос «Что такое сопроводительное письмо», вы можете точно определить, что должно быть включено в ваше резюме или сопроводительное письмо к заявлению о приеме на работу.

Собеседование> Образцы сопроводительных писем> Что такое сопроводительное письмо?

К началу страницы

Как написать письмо на английском

Все письма на английском языке делятся на официальные или деловые (письма клиентам, клиентам, поставщикам, письма-резюме, письма-жалобы) и неформальные или личные (друзьям или родственникам).По форме и структуре деловые и личные письма практически не отличаются, разница только в стиле написания.

Написание и виды официальных писем

Существует несколько типов официальных писем: письмо-запрос, сопроводительное письмо, напоминание, благодарственное письмо, письмо-жалоба, письмо-резюме, письмо-запрос, меморандум и т. Д. деловая электронная переписка.

В свою очередь, все эти письма делятся на требующие ответа и не требующие ответа, а также на регламентированные и нерегулируемые.

В деловой переписке существует ряд ограничений, например, на использование сокращений и смайлов — исключения только для электронной почты. Кроме того, вы должны быть уверены, что получатель понимает эти сокращения.

Не нужно начинать или заканчивать деловую переписку словами сожаления. Лучше поприветствуйте адресата и отметьте несколько положительных моментов.

Всегда пишите о файлах, вложенных в письмо, если есть такие сопроводительные документы.

Неофициальные письма

Есть благодарственное письмо, поздравительное письмо и рекомендательное письмо.В личной переписке нет ограничений: вы можете свободно выражать свои мысли неформальными фразами, смайликами, сокращениями и т. Д.

Общая структура письма на английском языке

Пункт 1. В правом верхнем углу укажите дату и адрес отправителя. Также можно добавить логотип компании, герб и реквизиты, если письмо носит формальный характер.

Пункт 2. Приветствие. Если письмо формальное, начните его фразой «Уважаемый господин / госпожа + фамилия получателя».«Дорогой + имя» — начало неформальное. Если вы не знаете имя или фамилию адресата, начните с фразы «Уважаемый господин / госпожа / госпожа…». После этого ставьте запятую и переходите к тексту письма.

Пункт 3. Тело письма.
— Вступительная фраза. Начните с фразы, объясняющей цель вашего письма. Благодарю за предыдущее письмо получателя. Извиняюсь, если долго не писал. Упоминайте факт из предыдущего письма, когда пишете друзьям.
— Основной текст. В этой части раскройте суть, проблему и все аспекты вашего письма. Будьте краткими и краткими, если письмо носит формальный характер.
— Дополнение. Здесь вы можете высказать свои пожелания, порекомендовать или что-то посоветовать.

Пункт 4. Заключительная часть. Поблагодарите адресата и укажите дальнейшие контакты.

Пункт 5. Подпись. Укажите свое имя, должность и контакты. Дополните письмо фразой

« С уважением,
(Ваше имя и фамилия) ».

Вы также можете указать название компании, в которой вы работаете.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *