Будьте всегда 120 на 70!

Содержание

Мой ребенок — левша: особенности развития леворуких детей

Еще в дошкольном возрасте я заметила, что моя дочь рисует левой рукой, ест тоже, а потом и первые буквы также начинали писать левой. Мы поняли, что ребенок – левша. А далее я заметила некоторые особенности в характере, эмоциональном и психическом развитии. Если раньше однозначно переучивали быть правшой, то в наше время этого делать не рекомендуют. Поговорим об особенностях развития ребенка – левши, на что следует обратить внимание в первую очередь.

Основные причины леворукости

Многие родители воспринимают этот факт в судьбе ребенка как трагедию или большое неудобство. Но, на самом деле, никакой беды нет, а даже, наоборот, уникальные дети имеют ряд преимуществ перед праворукими.

Наши парные органы несимметричны, хоть на первый взгляд и одинаковы: одна сторона тела всегда ведущая, а другая – ведомая. Главными причинами леворукости, по мнению специалистов, может быть 3.

  • Склонность вследствие наследственности (этот случай у нас, так как бабушка также левша, на что обратили внимание тоже не сразу, не придали значения этому факту).
  • Родовые травмы и заболевания, не позволяющие использовать полноценно правую руку (ДЦП, аномалии развития, поражения головного мозга).
  • Подражание взрослым в раннем детстве. В этом случае с возрастом доминирующими становятся обе руки.
  • Осложнения во время периода беременности, а также зеркальное расположение близнецов в животе, тяжелая родовая деятельность.

Рука ребенка, которая является главной, связана с противоположным полушарием. Так, у левши – доминирующее правое, а правши – левое. Ученые пришли к выводу, что в большинстве случаев леворукость совсем не прихоть или желание ребенка, а особенность, чаще врожденная. По признакам, леворукость стоит наравне с цветом глаз или темпом речи. То есть, этот факт уже нельзя изменить и, в принципе, незачем это делать.

Почему дети становятся леворукими

Важно: не следует ломать психику ребенка и доводить его до отчаяния, чтобы сделать его “таким как все”. Вы нанесете малышу достаточно серьезную психологическую травму.

Особенности психологического развития

Ошибочно думать, что левши только лишь выполняют основные действия левой рукой, а не правой. Это всего лишь самое знаковое проявление. На самом деле, и психика устроена у таких детей несколько иначе, чем у праворуких.

Функции правого и левого полушарий

Они существенно отличаются. Левое заключает в себе механизмы абстрактного образного мышления, а правое – конкретного образного. Ниже представлена сравнительная таблица (материалы позаимствованы из книги М. Зденек), заглянув в которую можно легко выявить основополагающие “сильные” стороны в развитии своего ребенка – левши.

Сферы специализации правого и левого полушарий
Левое Правое
Обработка вербальной информации

  • Языковые способности.
  • Контроль речи, способность к письму и чтению.
  • Память и запоминание дат, цифр, имен.
Обработка невербальной информации

  • Получение информации в символах и образах.
  • Слова и конкретные данные не относятся к деятельности этого полушария.
Аналитическое мышление

  • Анализируется логика и четкий анализ.
  • Математические символы, цифры и даты.
  • Аналитика происходящих фактических, свершившихся явлений.
Воображение

  • Возможность фантазировать и мечтать.
  • Сочинять истории и рассказы.
  • Развивается и является основным талант к музыке или изобразительному искусству.
Последовательность в процессе обработки поступающей информации

Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизация знаний.

Параллельная обработка информации

Это полушарие имеет способность анализировать и видеть в общем всю картину. При этом обрабатывается сразу много самой разной информации.

Отличия левши

Учитывая более выраженное и активное правое полушарие, такие дети имеют следующие особенности.

  1. Очень хорошо умеют ориентироваться в пространстве и любой местности. У этих малышей намного лучше развита координация движений, они замечательно владеют своим телом.
  2. На уроках математики и алгебры в старших классах им тяжело, потому что цифры и счет даются им с трудом. Зато геометрия дается очень хорошо, потому что там необходимо представлять объемные фигуры.
  3. Леворукие дети быстро могут схватить суть предмета и четко представить себе общую картину, но все этапы деятельности, например, чтение по слогам, дается им тяжелее, чем праворуким.
  4. Левши очень хорошо понимают слова, их значение, но с речью, произношением и составлением фраз могут быть проблемы. Особенно в раннем возрасте.
  5. Леворуким детям лучше не поручать задания, которые требуют постоянной сосредоточенности, самоконтроля и монотонности.
  6. Когда у ребенка-левши есть какие-то трудности, даже самые незначительные, то можно заметить высокий уровень эмоциональности, бурную реакцию, слезливость, раздражение и гнев. Эти дети очень ранимы и впечатлительны.
  7. Если ваш малыш постоянно мечтает, сочиняет удивительные истории, у него появляются постоянно фантазии, и при этом доминирующая рука левая, то не стоит раздражаться. Для данного ребенка это нормальное и вполне естественное состояние.

От чего взрослым следует воздержаться

Согласно последним исследованиям в данной области, переучивать и заставлять ребенка категорически не рекомендуется. Его мозг устроен именно таким образом, а своими запретами и давлением, чтобы держал ручку и ложку только в правой руке, вы совершаете насилие.

Ребенок пишет левой рукой

Подумайте: если бы вас заставляли стать левшой, что вы бы испытывали? Дискомфорт и внутреннее сопротивление. То же самое испытывает и ребенок-левша.

Если продолжать настаивать, то вместе с эмоциональным страданием, у малыша могут быть задержки в речевом развитии. Ведь вы сбиваете его естественную систему восприятия информации, поэтому она “путается” в мозге и с трудом “оседает” в нужном полушарии.

Можно довести ребенка таким переучиванием до невротических состояний, характеризующихся заиканием, энурезом. Малыш становится раздражительным, теряет аппетит и сон, может жаловаться на неприятные ощущения в области живота, на головные боли.

К тому же, со временем, уже у взрослого “переученного” человека, наблюдаются такие последствия: топографический кретинизм (неумение ориентироваться на местности), отсутствие навыков воспринимать музыку и полное отсутствие навыков танца.

Постарайтесь тактично подойти к особенности своего сына или дочки. Не вспоминайте постоянно о леворукости, и уж тем более не упрекайте. Ведь это не недостаток и не болезнь. Малыш может воспринимать ваши реплики как упрек, чувствовать себя неуверенно, особенно в коллективе, где остальные дети праворукие.

что делать родителям левши

Не высказывайте свое неудовольствие и не повышайте голос. Левши очень обидчивые и ранимые. Если вы переборщите с нравоучениями, то ребенок попросту отдалиться от вас, а завоевать его расположение будет очень непросто.

Как поступать родителям: советы

  • В детском саду и школе обязательно расскажите учителям об этой особенности ребенка, и попросите, чтобы его не переучивали на уроках письма. Контролируйте этот вопрос, пока не убедитесь, что к ребенку относятся лояльно и не заставляют держать ручку в правой руке.
  • Поддерживайте малыша морально. Убеждайте его, что в мире есть множество людей, которые также леворуки, но достигли огромных результатов в жизни. К ним относятся Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо – всемирно известные гениальные художники, ученые – Альберт Эйнштейн и Иван Павлов, музыканты и композиторы – Л. В. Бетховен и И. С. Бах.

Рекомендации на каждый день

  1. Левши плохо понимают, где право и лево, долго не могут усвоить эту простую для остальных истину. Чтобы ребенок был более сконцентрирован и не путался, сделайте цветной красивый браслет и наденьте на левую руку.
  2. Постепенно “привлекайте” правую руку, чтобы ребенок научился пользоваться обеими в равной степени. Но при этом не забывайте, что доминирующей все равно останется левая.
  3. Особенно в старших классах леворуким детям трудно даются сложные темы. Помогайте ребенку. Если он не поймет все дополнительные вспомогательные темы на уроке, то не сможет усвоить урок в полном объеме.
  4. Обязательно переделайте и организуйте рабочий стол именно под леворукого ребенка. Источник света и учебник на подставке располагайте с правой стороны.
  5. На уроках труда дети не смогут вырезать из бумаги фигурки или пользоваться обычными ножницами. Они приспособлены для праворукого человека. На сегодняшний день в специализированном магазине можно приобрести ножницы для левши разных размеров, учитывая возрастную группу.
  6. Особое внимание уделите математике, особенно счету и решению задач. Лучше составлять схему или памятку, потренироваться и применять самые удобные и понятные для ребенка варианты. Помогает “рисование задачи”. Учитывайте, что ребенок прекрасно владеет воображением, поэтому такой способ очень хорошо помогает решить задачи любого уровня.
  7. В письме левша может не дописывать фразы, иногда наблюдается зеркальное письмо или переписывание текста с середины. Поэтому терпеливо учите и постоянно хвалите даже за маленькие успехи.
  8. Чтение также дается с трудом. Поэтому рекомендуется применять специальную закладку. Так ребенок будет четко видеть строку, а не перескакивать снизу вверх или наоборот.

Интересно: 13 августа – День Леворуких людей. Сделайте эту дату семейным праздником. Обязательно отмечайте достижения своего ребенка и дарите небольшой подарок за старание и трудолюбие.

Рекомендации для родителей левши

Когда школьник научится применять, показанные вами, навыки в учении, то процесс учебы не только не принесет особых хлопот, но и станет для ребенка удовольствием. Если малыш обожает рисовать или сочинять истории, то поддерживайте его желания и, кто знает, возможно из него вырастет настоящий художник, писатель или поэт.

особенности мальчиков и девочек, причины леворукости

Что приводит к леворукости, особенности развития таких детей. Как можно распознать левшу. Рекомендуемые занятия. Мнение доктора Комаровского об их воспитании и развитии.


Большинство людей в повседневной жизни задействует правую руку, и лишь небольшую часть индивидуумов можно называть леворукими, так как основные действия они производят левой рукой. Этот феномен не до конца изучен учеными, а новые исследования порождают еще больше вопросов и догадок. Родителям нужно учитывать, что если ребенок левша, особенности развития затрудняют его адаптацию в мире правшей.

Причины леворукости


Причины того, что при формировании мозга правое полушарие развивается больше, чем левое, и берет на себя доминирующую роль, могут быть различными. Именно при такой структуре мозга человек становится левшой. В медицине факторами, имеющими влияние на это, считаются:

  1. Наследственность. Чаще всего как раз она определяет организацию мозга, приводящую к леворукости.
  2. Влияние осложненной беременности. Неправильный образ жизни будущей матери и ее подверженность вредным привычкам могут стать причиной перераспределения функций в полушариях.
  3. Родовая травма. Возникшая во время родов гипоксия плода может также перестроить работу мозга.
  4. Травма головы. Влияет в том случае, если затрагивает левое полушарие мозга, до этого выполнявшее ведущую роль.


Иногда малыш становится левшой, если в семье уже есть леворукие люди. Мальчик или девочка копирует привычки и поведение взрослых, начинает больше задействовать левую руку.


Кстати, понятия левшества и леворукости различаются между собой, хотя иногда их заменяют друг другом. Левша не только использует левую руку для своих действий, ведущими у него так же являются левая нога, ухо и глаз.


На изображении ниже приведены фотографии трех всемирно известных левшей. Всех узнали?

Как распознать левшу


Родители могут с раннего возраста ребёнка замечать, что он охотнее использует левую руку, чем правую. Но делать окончательное заключение о его леворукости можно лишь после поступления в школу. Консультация у нейропсихолога требуется, если ребенок путается в определениях времени и пространства, имеет затруднения с речью, пытается писать левой рукой.


Основные признаки того, что малыш является левшой, становятся явно выраженными в возрасте 5−7 лет. В этот период чадо может использовать активнее левую руку, чем правую. Но иногда это связано с гетерохронностью (неравномерностью) развития мозга. К 12 годам, когда связи между полушариями установятся окончательно, может все измениться. Именно поэтому за такими детишками необходимо пристально наблюдать по мере их взросления.


Сделать тест на леворукость самостоятельно довольно просто. Нужно предложить малышу попрыгать на одной ножке, послушать на ушко секрет, дать руку для рукопожатия, посмотреть в подзорную трубу. Если в этих ситуациях ребенок будет задействовать левую часть тела или левый парный орган, можно говорить о том, что, скорее всего, он левша. Родителям не рекомендуется переучивать таких чад, иначе малышу может угрожать энурез, нервный тик, заикание, проблемы с пищеварением и речью.


На видео ниже хорошо показаны особенности левши, правши и амбидекстра:

Особенности развития леворукого ребенка


Развитие детей с доминирующим правым полушарием имеет свои особенности. Попытки насильственно изменить левшу могут привести к нарушению работы мозга, затормозят и нарушат развитие малыша. Родителям не следует акцентировать внимание на его особенности. Пусть чадо ощущает себя таким же, как и другие люди. Это сформирует у него адекватную самооценку.


Не стоит давать таким детям излишнюю учебную нагрузку, определяя их в спецклассы с углубленным изучением предметов. Особенность этих детей заключается в повышенной ранимости, эмоциональности. Их психика не выносит излишней нагрузки и жестких мер воспитания в виде окриков или наказаний. Придется смириться и с неровным почерком школьника левши, добиться в его случае идеальной каллиграфии невозможно. Когда ребенок пишет левой рукой, скорость письма бывает не слишком высока.


Специалисты дают конкретные рекомендации по организации процесса обучения детей с левшеством:

  1. К школе такого ребенка нужно готовить, используя игры, развивающие зрительную память и координацию движений.
  2. Любые игровые действия надо разбивать на этапы, чтобы они выполнялись осознанно.
  3. Правильно организовать для левши рабочее место с освещением справа. Проследить нормальное положение предплечий, удобное расположение тетради во время письма.
  4. Для лучшего усвоения информации таким ребенком рекомендуется использовать иллюстрации, наглядные пособия.
  5. Нельзя сравнивать левшу с другими учениками, подчеркивая его недостатки. К нему необходимо проявлять терпимость и понимание.


Если ребенок левша — мальчик, особенности его развития можно сгладить занятиями спортом, в которых задействованы обе конечности. Для него будут полезны гонки на лыжах, баскетбол, плавание. Таким детям помогут любые упражнения по развитию мелкой моторики рук, тогда им будет проще справляться с письмом даже левой рукой. Когда ребенок левша — девочка, особенности развития подталкивают к обучению ее игре на фортепиано, вязанию, занятию лепкой.


Известный врач-педиатр Комаровский, ссылаясь на обширную практику, утверждает, что главенство левой руки над правой никак не мешает ребенку нормально развиваться и в дальнейшем иметь успех в профессиональной и личной сфере. Зачастую такие дети даже более талантливы и обладают творческими способностями, которые должны раскрываться с помощью родителей.


Если ребенок — левша, особенности развития Комаровский предлагает считать вариантом нормы, уделяя при этом детям чуть больше внимания. Сегодня на долю левшей в популяции приходится примерно 5% активного взрослого населения. Чаще такие люди встречаются в артистической среде, в мире спорта. Немало их и среди тех, кто занят физическим трудом (до 7,5%).


Среди известных личностей к левшам относились Чарли Чаплин, Александр Македонский, Наполеон, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бенджамин Франклин, Жанна д’Арк. Часто леворуким свойственна высокая одаренность в разных сферах и нестандартное мышление.

Ребенок левша, особенности развития — физиология леворуких детей


Александр Македонский, Наполеон Бонапарт, Альберт Эйнштейн, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Людвиг ван Бетховен, Александр Пушкин… Все эти великие люди были левшами. Невольно задумываешься: может быть, правы те, кто считает леворукость проявлением гениальности? Так или иначе, по данным исследователей разных стран, сегодня от 5 до 30% людей в мире – левши, и с каждым годом их становится всё больше. Как им помочь принять свою особенность, нужно ли их переучивать и есть ли особенности в подготовке и адаптации к школе таких детей, разбираемся в статье.

Почему возникает леворукость?


Леворукость не диагноз, а особенность развития, индивидуальный вариант нормы. Левши прибегают к помощи левой руки намного чаще, чем правой, однако это не единственное их отличие от правшей. Мозг леворуких людей тоже устроен по-другому. У правшей превалирует левое полушарие, отвечающее за правую сторону тела, а также логику и анализ. У левшей же всё наоборот: более сильно развита правая часть мозга, ответственная за левую сторону тела, образное мышление и воображение.


Исследователи выделяют несколько причин леворукости. Во-первых, это может быть генетическая особенность, наследственный признак. Во-вторых, леворукость «случается» как результат компенсации, возникшей из-за родовой травмы или патологии беременности на последних сроках. Также к развитию леворукости может привести травма правой руки, полученная в раннем детском возрасте. В ряде случаев леворукость – дело привычки: ребёнок повторяет за одним из родителей-левшей и постепенно привыкает к главенству левой руки.


Леворукость не следует путать с левшеством – специфическим типом нервной системы (прежде всего головного мозга), при котором ведущими являются левая рука, левая нога, левый глаз и левое ухо.

Левша или всё-таки правша?


Если ребёнок активно пользуется левой рукой, например держит в ней ложку, не стоит сразу утверждать, что он левша. У детей леворукость часто бывает временным явлением и свидетельствует лишь о том, что развитие межполушарного взаимодействия не закончено и доминирование левого полушария, а соответственно, правой руки в обеспечении двигательных функций (во время еды, при письме или рисовании и т.д.) не закреплено. В этом случае при постепенном увеличении функционального ресурса левого полушария нередко происходит «чудесное перевоплощение» левши в правшу. Утверждать на все сто, что ребёнок левша, можно только после 5 лет – к этому времени созревает правое полушарие.


Истинных левшей – тех, у кого правят бал не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо, – выведет на чистую воду простой тест: попросите малыша обеими руками взять будильник и послушать тиканье часов. Ухо, к которому ребёнок поднесёт будильник, и будет «ведущим». Для вычисления «ведущего» глаза сверните лист бумаги в трубочку и попросите ребёнка взглянуть через «подзорную трубу» на окружающие его предметы. Если ребёнок поднесёт её к левому глазу – он точно маленький левша.

Особенности леворуких детей


Как показывают исследования нейропсихологов, у истинных левшей мозговая организация совершеннее, чем у правшей. У них отлично развито мозолистое тело – особая зона, которая отвечает за взаимодействие полушарий головного мозга. Также у них симметрично расположены речевые зоны, тогда как у правшей они главным образом локализованы в левом полушарии. Благодаря всему этому истинные левши быстрее обрабатывают информацию, легче адаптируются в праворуком мире и нередко бывают талантливы в самых разных сферах.


Другое дело, когда леворукость – следствие родовой травмы. При таком раскладе правая рука оказывается слабее левой и хуже слушается, поэтому ребёнку приходится использовать генетически не ведущую левую руку. В отличие от истинных левшей, компенсаторным сложнее в обучении: задержка речевого и психического развития – частые диагнозы-спутники таких детей. У компенсаторных левшей мозг работает буквально «на износ», им необходима нейропсихологическая помощь. Что интересно, в противоположность истинным левшам, которых переучивать ни в коем случае нельзя, левши компенсаторные в результате специализированных тренировок вполне могут поменять ведущую руку и «перенацелиться» на правую.

Почему не стоит переучивать истинного левшу?


В советское время в отношении детей-левшей ни у родителей, ни у педиатров даже не возникало сомнений: рецепт был один – переучивать. Но всё же физиологами и психологами было доказано, что переучивать леворуких детей не стоит. Навязывание левшам противоречащих их природе навыков приводит к стрессу и негативно отражается на психологическом и физическом самочувствии. Последствиями переучивания могут стать: задержка физического развития, нарушение речи и мыслительных процессов, дислексия и дисграфия, нарушение сна и аппетита, резкая смена настроения, вспыльчивость и раздражительность.


В книге известного учёного-физиолога, психолога, доктора биологических наук, профессора, академика РАО директора Института возрастной физиологии РАО Марьяны Михайловны Безруких «Леворукий ребёнок» отмечено, что у левшей, которых переучивают, часто возникают и более тяжёлые состояния:

  • астенический синдром, симптомами которого становятся повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Письменные домашние задания выполняются с особенным трудом: почерк неустойчивый, буквы разной величины, разного наклона, не соблюдается строка, много дополнительных штрихов, исправлений, а повторное переписывание только ухудшает результаты;
  • школьные страхи – страх перед неудачей, перед письменной работой. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют переученных детей;
  • невроз навязчивых состояний – он возникает в семьях,где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием в дальнейшей жизни;
  • невротический энурез (мочеиспускание), который вызывает у ребёнка чувство вины, страх неизбежности наказания и добавляет неприятностей с обучением;
  • невротическое заикание – оно усиливается после напряжённого выполнения письменных заданий правой рукой;
  • невротические тики – непроизвольные мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подёргивание носом, которые окружающие нередко принимают за кривлянье, дурачество;
  • истерические неврозы, которые могут проявляться в виде разных симптомов: истерической слепоты, рвоты, психомоторных припадков и т.п.

Как помочь малышу в обучении


Леворукие дети нередко испытывают сложности во время дошкольной подготовки и непосредственно учёбы. Им труднее выполнять задания: они медленно пишут, читают, им, как никаким другим, очень важен индивидуальный подход к освоению учебного материала – такой, какой в полной мере обеспечивает образовательная система «Начальная школа XXI века». При обучении леворуких детей чтению родители сталкиваются с нарушениями пространственного восприятия, например ребёнок переставляет буквы местами, перескакивает через строку и даже читает текст зеркально. Почерк у левшей неустойчивый, с изменяющимся наклоном и неравномерными штрихами, одна из частых проблем – зеркальное письмо.

10 советов родителям леворукого ребёнка


(из книги М. М. Безруких «Леворукий ребёнок»)

  1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребёнку негативное отношение к леворукости.
  2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребёнком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребёнку всегда осложняют ситуацию.
  3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребёнком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
  4. Помните, что леворукость – индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности,возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребёнка.
  5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребёнка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьёзным нарушениям здоровья.
  6. Определить ведущую руку целесообразно в 4–4,5 года и не менять её, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
  7. Научите леворукого ребёнка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.
  8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.
  9. Не заставляйте леворукого ребёнка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами – эта работа облегчит ребёнку распознавание букв и процесс обучения чтению.
  10. Ваш ребёнок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребёнок уникален и неповторим.


Любящим родителям прежде всего стоит принять особенность своего ребёнка и помнить, что доминирование левой руки связано с функционированием головного мозга. Категорически нельзя пытаться переделать ребёнка в правшу, предъявлять к нему завышенных требований или сравнивать с другими детьми. Вот ещё несколько рекомендаций психологов и нейропсихологов родителям левшей.

  1. Чтобы ребёнок не чувствовал себя белой вороной в кругу сверстников, не заостряйте его внимание на том, что он левша.
  2. Почаще напоминайте ребёнку, где у него правая рука, а где – левая. Помочь различать лево и право может яркий браслет – наденьте его ребёнку, например, на правую руку.
  3. Приучайте ребёнка пользоваться обеими руками. Особенно хорошо в этом помогают развлечения с мячом, лепка, а также игра на музыкальных инструментах.
  4. Правильно обустройте рабочий уголок ребёнка: свет должен падать справа. А в школе попросите учительницу посадить малыша слева за партой – так ему не будет мешать правая рука соседа.
  5. Во время подготовки ребёнка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно.
  6. Во время чтения предложите ребёнку воспользоваться закладкой, линейкой или даже листком бумаги. Левше бывает сложно уследить за строчками в тексте, и линейка поможет не теряться и не перескакивать через строку.


Мария Березовская

особенности развития, характеристика, психология. Стоит ли переучивать левшу?

В мире насчитывается 10-17 % леворуких людей. Что касается России, то их количество неуклонно растет с каждым годом. Связано это с особенностями отечественной системы образования, ведь до 1985 года левшей заставляли писать исключительно правой рукой. Сегодня же ситуация кардинально изменилась и «уникальных» учеников больше никто не пытается переучить. В нашей статье расскажем о том, каковы психологические особенности леворуких детей, насколько сложно им адаптироваться в мире, «заточенном» под правшей, хорошо ли они учатся в школе и нуждаются ли в помощи. Остановимся детально на каждом из указанных выше вопросов.

Кто такие левши?

Большинство людей на нашей планете является правшами. Однако в результате особенностей развития головного мозга ведущей может стать не правая, а левая рука, что тоже считается вариантом нормы. Связано это с разной активностью полушарий головного мозга.

Человек-левша ведущей имеет левую руку. Это указывает на доминантность правого полушария, которое называется эмоциональным. Оно отвечает за творческое мышление, мгновенное восприятие образа, интуицию, воображение. С детства такие люди растут более эмоциональными и художественно одаренными. Они лучше сверстников рисуют и лепят из пластилина, имеют музыкальные способности. Вместе с этим для них характерна задержка речи и затруднение в произношении различных звуков.

Характеристика левши предполагает выделение таких качеств, как непосредственность, доверчивость, чувственность. У этих детей смена настроений происходит моментально, в результате чего возникают плаксивость, капризы, проявления ярости и гнева, настойчивость.

Доминантность одного из полушарий головного мозга, а значит и формирование ведущей стороны тела у ребенка происходит обычно к пятилетнему возрасту. До этого момента дети могут брать в руки ложку, карандаш или ножницы и правой, и левой рукой. В это время важно не настаивать на выборе той или иной руки. Тогда доминантность установится естественным путем.

Причины леворукости

Что же способствует тому, чтобы ведущей у ребенка стала именно левая рука, а не правая? Можно выделить три основные причины леворукости у детей:

  1. Генетическая предрасположенность. Наследственность является главной причиной леворукости. Можно с уверенностью сказать, что в семьях, где хотя бы один из двух родителей является левшой, леворукие дети рождаются чаще всего. При этом в остальном они развиваются наравне со сверстниками и отличаются от них одной лишь этой особенностью.
  2. Поражение левого полушария. Как было отмечено выше, за леворукость отвечает правое полушарие, и наоборот. Таким образом, в результате сбоев в работе отдельных участков мозга левого полушария ребенок компенсирует одну руку другой. Сначала он начинает использовать левую руку при выполнении бытовых манипуляций, а затем при письме и рисовании. Одновременно с этим у таких детей часто отмечается задержка речи и моторики, что связано с повреждением левого полушария.
  3. Вынужденная леворукость. В этом случае ребенок становится левшой из-за травмы или подражая другим детям.

Кроме того, существует отдельная категория людей, которые могут одинаково хорошо пользоваться как правой, так и левой рукой. Если у такого человека-левши удается обнаружить «проблему» в раннем возрасте, то его легко можно будет сделать праворуким. В этом случае причиной леворукости является отсутствие межполушарного взаимодействия, что является одной из особенностей развития мозга.

Психологические особенности

Леворукому ребенку адаптироваться в мире, где все предусмотрено для правшей, совсем непросто. Как правило, первые проблемы подстерегают детей и их родителей уже в школе. Многие вещи им даются сложнее, чем их праворуким сверстникам. Это напрямую связано с психологическими особенностями левшей:

  1. Фонематический слух. Способность различать различные звуки у леворуких детей формируется медленнее, чем у их праворуких сверстников. Обычно они начинают говорить позже, но при этом часто сложными и длинными предложениями.
  2. Восприятие пространства. Левши достаточно плохо ориентируются в пространстве, у них плохо развита зрительная память, моторная координация. Часто такие дети долго не могут запомнить, какая рука у них левая, а какая правая.
  3. Ориентирование во времени. Не стоит удивляться, что ребенок-левша никак не может определить время на часах со стрелками. Он может долго воспринимать их в зеркальном отражении.
  4. Контроль над психической деятельностью. Леворуким детям удается без труда изобретать все новые способы овладения миром правшей. Выстраивать словесные ряды и изображения им намного сложнее традиционным для правшей способом. Именно поэтому нужных результатов они достигают обходным путем.

Ребенок-левша легко попадает под влияние своих одномоментных чувств и настроений. У него преобладает такие черты темперамента, как гнев, робость, совестливость, повышенный уровень тревожности. Но то же время они способны зарабатывать больше своих праворуких коллег. Среди них много художников, музыкантов, актеров, спортсменов и деятелей искусств.

В чем заключается уникальность левшей?

То, что леворукие люди отличаются от праворуких – это факт, который, кстати, породил немало мнений об их гениальности и исключительности. И в каждом левше действительно имеются определенные задатки. Задача родителей состоит в том, чтобы принять особенности левшей, вовремя выявить их способности и постараться развить их. Тогда ребенок в будущем сможет добиться высоких результатов во всем.

Среди левшей встречается немало одаренных и поистине гениальных людей. Наиболее известными личностями являются Александр Македонский, Наполеон, Чарли Чаплин, Аристотель, Пабло Пикассо, Леонардо да Винчи, Джулия Робертс, Николь Кидман, Анжелина Джоли и многие другие.

Способности к обучению

При воспитании левши всегда следует помнить о его повышенной эмоциональности и ранимости. Такое же отношение к ребенку требуется и в процессе его обучения. Леворукие дети даже больше, чем правши нуждаются в одобрении и похвале. Для него важна положительная оценка его действий со стороны. Поэтому родителям в процессе обучения, как дома, так и в дальнейшем в школе не следует скупиться на похвалу за успешно выполненную работу. Важно суметь развить в ребенке оптимизм и активное отношение к жизни.

Вследствие своей повышенной эмоциональности леворукие дети очень быстро переутомляются. Поэтому в процессе их обучения важно соблюдать следующие рекомендации психологов:

  • соблюдение распорядка дня;
  • обязательный сон и отдых в дневное время;
  • небольшая по времени продолжительность занятий (не более 15-20 минут для ребенка возрастом 3-5 лет).

Придерживаясь представленных выше рекомендаций, можно избежать чрезмерной утомляемости ребенка и истощения его нервной системы.

У левшей сложнее формируются привычные для людей навыки. Их трудно научить все делать по общепринятому шаблону, например, чистить зубы по утрам, застилать постель, переодеваться после улицы в домашнюю одежду, складывать свои вещи на место и т. д. Такие дети плохо запоминают порядок действий, правильное написание букв. Если вы хотите научить ребенка красиво рисовать или писать самостоятельно, обязательно приобретите трафарет или специальные прописи для детей. Только в этом случае у малыша будут получаться аккуратные изображения или буквы. Сегодня в специализированных магазинах можно купить даже гитару для левшей. На таком инструменте научиться играть ребенку будет гораздо проще.

Возможные проблемы в школе

Психологи считают, что дети с доминирующей левой рукой имеют некоторые сложности в школе. По крайней мере в процессе обучения левшам следует уделять больше внимания чтению, письму и счету по сравнению с правшами. У таких ребят имеются определенные нарушения зрительного восприятия и памяти. В свою очередь, это приводит к появлению у леворуких детей в школе следующих проблем:

  • написание букв в зеркальном отражении;
  • замедленный темп письма;
  • неустойчивый подчерк;
  • путаница в геометрических фигурах, похожих по форме;
  • путаница в буквах и цифрах с похожими геометрическими элементами в написании.

С феноменом зеркальных движений знакомо большинство родителей детей, у которых левая рука является доминирующей. У одних он выражается в виде зеркального письма (ребенок начинает писать слово с конца, то есть с той буквы, которой оно заканчивается). Другие же дети зеркально рисуют, читают и воспринимают любую другую информацию. В школе решить эту проблему помогут прописи для детей с ведущей левой рукой.

Как правило, зеркальное восприятие встречается у детей возрастом до 10 лет. Если же оно сохраняется и дальше, ребенку могут потребоваться специальные занятия. Они помогут скорректировать недостатки восприятия пространства, координации и внимания.

Проблемы левши в школе часто связаны с медленным восприятием им информации. Такому ребенку потребуется гораздо больше времени на написание того же отрывка текста, чем правше. Получается, что леворукий школьник прикладывает к чистописанию больше усилий, но результат у него зачастую получается хуже. У большинства левшей подчерк не выравнивается, а остается таким на всю жизнь.

Простой тест на левшу

По результатам теста можно узнать об активности полушарий мозга ребенка, которые отвечают за то, какая рука будет у него доминирующей – правая или левая. Кстати, выполнять задания рекомендуется после того, как малышу исполнится пять лет. До этого времени ведущей у ребенка поочередно может то правая, то левая рука.

Задания теста выглядят следующим образом:

  1. Сплести пальцы рук в замок. Если сверху окажется большой палец левой руки запишите на бумаге букву L, а если правой — P.
  2. Представьте перед собой мишень и прицельтесь в нее. Если для этого вы закрываете левый глаз, оставляя открытым правый, запишите на бумаге букву P. В противном случае зафиксируйте на листе букву L.
  3. Скрестить руки на груди. Если сверху окажется кисть левой руки запишите L, и наоборот.
  4. Поаплодировать. При этом леворукие дети обычно бьют левой ладонью по правой, а праворукие выполняют аналогичные действия наоборот. В первом случае на листе следует записать L, а во втором букву P.

Записи на листе бумаге, сделанные во время выполнения теста, позволят оценить левша или правша ребенок:

  • PPPP — ребенок на 100 % является праворуким;
  • LLLL — 100 % левша.

Дальше процент доминирования правого или левого полушария зависит от того, каких букв по результатам теста окажется больше. Правши имеют отличные способности к языкам, чтению и письму. Левши — более творческие и эмоциональные люди. Они лучше других умеют мечтать и фантазировать, имеют хорошие способности к музыке и изобразительному искусству. Определить доминантность полушарий своего мозга может абсолютно любой человек, независимо от того пишет он правой рукой или левой.

Сравнение правши и левши

На протяжении многих лет психологи не перестают сравнивать способности леворуких и праворуких детей. На основании мнений специалистов можно выделить три основных теории:

  1. Психическая деятельность у левшей значительно хуже, чем у правшей.
  2. Способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону.
  3. Дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстрее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. В качестве подтверждения этого мнения психологи приводят в пример знаменитых леворуких людей Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Все три теории имеют право на существование и только дополняют друг друга.

Считается, что межполушарные связи у левшей не такие прочные, как у правшей. Именно поэтому они имеют более высокие творческие способности, поскольку их воображение не ограничивается жесткими рамками. С другой стороны, навыки, которые требуют взаимодействия между полушариями мозга, у них формируются медленнее. Если же оценивать эмоциональную сторону леворуких и праворуких детей, то для последних характерен положительный настрой и оптимистичный взгляд на жизни, в отличие от левшей, которые по сути являются пессимистами.

Нужно ли переучивать левшу?

Еще 20 лет назад ребенок с ведущей левой рукой в школе был редким гостем. Дело в том, что уже в первом классе его обязательно переучивали из левши в правшу. Сегодня же дела обстоят совсем иначе. Психологи рекомендуют при работе с ребенком-левшой отказаться от переучивания. В противном случае произойдет грубое и совсем ненужное вмешательство в особые механизмы деятельности мозга. Каковы же будут последствия этих действий, предсказать и проконтролировать никто не сможет.

У переученных левшей нередко наблюдаются следующие невротические симптомы:

  • нарушение аппетита;
  • бессонница;
  • головные боли;
  • страхи;
  • энурез;
  • боли в животе;
  • заикание;
  • повышенная возбудимость;
  • раздражительность;
  • неусидчивость;
  • вялость;
  • навязчивые движения.

Следует отметить, что если по ряду причин происходит отказ от ведущей руки, то он должен сопровождаться задействованием второй стороны. В этом случае могут быть полезными игры с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, направленные на развитие координации движений пальцев. Такие занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут.

О вреде переучивания свидетельствуют и статистические данные. Согласно им, каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша. Леворукие дети часто страдают неврозами. Этот вопрос глубоко изучается и по настоящее время.

Левша вполне комфортно чувствует себя в мире, где его поддерживают и не осуждают ни родители, ни учителя, ни ровесники. Такой ребенок вполне может стать полноценным членом общества. В специальных магазинах сегодня можно приобрести все необходимое для развития и обучения таких детей, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая гитарой для левшей. Это поможет ребенку занять достойное место в обществе правшей.

Родителям на заметку

Психологи подтверждают, что изменить то, что заложено природой, невозможно. Это неправильно и противоестественно. Последствия для ребенка в этом случае могут быть плачевными. А это значит, что перед родителями стоит задача помочь своему мальчику или девочки быстрее и легче адаптироваться к условиям окружающего мира.

На постсоветском пространстве не разработаны отдельные методики обучения левшей письму и чтению. Поэтому им все равно приходится приспосабливаться к миру праворуких людей. Чтобы упростить этот процесс, родители могут сделать для детей-левшей следующее:

  • организовать рабочее место так, чтобы источник света находился с правой стороны;
  • не акцентировать внимание ребенка на наклоне букв в правую сторону при письме;
  • выполнять с детьми упражнения, направленные на развитие моторики и зрительного восприятия;
  • положительно относиться к особенностям развития своего ребенка.

Все занятия с леворуким школьником должны проводиться систематически и занимать по времени не более 20 минут. Затем ему нужно дать время для отдыха, после чего можно продолжить учебную деятельность.

Характеристика левши дает представление о нем как о ребенке ранимом, эмоциональном и творчески одаренном. Задача родителей состоит в том, чтобы принять его таким, каким он есть на самом деле и развить в нем все те качества, которые заложены природой.

Ребенок левша: особенности развития мальчика, девочки

Большинство людей в современном обществе пользуется правой рукой, однако небольшой процент с детства использует левую руку, что остается загадкой для ученых и служит одним из признаков одаренности. Феномен леворукости до конца не изучен, а исследования в этой области вызывают догадки и новые вопросы. Причины возникновения леворукости объяснимы – доказано, что оно не является вредной привычкой.

Многие левши с раннего детства демонстрируют признаки одаренности

Не такой, как большинство сверстников

До некоторых пор к взрослым левшам относились с опаской, а леворуких детей заставляли пользоваться правой рукой. Непохожие на других малыши вызывали тревогу у мам. Их наказывали, что редко приводило к положительному результату. Обучившись писать правой рукой, такие дети все равно делали большую часть работ левой, как им удобно. Отголоски предвзятого отношения к левшеству остались в крылатых фразах: «сделать одной левой», «левая работа»

Обнаружив, что их чадо отлично владеет левой рукой, современные родители не паникуют. Дети разные, а задача близких людей – помочь им развиваться правильно. Вопросов, связанных с особенностями воспитания таких малышей немало, однако известно, что в мире проживает более 500 миллионов леворуких людей. Большая их часть заселяет Восточную Европу, Южную Азию, меньшая – жаркую Африку, Западную, Северную Европу. Международный день левши отмечают 13 августа.

Физиология леворуких детей

Леворукость – это преобладание функций левой руки, связанное с особенностями работы головного мозга. Определить главную руку в дошкольном возрасте сложно, поскольку мозговые структуры формируются неравномерно. Правое полушарие созревает к 5 годам. Оно отвечает за образное мышление, контролирует левую часть тела.

До школьного возраста доминирующее полушарие может меняться несколько раз

В свою очередь, левое полушарие созревает позже – к 8-12 годам. Оно ответственно за речь и умение мыслить логически. Мозолистое тело (сплетение нервных клеток) формируется еще дольше, отвечает за правильное взаимодействие полушарий. Есть дети, у которых оба полушария развиты одинаково, но такой феномен еще мало изучен.

Если провести диагностику группы детей в 3 года и повторить ее спустя 6-7 лет, леворуких среди них в первом случае будет гораздо больше. Значит, родителям 2-5-летнего малыша рано делать выводы, что их ребенок левша, даже если он активно использует левую руку. Гораздо чаще побеждает правое полушарие мозга и большинство людей правши. Именно поэтому современный мир организован для их удобства.

Психология леворуких мальчиков и девочек

В дошкольном периоде особого различия между леворукими мальчиками и девочками нет. Они одинаково легко попадают под влияние сиюминутного настроения, капризов, часто плаксивы и упрямы. При внимательном отношении близких они хорошо адаптируются к школе и достигают успехов в учебе. Леворуких мальчиков и девочек отличает:

  • повышенная ранимость и чувствительность;
  • хорошее воображение;
  • мечтательность;
  • обидчивость;
  • тревожность;
  • быстрая утомляемость.

Деток-левшей отличает мечтательность, творческий ум и ранимость

Близким людям не следует подчеркивать исключительность ребенка левши, обращать на это внимание посторонних людей. Если к 5 годам он не освоит произношение звуков «р» и «п», свистящих и шипящих, важно обратиться к логопеду. Решить проблему речи и изучить методику обучения леворуких детей навыкам письма лучше до поступления в школу.

Причины леворукости

В ряде случаев большее развитие получает правое полушарие мозга, или же возникают ситуации, когда ребенок вынужден работать левой рукой. К основным причинам левшества относят:

  • ход беременности – стрессы и нездоровый образ жизни будущей мамы, гипоксия плода, тяжелые роды могут провоцировать перестройку полушарий головного мозга крохи;
  • наследование – специфика организации мозга и левшество передаются из поколения в поколение;
  • травмы головы – в их результате левое полушарие не может выполнять ведущую роль;
  • подражание взрослым – когда в семье есть леворукие люди, наблюдательный малыш может перенимать их поведение;
  • серьезная травма правой руки – за 6 месяцев ребенок полностью овладевает навыками использования левой руки, но ведущей останется правая половина тела.

Ребенок-левша: особенности развития и обучения

Ребенок-левша: особенности развития и обучения


Те из нас, кто учился в советской школе, застали времена, когда левшей переучивали на правую руку. Еще 30 лет назад леворукость считалась дефектом, ошибкой природы, ведь все в мире было сделано для праворуких людей. Постепенно отношение к этому менялось, в массовом порядке левшей уже не «переделывают». Как работает мозг леворуких детей? Нужно ли учить их по-особому? В Международный день левши рекомендациями для родителей таких детей делится Наталья Федосова-Лебедева, детский психолог, монтессори-педагог школы «Наши Пенаты».

Наталья Федосова-Лебедева, психолог школы «Наши Пенаты»


Отношение к леворукости как к чему-то неправильному создавало массу проблем детям-левшам. И родители, и педагоги во что бы то ни стало стремились исправить этот «изъян», и методы были весьма суровыми. Я процитирую нескольких людей, которых в детстве пытались переучить.

«Когда я пошла в школу, меня переучивали на правшу. Родители боялись, что в школе надо мной будут издеваться, да и все в мире не приспособлено для левшей. В результате я пишу правой рукой, но до третьего класса у меня был нервный тик и все время держалась небольшая температура».

«Учительница в школе сказала, что не будет учить левшу. Родители испугались и начали меня переучивать. Я начала заикаться, боялась идти в школу, там учительница била указкой по руке, когда я случайно брала ручку в левую руку. Родители передумали и перевели меня в другой класс. Так я осталась левшой».

«Я правша, но чистить яйцо могу только левой рукой. За это в детстве мне от отца прилетало ложкой в лоб, он очень боялся, что я буду левшой».

Как видно из этих слов, родители очень переживали за детей-левшей и боялись, что тем будет трудно жить с этой особенностью. Кому-то удавалось переучить такого ребенка, но какой ценой! У переученных левшей возникали трудности в обучении, невроз, проявляющийся в нарушении сна и аппетита, тиках, заикании, энурезе. В результате — потеря учебной мотивации, снижение активности, замкнутость, высокая тревожность. Некоторым везло: в лучшем случае после переучивания ребенок справлялся с негативными последствиями и использовал полноценно обе руки. Некоторым не очень: нередко дети-левши сохраняли на всю жизнь глубокую травму, низкую самооценку, ощущение собственной неполноценности и тот самый невроз. Для такого явления сейчас есть даже свое название: декстрастресс. Это состояние невротизации, возникающее у леворуких детей при ограничении естественных движений для насильственного переучивания. Массовый отказ от переучивания вызван именно открытием этого явления.


Леворукость — это нормально!

Актуальные вопросы, связанные с леворукостью, можно поделить на две основные категории: нормально ли это и что делать, если ребенок левша?

Исходя из накопленных знаний, можно сказать, что леворукость — это не патология, а индивидуальный вариант нормы, который часто зависит от врожденных особенностей строения мозга ребенка. Ни к отклонениям в развитии, ни к снижениям способностей человека леворукость не ведет. Педагоги и психологи едины в своем мнении: детей-левшей нельзя переучивать!

Давайте разберемся, в чем же особенность работы мозга левшей. Головной мозг состоит из двух полушарий, одно из них является ведущим. Доминирующая рука связана с ведущим полушарием, противоположным по отношению к ней. То есть если ведущее полушарие правое, то ведущая рука левая, и наоборот. Левое полушарие — аналитическое, логическое, обрабатывает информацию последовательно, действует рационально. Оно решает задачи, формулирует гипотезы, анализирует, вырабатывает понятия, суждения, отвечает за речь, чтение и письмо. Это ведущее полушарие для ребенка-правши.

Правое полушарие — образное, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимает ее как целостный образ. Оно оперирует невербальными сигналами, перерабатывает и хранит информацию о чувственных образах, художественном видении мира. Для правого полушария характерно доминирование интуиции. Правополушарному человеку важно не то, что сказано, а то, как это сказано, он тонко чувствует интонацию. Правое полушарие ведущее для ребенка-левши.

Почему у одних людей ведущая рука правая, а других левая? На этот вопрос однозначного ответа нет, но ученые выделяют несколько факторов:

  • Генетическая предрасположенность: кто-то из родителей, бабушек, дедушек левша. В этом случае вероятность рождения ребенка-левши очень высокая.

  • Нарушения, травмы, полученные во время беременности и родов.

  • Вынужденная леворукость после травмы правой руки, при повреждениях мозга, подражание значимым взрослым.

Как определить ведущую руку

Еще до школы нужно понять, какая рука у ребенка ведущая, потому что еще до поступления в первый класс дети учатся писать. До четырех лет большую часть действий дети производят обеими руками, функции головного мозга еще не имеют четкой локализации. К пяти годам укрепляются связи между полушариями головного мозга и телом, формируется стойкое предпочтение ведущей руки. Что делать, если этого не произошло, и вы пока не можете понять, какой рукой ребенку удобнее пользоваться? Используйте специальные методы определения ведущей руки:

  • Наблюдайте за ребенком: какой рукой он ест, какой берет игрушки, машет на прощание, чистит зубы.

  • Предложите ребенку сжать пальцы рук замком. Сверху будет большой палец ведущей руки.

  • Пусть ребенок нарисует круги одновременно обеими руками. Круги у ведущей руки будут более четкими, ровными.

  • Попросите ребенка взять кружку со стола, полить цветы, достать книги с полки, открыть/ закрыть замок у входной двери, намотать нитку на катушку, разрезать бумагу ножницами. Важно, чтобы предметы находились на одинаковом расстоянии от левой и правой руки, имели доступ со всех сторон. Более информативно предлагать ребенку незнакомое дело. Если ребенок выполняет действия левой рукой, при этом его движения точные, значит перед нами левша.

Как нужно учить левшу

Леворукость — это не нарушение, это индивидуальная особенность функционирования мозга. Она не может быть препятствием для развития и обучения ребенка и достижения успеха в жизни. Миру известны люди, выдающиеся профессионалы, которые были левшами: Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Пабло Пикассо, Билл Гейтс, Уинстон Черчилль, Наполеон, Чарли Чаплин, Фридрих Ницше и многие-многие другие.

Однако леворукие дети обладают рядом особенностей, которые необходимо учитывать при обучении. Родителям и учителям можно дать следующие рекомендации.

Учитывайте темперамент ребенка

Левши более чувствительны и эмоциональны, поэтому многие из них выбирают творческие профессии: это актеры, музыканты, художники, поэты. При этом они сильнее реагируют на стресс, склонны к повышенной тревожности и депрессиям.

Как правило, левши медлительны. Не торопите и не ругайте их, запланируйте больше времени для адаптации к миру правшей и для усвоения сложных действий, особенно чтения и письма. В обучении обязательно используйте различные творческие задания, рисунки, схемы, наглядные пособия для лучшего понимания материала. Подавайте материал пошагово, показывайте ребенку алгоритм действий. Отслеживайте направление ряда слева-направо в играх и различных действиях. Обратите внимание на организацию рабочего места: для левой руки необходимо пространство, свет должен падать справа

Не пытайтесь сделать его «нормальным»

Взрослым важно быть внимательными к ребенку-левше. Не показывайте негативного отношения к леворукости. Помните, эта особенность — индивидуальный вариант нормы, как цвет глаз. Ваша задача —  развить чувство уверенности у ребенка, поддержать его самооценку. Не старайтесь переучить ребенка. Это может привести к дополнительным трудностям в обучении и к серьезным нарушениям здоровья.

Совершенствуйте образовательную среду

Попробуйте использовать специальные письменные принадлежности и прописи для леворуких детей. Они могут сделать образовательную среду более комфортной. В наше время модернизируются и активно производятся для использования левшами привычные всем предметы: ножницы, ручки, прописи, точилки и линейки, компьютерные мыши и клавиатуры и даже гитары, швейные машинки и хоккейные клюшки!


Помогите преодолеть трудности с письмом

Чаще всего у левшей возникают трудности в овладении письмом. За этот навык отвечает левое полушарие, и у правшей именно из него поступают сигналы при письме к ведущей руке. У левшей они должны пройти через мост (мозолистое тело) между полушариями, так как левой рукой управляет правое полушарие. На это требуется больше сил и времени. Отсюда возможны задержки в развитии речи и трудности с письмом.

Важно обратить внимание на удобную постановку руки при письме: кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. При таком способе ребенок не смазывает написанное, видит образец, ему не нужно выворачивать кисть руки. Единственный минус: буквы имеют наклон влево, что противоречит требованиям каллиграфии. Кроме того, у 85% леворуких детей встречается проблема зеркального письма.

Не требуйте писать безотрывно, соединяя между собой все буквы. Для помощи ребенку предлагайте ему игры с буквами, их вылепливание и рисование. Вместе пишите буквы и слова на песке, на столе, в воздухе.

Развивайте обе руки

Левша — это не зеркальная противоположность правши. Ему гораздо легче освоить работу второй рукой. Развитию обеих рук способствуют игры с мячом, плавание, настольный теннис, «чеканка» маленьким мячиком, лепка, вязание, завязывание и развязывание узелков, собирание мозаики, раскручивание и закручивание крышек и другие действия, развивающие координацию и моторику.

Используйте сильные стороны левшей

Преимущества левшей ярко проявляются в творчестве благодаря активному правому, образному полушарию. Такие дети могут достичь хороших результатов и в спорте благодаря моторной асимметрии: бокс, теннис, фехтование, игровые виды.

Обучение ребенка-левши требует от окружающих взрослых больше внимания и терпения. Настройтесь на позитивный лад, в ваших силах организовать для ребенка комфортное обучающее пространство!

Читайте также:

4 причины, почему ребенок не делает домашнее задание, и как это исправить

10 причин выбрать для первоклассника программу «Школа России»

Логоритмика: развиваем речь движением

Фото: Oksana Kuzmina/Nikolai Moiseenko/Dmitri Ma/LightField Studios/Shutterstock.com

Если ребенок левша? Особенности развития

  • Интернет-магазин

  • Где купить

  • Аудио

  • Новости

  • LECTA

  • Программа лояльности

Мой личный кабинет

Методическая помощь
Вебинары
Каталог
Рабочие программы

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Финансовая грамотность

Психология и педагогика

Внеурочная деятельность

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Мой личный кабинет

Методическая помощь

Дошкольное образование

Начальное образование

Алгебра

Английский язык

Астрономия

Биология

Всеобщая история

География

Геометрия

Естествознание

ИЗО

Информатика

Искусство

История России

Итальянский язык

Китайский язык

Литература

Литературное чтение

Математика

Музыка

Немецкий язык

ОБЖ

Обществознание

Окружающий мир

ОРКСЭ, ОДНК

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Французский язык

Химия

Черчение

Шахматы

Экология

Экономика

Психология и педагогика

Помощь и консультация детям-левшам, их родителям и учителям

Дети-левши
могут найти жизнь немного более трудной, потому что они не могут легко использовать часть оборудования для правшей, которое им дают. Если их родители и учителя правши, они часто не осознают трудности, с которыми сталкивается ребенок, и на ребенка могут навесить ярлык неуклюжего, неуклюжего или трудного.

Проблемы такого рода в большинстве случаев легко решаются с помощью простых советов и использования специальных
разработаны инструменты для левшей, которые доступны для основных задач, таких как письмо и резка.

Мы надеемся, что эта информация окажется для вас полезной, и будем рады услышать от вас о любых проблемах, которые вы или ваши
ребенок столкнулся с тем, что не покрыто — Щелкните здесь, чтобы отправить электронное письмо Лорен.
Кроме того, внизу этой страницы мы разместили несколько ссылок на общую информацию о воспитании и развитии детей.

Резка ножницами

Когда маленькие дети только начинают вырезать формы ножницами, это большой шаг, и очень неприятный, если вы не можете это сделать, а все остальные могут! Ребенок-левша, использующий ножницы для правой руки, обнаружит, что не может видеть линию, по которой должен разрезать, и бумага или карточка будут гнуться между лезвиями, а не разрезать чисто.

Лезвия на левосторонних ножницах установлены таким образом, чтобы левое лезвие всегда находилось наверху, где бы вы их ни держали. Это означает, что при резании левой рукой лезвия сталкиваются вместе, обеспечивая плавный разрез по всей длине лезвия, а также что левша имеет четкий обзор линии разреза.

Вырезание форм превращается в пустяк! Родители часто удивляются тому, насколько хорошим стал ребенок, которого они считали «безнадежным, когда режет что-нибудь», когда они впервые пробуют использовать ножницы для левой руки.

Когда левша пользуется ножницами для правой руки, ему приходится неестественным образом сдвинуть большой и указательный пальцы вместе, чтобы ножницы порезались, оставляя следы на руке и, в конечном итоге, мозоли. Кроме того, они должны смотреть поверх лезвия, которое закрывает линию реза. С правильно сконструированными ножницами для левой руки этих проблем не возникает, поскольку ваше естественное режущее действие совпадает с действием ножниц. Просто держите ножницы прямо и естественно и не пытайтесь перекрутить лезвия.Через короткое время вы почувствуете себя комфортно со своими новыми ножницами и удивитесь, как вы так долго терпите неправильное использование правых ножниц! Все наши ножницы полностью левосторонние, с перевернутыми лезвиями и формованными ручками.

Предупреждение! Как мы уже объясняли, невозможно сделать «ножницы для обеих рук», хотя многие производители заявляют, что их ножницы «универсальны» или «подходят для использования левой и правой рукой». Это относится только к ручкам, которые не имеют формы для сустава правой руки, но они не имеют никакого преимущества для левшей.Вместо того, чтобы покупать их, лучше написать производителю резкую жалобу! (дополнительную информацию см. в разделе часто задаваемых вопросов.)

ЛЕВЫЕ НОЖНИЦЫ
Когда лезвия перевернуты, так что левое лезвие находится сверху, вы можете видеть линию разреза, а лезвия имеют правильное режущее действие, когда они сжимаются. Захваты выполнены таким образом, чтобы удобно располагаться вокруг большого пальца.

ПРАВЫЕ НОЖНИЦЫ
Верхнее лезвие закрывает линию реза, поэтому обычно вы режете внутри нее.Лезвия раздвигаются левым сжимающим движением, и бумага изгибается между лезвиями. Кроме того, форма ручки очень неудобная и оставляет следы на большом пальце левой руки

В нашем интернет-магазине представлен ассортимент ножниц-левшей для детей разного возраста.

Письмо

У детей-левшей могут возникнуть серьезные проблемы, когда они впервые начнут писать, поскольку им нужно протолкнуть ручку или карандаш по странице слева направо, а не потянуть за , как правшу.Это имеет тенденцию заставлять точку врезаться в бумагу, а не плавно течь. Кроме того, когда их рука следует за ручкой, легко испачкать работу и создать настоящий беспорядок!

Эти проблемы усугубляются, когда им приходится писать правильным пером картриджа или перьевой ручки. Эти перья специально разработаны, чтобы скользить по бумаге и обеспечивать плавный поток чернил, когда тянут ПРАВОЙ рукой . Когда ребенок пытается протолкнуть его по бумаге ЛЕВОЙ рукой , все, что он получает, — это много царапин и никаких чернил!

Чтобы решить эту проблему, они пытаются расположить свое тело и бумагу и держать ручку под углом, при котором оно будет писать, и это может привести к очень неудобному стилю письма «крючком», которого следует избегать!

Гораздо лучшим решением является использование специально разработанного пера для левой руки с острием, обрезанным в другом направлении, или с закругленным шариком на конце пера, который позволяет ему писать плавно при нажатии.Конструкция пера также перевернута, так что чернила будут плавно течь, когда ЛЕВАЯ сторона пера прижата к бумаге, а не вправо.

Эти различия в маленьком наконечнике могут не показаться очень значительными, но они имеют огромное значение, когда вы учитесь писать (и всю оставшуюся жизнь!). В нашем интернет-магазине представлен ряд ручек для левшей.

Помимо использования правильных перьев, полезно занять хорошую позицию:

* Поверните бумагу примерно на 45 градусов по часовой стрелке (переместите верх вправо)

* Держите ручку / карандаш надежным «трехточечным захватом» между большим, указательным и средним пальцами

* Держите кисть и запястье ПОД линией письма

* Запись на наклонной поверхности также может помочь

На рисунке показано:
Коврик Writewell с указателем положения бумаги
Ручка с картриджем для левой руки

Мы подготовили БЕСПЛАТНЫЙ информационный бюллетень по почерку, который
дает множество советов и предложений, которые помогут вам улучшить
стиль письма ребенка.

Нажмите здесь, чтобы увидеть наш «Свободный почерк
Информационный бюллетень ». *

* (Для просмотра справки по почерку вам потребуется Adobe Acrobat
Читатель. Если у вас его нет на вашем компьютере, нажмите здесь, чтобы бесплатно скачать)

Ранние писатели

Для детей младшего возраста, начинающих рисовать и писать, очень важно научить их правильному хвату и правильной позиции письма. Формованная ручка для карандашей или карандаши и ручки с треугольным корпусом могут очень помочь, как и большие карандаши и ручки, поскольку они поощряют критический «трехточечный захват».

В нашем интернет-магазине вы можете увидеть ряд специально подобранных ручек, карандашей, мелков и фломастеров.

Ручки специальные

Было много специально разработанных ручек, которые должны помочь левшам, и мы перепробовали их все! Мы рекомендуем:

Ручки-роллеры Stabilo sMove с формованным корпусом в специальной версии для левшей.
Yoropens со смещенными точками письма, которые позволяют легче видеть, что вы пишете, и подвижной резиновой рукояткой, благодаря которой их удобно держать в левой руке.Они определенно заслуживают всех выигранных дизайнерских наград и являются фаворитами в офисе Anything Left-hand.
Не размазывающиеся кончики волокон Stabilo — толстые ручки с тонкими кончиками, очень быстро сохнут, чтобы избежать смазывания

Каллиграфия — искусство красивого письма

Если дети заинтересуются каллиграфией, они обнаружат, что проблемы с написанием пером значительно усугубляются, когда они используют более широкое перо.

Происхождение слова «каллиграфия»,
греческое, где ‘kah’ означает красивый, а ‘graphos’ означает
письмо. Каллиграфию определенно можно определить как искусство
красивое письмо!

Этот особый вид искусства нравится многим детям, а те, кто
опытные люди сочтут это очень творческим и веселым. Можно было сказать
что каллиграфия может быть более сложной для левши,
но с правильными материалами, инструкциями, немного терпения и
практика, прекрасная работа может быть достигнута.

ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ САМОЙ КАЛЛИГРАФИИ

  1. Ваше положение для письма должно быть удобным. Тело и плечи
    лицом к столу и головой на высоте 12–14 дюймов над работой, чтобы
    избегать округлых плеч.
  2. Подумайте о своей маме — используйте моющиеся чернила!
  3. При использовании лампы или другого искусственного света поместите ее в
    право вашей работы, чтобы избежать теней.
  4. Наклонный стол облегчает письмо — попробуйте подпереть доску
    с консервной банкой или банкой в ​​верхних углах.
  5. Будьте смелыми с картинками, которые будут сопровождать ваши письма.
  6. Используйте только те ручки, которые предназначены для использования левой рукой — это
    гораздо меньше разочарований.
  7. Расслабьтесь и наслаждайтесь. НО помните, как только вы овладеете искусством
    каллиграфии, откажитесь делать список рождественских открыток для мамы
    (если вы сначала не договоритесь о комиссии!)

У нас есть отличная книга
по каллиграфии для левой руки Вэнса Студели, а также широкий
диапазон
ручки и наборы для каллиграфии с правильным углом наклона для левой руки
перья.

Книги и видео

Есть несколько книг, в которых даются советы по написанию письма левой рукой и даются упражнения для отработки правильного стиля и формирования букв (см. Нашу страницу, посвященную формированию букв левой рукой). Существуют также более общие книги о левшах и о том, почему левши, как правило, творческие и успешные люди!

Ознакомьтесь с ассортиментом книг, имеющихся в нашем интернет-магазине

Мы также выпустили видеофильм «Дети-левши. Руководство для учителей и родителей», который оказался бесценным учебным пособием.Комментарий генерального директора Агентства по подготовке учителей:
«Чрезвычайно полезный ресурс для начального обучения и повышения квалификации учителей. Мы нашли это очень информативным и заставляющим задуматься. Это вызывает некоторые серьезные опасения и побудит учителей признать проблему левшей »

Эстель Моррис, министр школьных стандартов в то время, прокомментировала:
« Это видео может сыграть роль в повышении осведомленности учителей о конкретных проблемах, связанных с окружающей средой. дети-левши, поздравляю и благодарю всех причастных

Видео можно приобрести в нашем интернет-магазине или по телефону 01737 888269

Интернет-ресурсы по воспитанию и развитию детей

Мы проверяем множество веб-сайтов, и мы думаем, что это те, которые лучше всего помогут — мы надеемся, что они вам пригодятся:

Семья и воспитание Семья и родители.com есть книги и видеоролики о воспитании детей, воспитании детей и беременности, где даются советы по воспитанию детей. Книги о воспитании детей, воспитании детей, воспитании детей, уходе за ребенком, беременности, семейных отношениях и многом другом.
Сосредоточьтесь на своем ребенке «Сосредоточьтесь на своем ребенке» направлен на то, чтобы помочь родителям сблизиться, поделиться практическими советами по воспитанию детей и побудить друг друга максимально использовать годы родительского воспитания. С участием доктора Джеймса Добсона и «Сосредоточьтесь на семье».
Родителям от родителей Информация для родителей и советы для родителей детей от 0 до 5 лет. Обсуждаются родительский опыт и ситуации, а также практические решения проблем малышей и малышей. Настоящие родители предлагают другим родителям помощь и поддержку.
Коучинг для родителей Компания Parent Coaching поможет вам получить удовольствие от воспитания детей и вырастить счастливых, уверенных в себе детей.
Воспитание и развитие ребенка Parenting: Parent Magazine помогает вам понять развитие ребенка, его поведение и построить отношения любви со своими детьми.
Магия воспитания Электронные книги для родителей — Быстрая помощь родителям
Сбор средств для школы Много информации по сбору средств для школ
Здоровое место В здоровом месте содержится разнообразная информация, основанная на здоровье и воспитании детей.
Значения Воспитание Values ​​Parenting предлагает программы для родителей, советы по воспитанию, советы по воспитанию и навыки для родителей, чтобы воспитывать детей и обучать ценностям.
Schwablearning Руководство для родителей по помощи детям с нарушением обучаемости

Если у вас есть веб-сайт, посвященный помощи детям и их родителям, сообщите нам, если вы хотите обменяться ссылками.

.

Следует ли родителям пытаться изменить своих малышей-левшей на правшей?

  • Родители, которые хотят, чтобы их дети писали правой рукой, а не левой, только пытаются делать правильные вещи. Ребенок, который пишет левой рукой, вырастает с проблемами в обучении и чтении. Когда ребенок маленький и начинает писать, он может использовать как правую, так и левую сторону. Они просто используют обе руки. Если вы предложите ребенку использовать правую руку, то, в конце концов, он это сделает.

    Автор: FriendlyEzra34

  • Да, могут.

    Да, родители могут научить своих детей пользоваться правой рукой, потому что есть некоторые вещи, которые являются врожденными талантами, которым нельзя научить, например, жевать, сосать, глотать и т. Д. Но когда дело доходит до проблем с рукой, мы все знают, что больше силы в правой руке, так почему бы не позволить ребенку научить правильному?

  • Невозможно отменить факт.

    За годы исследований было доказано, что дети с дислексией чаще всего левши.Принуждение ребенка к переходу с левой руки на правую не предотвратит этого. Вашему ребенку будет легче, как писали другие до меня.

  • Конечно, они могут попробовать.

    Как бы сильно вы ни спорили по этой теме — обратите внимание, что заголовок гласит: «Если родители ПОПРОБУЮТ изменить своих малышей-левшей на правшей», я не думаю, что вы можете изменить что-то настолько глубокое в бессознательное решение ребенка взять первый объект — слева или справа? Какая сила, на небе или на земле, может повлиять на выбор ума в чистом возрасте? Если разум испорчен — на него можно повлиять, но как изменить решение, принятое без раздумий? Его можно выбрать до рождения — даже направить в вашу ДНК.Если это глубоко вплетено в ваши данные, то как родитель переключит его? Это маловероятно, если можно что-то так легко переключить, тогда зачем беспокоиться, если у вас достаточно силы, чтобы манипулировать чистым умом?

  • Правые живут дольше.

    Согласно Медицинскому журналу Новой Англии, средняя продолжительность жизни правши составляет примерно семьдесят пять, в то время как средняя продолжительность жизни такого же левши — всего шестьдесят шесть. Это можно объяснить целым рядом факторов: люди с доминирующей левой рукой с большей вероятностью погибнут в результате несчастных случаев, страдают изнурительными психическими заболеваниями, такими как шизофрения, и им труднее обрабатывать логическую информацию.Хотя я понимаю необходимость самовыражения, нет причин, по которым родители должны придерживаться этого на протяжении всей жизни своего ребенка: представьте, если бы ваш сын решил ехать назад во имя индивидуальности.

  • test

    Левша — не то, от чего нужно избавляться. Это подарок, который отличает вас от остальных правшей. Избавляться от этого нежелательно ни в какой ситуации. Недавнее научное исследование также доказало, что левши более креативны.Почему вы хотите, чтобы ваш ребенок был менее креативным?

  • Да, я считаю, что родители должны попытаться превратить малышей-левшей в правшей, потому что очень многие вещи предназначены для правшей.

    Английский язык и алфавит предназначены для написания правшей. Если человек правша, то легче писать буквы, цифры и слова. Все остальное в этом мире предназначено и для правшей. Детей нужно с рождения учить отдавать предпочтение своей правой руке, но не наказывать, если они не хотят этого делать.Я считаю, что если ребенку абсолютно легче и выгоднее пользоваться левой, то ее следует оставить в покое. Но нужно постараться обучить их иначе. Это может избавить их от неприятностей в будущем, если они будут жить в мире правшей.

  • Почему бы и нет?

    Если малыш левша, получают ли они те же знания, что и правша. Вы заметили, сколько здесь правшей. Если вы заметили, что в некоторых классах есть только два или один левша / человек.Как это эквивалентно, когда класс малышей учится писать, а левша будет испытывать трудности, потому что, как многие знают, маленькие дети копируют других. Итак, левша, смотрящая на правую, ставит там руку, они действуют так же. Это вызовет проблемы.

  • Согласно исследованиям —

    Конечно, не понимаю, почему бы и нет. Миф о заикании — это все еще таков — его все еще очень мало научных данных, подтверждающих его, только анекдотические свидетельства. Однако есть исследования, показывающие, что леворукость связана с повышенным риском для психического здоровья.Например, исследование 2008 года показало, что леворукость или смешанность у детей связана с повышенным риском проблем с речью, а также с симптомами СДВГ. Конечно, нет никакой гарантии, что изменение чьей-либо руки повлияет на вероятность заболевания, но попробовать стоит.

  • Леворукость выглядит нелепо и в то же время дурно

    Да, как художник, я могу засвидетельствовать, что принуждение ребенка-левши использовать правую руку не повредит их художественным способностям и будущему.Когда ребенок пишет левой рукой, это выглядит так, как будто у него была мать-хиппи, которая была слишком занята набиванием трубки для травы, чтобы научить ребенка правильно пользоваться ручкой.

  • .

    детей | Что-нибудь леворукое

    О нас |
    Связаться с нами

    Проверять, выписываться

    Начать покупкиКорзинаОформить заказ

    • Home
    • LH Shopping
      • Детали доставки
      • Бестселлеры
      • Продукты с самым высоким рейтингом
      • Последние поступления
      • Видео о товарах для левшей
      • Как работают товары для левшей
      • Документы
    • Идеи подарков для детей Подарки

      Идеи подарков до 10 фунтов стерлингов.00 Идеи подарков от 10 до 20 фунтов стерлингов Идеи подарков на сумму более 20 фунтов стерлингов

    • Подарки для взрослых

      подарков до 10 фунтов стерлингов Идеи подарков на сумму от 10 до 25 фунтов стерлингов Essentials

    • Writing Essentials
  • Writing
    • Пакеты и подарочные наборы

      Пакеты и подарочные наборы

    • Ручки для левой руки

      Ручки для картриджейЗаполнители для ручек с картриджамиНе размазываемые ручкиStabilo Non-Smudge PensPensabilo EAS

    • Письменные принадлежности

      Руководства и книги Захваты и аксессуары Линейки

    • Карандаши, ручки и точилки

      Карандаши для левой руки

    • пошив одежды sc issors
    • Specialist Scissors
  • Children
    • Наборы детских предметов первой необходимости

      Наборы детских предметов первой необходимости

    • Ручки и карандаши

      Ручки для картриджей

    • Ножницы

      Ножницы

    • Школьное оборудование

      Линейки Точилки для карандашей Спиральные записные книжки

    • Книги и письменные принадлежности

      Руководства и книгиПодготовка книгПособия по написанию

    • Развлечения и игры

      Развлечения и игры

  • Набор для дома и офиса

    и подарочные наборы

    Упаковки и подарочные наборы

  • Кухня

    Поварские ножи Пилеры Олово открывалкиШтопорыПриготовление едыДругая кухонная утварь

  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *